Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХУСЛОВИЯХ




Е годы

Команда управленцев

В 1980-е годы советская экономика была ориентирована на эффективное развитие народного хозяйства, на улучшение условий жизни,труда и быта людей. Но по размерам национального дохода на душунаселения страна уступала развитым капиталистическим странам.

 

Программа социального развития ставила соответствующие задачиперед коллективом завода «Красное Сормово». Контрольные заданияодиннадцатой пятилетки (1981–1985 гг.) предусматривали резкое увеличение выпуска товаров народного потребления и изделий для сельскогохозяйства. Было запланировано строительство завода «Волна» для выпуска стиральных машин и других товаров для населения. Предусматривалась широкая программа жилищного строительства (в 6-м микрорайоне Комсомольского поселка, 5-м микрорайоне,  пос. Народный, наул. Культуры, в микрорайоне «пер. Союзный – ул. Свобода» и т. д.).

 

Для решения больших и ответственных задач на заводе ежегодноразрабатывался обширный комплексный план технико-экономического и социального развития. В нем указывались конкретные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения государственногоплана и социалистических обязательств. Выполнение плана строгоконтролировалось как руководством предприятия, так и общественными организациями (партком, профком, комитет комсомола и др.).

 

Во второй половине 1980-х годов к власти в стране пришли новыеполитические лидеры, и грянули перемены, названные «перестройкой». Руководство страны принимало важные решения, направленныена углубление экономической реформы, изменение политической системы, демократизации всей жизни советского общества.

 

Социально-экономические процессы, естественно, отразились нажизни завода. Претворять эти решения в жизнь и внедрять все последующие экономические реформы пришлось фактически новой управленческой команде во главе с генеральным директором Н.С. Жарковым,который приступил к своим обязанностям 18 мая 1984 года.

 

В то время одной из важнейших задач в области экономики явилосьизменение системы управления предприятиями. Партийные директивы предписывали создание производственных объединений как единого производственно-хозяйственного комплекса, в управлении которогосочетались u1073 бы централизованное руководство и самоуправление трудовых коллективов.

 

Завод становится производственным объединением

С мая 1988 года было образовано производственное объединение«Завод «Красное Сормово». В него вошли: завод «Красное Сормово»(головное предприятие), ОКБ «Волна» (проектирование и техническое сопровождение производства стиральных машин), завод «Волна»(производство стиральных машин), агропромпредприятие, комбинатпитания, сдаточные базы – Северная сдаточная база (Архангельскаяобласть), СПТБ № 6 в Мурманской области, Черноморская производственно-техническая база в Севастополе.

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1985 года завод перешел на новые условия хозяйствования – полныйхозяйственный расчет и самофинансирование. Первыми в экспериментбыли включены цехи – механосборочный № 1 (МС-1), первый судомонтажный (1-СМ), третий судокорпусный (СК-3), чугунолитейный, сборочно-сварочный корпус (ССЦ). Но успешным такой переход нельзябыло назвать. Этому мешали недостаток оборотных средств, убыточность некоторых видов гражданской продукции (при наличии ее в плане), а также перераспределение отраслевым министерством прибылиот рентабельной продукции военного назначения среди других предприятий отрасли.

 

Расчеты специалистов завода показывали, что соответственной прибыли от реализации продукции и услуг было недостаточно для образования фондов экономического стимулирования, платежей за производственные фонды, трудовые ресурсы. В то же время росли проценты закредиты: в 1989 году – 57,1 млн. рублей, в 1990 году – 68,5 млн. рублей.

 

Руководство предприятия обращалось в вышестоящие органы спредложениями освободить объединение от уплаты налогов за производственные фонды и трудовые ресурсы, увеличить сумму средств накапитальные вложения по строительству за счет централизованных источников, уменьшить ассортимент стального проката и литья по заказам Госснаба по причине их убыточности при фиксированных ценах,снять с производства убыточные и малорентабельные u1080 изделия товаровнародного потребления и машиностроения. Однако ни одно из них принято не было.

 

Перестройка характеризовалась широкой гласностью. Трудовыеколлективы и их общественные организации принимали участие в выработке важнейших решений и контроле над их исполнением, избрании руководителей при единоначалии в управлении предприятием. Дляреализации демократических принципов, заложенных в Законах СССР«О государственном предприятии (объединении)» и «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями» в цехахи отделах были образованы Советы трудовых коллективов (СТК). Былсоздан и заводской СТК в составе 40 человек. Возглавил его бригадирслесарей-монтажников Борис Владимирович Перевезенцев.

 

Советы решали наиболее важные вопросы деятельности предприятия в сфере труда: от совершенствования управления до выборов руководителей (от бригадира до директора завода). Так, в 1988 году СТКцехов МС-1 и ОСМ рассмотрели вопросы подведения итогов выполнения трудового соглашения, коллективной ответственности за трудовую

и общественную дисциплину, социалистических обязательств, переходаколлективов цехов на новые условия хозяйствования и др. Одновременно на заводе активно работали и другие общественные организации:партком, комитет комсомола, профсоюзный комитет, совет молодыхспециалистов, совет бригадиров, совет мастеров, научно-техническийсовет, а также множество комиссий – по укреплению трудовой дисциплины, по борьбе с пьянством и алкоголизмом и др.

 

Распад СССР, создание новых границ и таможен, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, смена политическогостроя привели завод к тяжелому экономическому и финансовому положению. Основными причинами стали обрушение экономики всейстраны и конверсия производства.

 

На грани выживания

Руководству Производственного объединения предстояла борьбаза сохранение завода и его коллектива. С 1 октября 1992 года было ликвидировано Министерство судостроительной промышленности СССР,которому подчинялся '3161 судостроительный завод (в их числе и «Красное Сормово»). По решению конференции трудового коллектива ПО«Завод «Красное Сормово» стало членом концерна «Морское кораблестроение». Основные фонды и оборотные средства в тот период оценивались в 900 млн. рублей.

 

В 1991 году завод, ориентированный на выпуск военной продукции,оказался в сложных экономических условиях. Пришлось переживатьфактически «нулевую» конверсию. Ранее объем военного судостроенияна «Красном Сормове» составлял 76 %. В 1992 году завод был исключен из планов государственного финансирования, а к этому времени наего стапелях находилось 9 подводных лодок (4 атомных и 5 дизельных).

На них поступило заявленное оборудование, которое завод вынужденбыл оплатить за счет построенных сухогрузов. За бывшими поставщиками военных заказов образовался огромный долг – 133 млн. рублей.Обращение за помощью к Правительству оказалось безрезультатным.

 

Руководству завода пришлось самостоятельно принимать решенияпо выходу из создавшейся ситуации, определять судьбу коллектива. Специалисты завода разработали собственную конверсионную программу,были получены конверсионные кредиты. Но картотека неоплаченныхсчетов составила почти миллиард рублей.Руководство завода разработало план технического перевооружения, где определяющим были строительство сухогрузных теплоходов,спроектированных заводскими специалистами. Производилось техническое переоснащение цехов, переоборудование стапельных мест кор-

пусного и монтажного производства.

 

Как следствие процессов, идущих в стране, и на заводе произошлоснижение объемов производства, особенно в металлургии (не былосредств для оплаты сырья и материалов). Объем производства стиральных машин упал до 78,5 %.

 

1992 год был чрезвычайно тяжелым для завода и его работников.В целях социальной защиты своих сотрудников администрация и профсоюзный комитет разработали и внедрили Положение «О порядке индексации зарплаты работников объединения». Коэффициент индексасоставил с 1 марта 1992 года 1,7, с 1 июля 1992 года – 2,7.

 

Приказом генерального директора был утвержден перечень трудовых и социальных льгот, предоставляемых работникам за счет прибылипредприятия, а также утверждено Положение о порядке выдачи безвозмездных ссуд молодым семьям при вступлении в ЖСК на улучшение жилищных условий и обзаведение домашним хозяйством. Строить

бесплатное жилье завод был уже не в состоянии.

 

В связи с сокращением объема производства начались ограничения в приеме на завод новых работников, а также упорядочение численности персонала предприятия. Были освобождены от занимаемыхдолжностей 1500 человек, в том числе 23 заместителя начальников цехов и отделов, 387 специалистови служащих. В этот год не смогли

открыть базу отдыха на реке Юг,загородные лагеря отдыха детейначали работать лишь с помощьюпрофсоюзов, детские сады былизакрыты на весь летний период.

 

Финансовое положение завода было тяжелейшим, по всемвидам производства – отрицательный баланс. Но наиболее неблагоприятное положение сложилось состроительством подводных лодок.За ПЛ № 304, отправленную на сдаточную базу, было недополученоот заказчика 240 млн. рублей. Для выплаты зарплаты завод взял кредитпод 53 %. В связи с неплатежеспособностью подавляющего большинства предприятий, не имеющих возможности выставить предоплату, назаводе скопилось неотправленной продукции на 150 млн. рублей.

 

Объявленная так называемая «шоковая терапия» ограничиласьлишь неимоверным поднятием цен. Если раньше тонна передельногочугуна стоила 400 рублей, то в 1992 году – 13 тысяч рублей. СормовскаяТЭЦ, монополист по производству теплоэнергии, за пять дней мартавыставила счет на 13,5 млн. рублей. Руководство завода решило расторгнуть договор с ТЭЦ, расконсервировать паросиловой цех и перейти наводяное отопление.

 

Весь год прошел под угрозой срыва сроков зарплаты, но в мае всетаки задержка с выплатой произошла (в Сормовском банке не оказалось необходимых средств).

 

Объем производства снизился на 11,7 %. Этому способствовало несколько причин: снижение оборонного производства и отсутствие средствна расчетном счете, вследствие чего завод месяцами не мог приобрестисырье и комплектующие. Покупатели продукции не могли оплачиватьсчета, многие из них обанкротились. Многочисленные арбитражные решения по взысканию долга не исполнялись. Заводу не заплатили за незавершенное производство подводных кораблей (заводской № 305, 612и 613). По решению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцинаот 18 марта 1992 года эти лодки подлежали утилизации (резка в шихту).Предприятия, поставлявшие металл и комплектующие для ПЛ, через арбитражный суд взыскивали долг, а ВМФ за «незавершенку» не платил.Правда, 30 декабря 1992 года пришел платеж по ПЛ «Барракуда» (зав.№ 304) – 300 млн. рублей и за ПЛ (зав. № 612). Но уже была готова ксдаче ПЛ (зав. № 413) и почти готова ПЛ (зав. № 414).

 

«Выжить и сохранить коллектив!»

В это тяжелейшее время руководство завода делало ставку на поиск заказов, производство новой, пользующейся спросом продукции,расширение объемов гражданской продукции. Этому способствоваларазработанная на заводе программа конверсии на 1992–1995 годы. Онаимела два направления:

 

1. Переоборудование и техническое переоснащение цехов всех производств под увеличенную программу строительства сухогрузных теплоходов. Планировался выпуск 7 судов типа «Волга» (1993 г.), 9 сухогрузов (1994 г.), 10 сухогрузов и танкеров (1995 г.). С 1994 года началистроиться сухогрузные теплоходы нового проекта «Россия». Для них вэти тяжелые годы шла подготовка производства.

 

2. Вынужденное сокращение межзаводской кооперации (МЗК).Многочисленные поставки с предприятий СНГ (Украины, стран Балтии и т. д.) тормозились таможенными барьерами, банковские оплатыпроходили по 2–4 месяца из-за различия валют и беспрерывно меняющегося соотношения курсов. В связи с этим часть оборудования пере-

водилась на изготовление изделий, поступавших ранее по межзаводской кооперации.

 

1992–1993 годы – период обвальной конверсии – был тяжелейшим испытанием для коллектива завода. Генеральный директор Н.С. Жарковсформулировал задачу так: «Выжить и сохранить коллектив u187 » Руководствозавода нашло новые ориентиры для производства гражданской продукциив рамках конверсионной программы, добилось поддержки в Министерствеэкономики и Министерстве финансов, и поэтому заводу одному из первыхбыли выделены кредиты на проведение конверсионных мероприятий вразмере 502 млн. рублей и одновременно льготный конверсионный кредит

под 5 % в размере 500 млн. рублей (из 1 млрд. рублей, выделенных Нижегородской области) и 400 млн. рублей на пополнение оборотных средствпод 10 % (это тоже был льготный кредит, так как коммерческие банки в тегоды выдавали кредиты под 83 %).

 

Но финансовые проблемы осложнялись еще и тем, что были введены первоочередные и обязательные платежи, в том числе и налогив бюджет (они без уведомления снимались с расчетного счета завода):НДС, на прибыль, в пенсионный фонд, налог на четырехкратное превышение минимального размера оплаты труда, выплаты на детскиекомпенсации, в фонд занятости, дотации УЖКХ, ОДУ, комбинатупитания, отчисления на социальное развитие района, выплаты в целевой фонд конверсии, на пользование автодорогами, платы за тепло,газ, воду, электроэнергию и т. д. Оставшиеся средства шли на приобретение материалов, оборудования, выдачу зарплаты. Из-за недостатка

финансовых средств пришлось сократить до предела финансированиесоциальной сферы, и завод отказался от строительства бесплатного жилья (хотя 2570 семей нуждались в улучшении жилищных условий, а очередь на кооперативное жилье насчитывала 1310 семей и еще 265 семейстояло в 11 льготных очередях).

 

За год были улучшены жилищные условия только 100 семей – в связи со сносом частного сектора и в обмен на однокомнатные квартиры.Цены на кооперативное жилье выросли почти в 10 раз. Поэтому руководство завода и профком разработали программу материальной помощи членам ЖСК. А через профсоюзные организации была налаженареализация промышленных и продуктовых товаров по ценам ниже рыночных.

 

Численность детей дошкольного и школьного возраста работниковзавода составляла 14 тысяч. Однако на летний период пришлось закрывать детсады и летние дачи. На содержание 21 дошкольного учреждениятребовалось 6 млн. рублей ежемесячно. За содержание одного ребенкабыла установлена плата: 20 % – с родителей и 40 % – с предприятия,где работают родители. Но многие предприятия не в состоянии былиоплачивать эти суммы. Лагерь «Волга» был открыт за счет средствпрофбюджета.Клуб юных техников, четыре подростковых клуба пришлось передатьместным властям. Для поддержки уровня жизни работающих удовлетворялись все заявки на получение участков под сады и огороды. Профком завода организовал семь садоводческих товариществ.

«Нулевая» конверсия

Завод выстоял и сохранил важнейшие технологии, конструкторскую, производственную, научную базы и квалифицированные кадры.С 1993 года он начал работать по новой производственной программе.

 

В 1993–1994 годах со стапелей сходило по 6–7 сухогрузов в год, восновном их продавали за границу по демпинговым ценам (иначе намеждународный рынок невозможно было выйти). Сухогрузы продавали по цене 5 млн. долларов, хотя истинная цена аналогичных судов зарубежом 7,5 – 8 млн. долларов.

 

С 1993 года осваивается выпуск новых изделий – 1500 единиц судовой мебели для сухогрузов, модульных панелей для обстройки кают, водонагревателей, нагревателей масла, люковых закрытий, якорей и т. п.Завод самостоятельно освоил изготовление гидроклапанов, фильтров,штуцерных соединений, фланцев привода арматуры, иллюминаторов,заслонок, кингстонов, клапанных коробок и еще огромное количество

наименований судовой арматуры.

 

Изготовление отливок, поковок, штамповок взяли на себя заводские металлурги. Раньше эту продукцию поставляли другие предприятия МЗК, в том числе из ближнего зарубежья (Молдавии, Белоруссии,Украины, Прибалтики).

 

Завод имел заказы, но коллектив продолжало лихорадить из-за нестабильности экономики страны, расстроенности финансовой системы, а также постоянного ростацен на теплоэнергоносители. Нехватало оборотных средств.

 

В 1993 году (26–29 марта) страна снова пережила конституционный, а также системныйкризис: перестала u1088 работать система государственного регулирования экономикой, и при этомне были разработаны ориентирыденежно-кредитной и валютной

политики. Однако, несмотря насложный переходный период,когда многие предприятия сталибанкротами, руководство заводаво главе с Н.С. Жарковым сумелосохранить научно-технический ипроизводственный потенциал.

 

С 1994 года по программе конверсии завод практически перешелна выпуск гражданской продукции. На стапелях уже не закладывалисьновые подводные лодки. Одну спустили на воду, а две по решению Правительства разрезали в шихту. Трагедию атомных ПЛ из уникальноготитана тяжело переживали на заводе все – и руководители, и рядовыесудостроители.

 

Работе по конверсионному плану мешало строительство атомнойПЛ, но обязательства перед государством сормовичи выполнили, и14 декабря 1993 года лодка была сдана Российскому флоту. Однако Правительство оплатило труд сормовичей лишь в июне 1994 года, поэтомупредприятию пришлось брать в долг деньги под большие проценты.

 

Сбыт сухогрузных теплоходов налаживался с трудом. Завод рассчитывал на принятую в 1993 году Правительством программу возрождения Российского флота, что было актуально: российскому торговому флоту в наследство от союзного государства остались в основномстарые корабли, к тому же почти половина сухогрузов отслужила свой

срок.

 

В программе Правительства было записано, что отечественным судостроительным заводам будут заказывать по 5 сухогрузов в год. Однако этого не произошло, а заключенные с пароходствами контрактыбыли сорваны, так как те оказались банкротами. Корабли были нужныпароходствам, но ни банки, ни Правительство кредитов им не выделяли.Пришлось перезаключать контракты заново, и вместо девяти запланированных судов были построены только семь (да и те были отправленыза границу – в Иран и Германию).

 

Для дальнейшего строительства судов требовался металл, цены накоторый непрерывно росли, да и с поставщиками были проблемы. Вэтих условиях руководством u1079 завода было найдено удачное решение – завод вступил в состав ассоциации «Северсталь». Техническое содружество выразилось в форме удачных бартерных контрактов: в обмен напоставку стали завод построил Череповецкому комбинату сухогрузы,первый из которых получил название «Арнольд Икконен».

 

В то же время были подписаны контракты на строительство (точнее,достройку) двух дизельных подводных лодок для Китая. Сдача первойпланировалась на 1994 год. Но этот контракт был не очень выгоднымдля завода. Условия расчета с КНР, утвержденные постановлениемвице-премьера Правительства, предусматривали следующий парадокс:65 % стоимости оплачивалось товарами народного потребления и лишь35 % валютой. И только благодаря настойчивости генерального директора Н.С. Жаркова был подписан более выгодный вариант контракта сКНР, согласно которому заказчик оплачивал продукцию товаром(50 % ) и валютой (50 %). Разумеется, и этот контракт нельзя было считать выгодным, так как приходили сотни вагонов китайских товаров, неимеющих сбыта в КНР, а заводу приходилось искать посредников дляих реализации. Но другого выхода не было.

 

В 1994 году кроме сухогрузов для Череповецкого металлургического комбината 15 декабря был сдан последний седьмой по счету сухогруз из сдаточной программы для АО «Кубаньгазпром».

 

Из-за уменьшения объемов выпуска стального и чугунного литья1 декабря пришлось закрыть чугунолитейный цех.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...