Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подводные лодки послевоенных проектов




2 декабря 1951 года в Баку был подписан приемный акт подводнойлодки «С-80» пр. 613, построенной на заводе «Красное Сормово». Заложена она была на сормовском стапеле в 1950 году. После войны этобыла самая крупная серия подводных лодок – 215 единиц. Из них 113построены на «Красном Сормове». Темпы строительства и сдачи проекта 613 и поныне впечатляют: 16 ПЛ (1953 г.), 29 ПЛ (1954 г.),

37 ПЛ(1955 г.), 26 ПЛ (1956 г.).

 

В то же время шла реконструкция корпусных и монтажных цеховзавода под строительство новых лодок. В октябре 1957 года была заложена головная лодкапр. 633, в мае 1958-гоее спустили на воду, ав августе 1959-го сдали ВМФ. По тактико-техническим данным она превосходила ранее построенные корабли. За четыре года были построены 20 кораблей.

 

Первенцем научноподводного флота стала ПЛ «Северянка», переоборудованная на заводе в 1958 году по просьбе Министерства рыбногохозяйства СССР из боевой ПЛ для участия в промысловых экспедициях. На ее борту велись научно-исследовательские работы, решались рыбопромысловые задачи.

 

В 1959 году боевая подводная лодка проекта 613 была переоборудована в морской испытательный стенд пр. 613С для отработки новыхкорабельных спасательных устройств (главный конструкторС.Н. Якимовский). В то же время была построена первая в мире экспериментальная спасательная подводная лодка пр. 666. На ней установ-

лен автономный управляемый подводный снаряд (УПС) – родоначальник серии подводных спасательных и рабочих аппаратов, построенныхна заводе по чертежам ЦКБ «Лазурит».

 

В середине 1950-х годов в СССР начались крупные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного обеспечить государственные интересы страны в мировом океане.

 

Оснащение кораблей сормовской постройки ракетным оружиемначалось с переоборудования нескольких дизель-электрических подводных лодок. С конца 1950 – начала 1960-х годов по разработкам ЦКБ-18и СКБ-112 завод строит подводные лодки с контейнерами для запускаракет. Они устанавливались u1085 на палубе корабля. Это были первые носители крылатых ракет П-5, предназначенных для поражения береговых

объектов.

 

Опыт их постройки, эксплуатации и испытаний нового оружия былучтен в большой ракетно-торпедной ПЛ пр. 651. Строительство и сдачаВМФ серии этих кораблей в 1960-е годы явилось для судостроителейзавода огромной школой постижения и накопления опыта корабельного мастерства.

 

СОРМОВСКИЙ ПРОРЫВ:

ПОД ВОДОЙ, НА ВОДЕ, НАД ВОДОЙ

Е годы

 

Этот период можно характеризовать как период технического взлета иэкономической стабильности на заводе. Впечатляющих успехов добился онв металлургии, введя в эксплуатациюв мае 1955 года первую в Советском Союзе промышленную установку непрерывной разливки стали (УНРС).Сормовичи создали ее в содружествес работниками Центрального научно-исследовательского института чернойметаллургии под руководством академика И.П. Бардина. За ее пуск и освоение нового способа разливки стализаводские инженеры Н.И. Смеляков,Н.Л. Командин, К.П. Коротков, Н.П., Майоров, А.В. Хрипков в 1958 годубыли удостоены Ленинской премии.

 

Способ непрерывной разливки стали устранил операции, связанные с разливкой стали по изложницам и прокаткой слитков наобжимных станах. В результате резко сократился металлургическийцикл.

 

Подводные лодки второго поколения

Новым этапом подводного кораблестроения было строительствоПЛ пр. 670. В короткий срок была согласована и подготовлена документация для их строительства. Однако требовались и новые средствапроизводства. Поэтому в 1963 году Совет Министров СССР принял постановление о второй послевоенной реконструкции завода.

 

После ее завершениясущественно изменилсяоблик завода. Был введен новый эллинг и современный цех сборки объемных секций, построен комплексно механизированный корпус для централизованной металлоподготовки и обработки листового и сортового проката, введен в стройблок механосборочных цехов. За счет нового строительства приростпроизводственной площади составил 130 000 м2.

 

В это же время были u1087 переоборудованы и доведены до современногоуровня вспомогательные цехи завода, обеспечивающие строительствоПЛ, создан комплекс плавучих средств для достройки и сдачи кораблейвторого поколения – энергоблок, плавдоки, плавмастерские.

 

Широкомасштабное перевооружение в сочетании с творческойинициативой кораблестроителей позволили передать в состав ВМФ к50-летию Великого Октября первый атомный подводный корабль сормовской постройки. Это был результат напряженного труда рабочих«Красного Сормова».

 

Основными техническими достижениями того времени стало освоениеизготовления сложных секций и блоков, внедрение расчетного метода определения сварочных деформаций. Создание принципиально новых подводных кораблей пр. 670 было отмечено в 1970 году Ленинской премией.

 

В 1972 году Военно-Морской Флот получил 11-й корабль, завершивший программу строительства пр. 670, представляющего второе поколение ударных АПЛ с противокорабельными крылатыми ракетами.Более совершенные крылатые ракеты «Малахит» увеличили ударную мощь кораблей, построенных по пр. 670 М «Чайка». По нему в

1972–1978 годах были построены шесть кораблей.

Флагманы для Волги

В традиционном речном судостроении были достигнуты также не малые успехи. В этот период созданы первые в мире дизельные ледоколы «Волга» и «Дон». В 1958 году со стапелей завода сошел флагманречного пассажирского флота – дизель-электроход «Ленин». Первымего капитаном стал старейший и лучший судоводитель Волги С.А. Напитухин. В 1959 году вошел в строй второй дизель-электроход – «Советский Союз». В первый рейс его повел капитан Волжского речногопароходства А.И. Белодворцев.

 

В год 50-летия советской власти, к которому по всей стране началиготовиться задолго, сормовичи преподнесли Родине еще один подарок.Они начали строительство большой серии сухогрузных теплоходов смешанного «река – море» плавания для Волго-Балтийской системы. Новые суда имели грузоподъемность2700 т. Они были оборудованы попоследнему слову техники тоговремени и предназначались дляплавания не только по рекам, но ипо Белому и Балтийскому морямс заходом в зарубежные порты.

Проектировались суда заводскимконструкторским коллективом под руководством А.А. Животовского. Головное судно этой сериив честь славного юбилея получи-

ло название «50 лет Советскойвласти».

 

Крылатые суда

В 1950–1960 годах на Волге навигации были долгими, движение судов почти беспрерывным (многие из них производства завода «Красное Сормово»). Это и сухогрузные теплоходы для Волго-Балта, и флагманы – дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». Из Сормовскойгавани вышел и великан – морской танкер «Генерал Ази Асланов», исуденышки типа «Колхозница» для малых рек, исполины-паромы «Советский Азербайджан»и «Советский Туркменистан».

 

Отсюда нефтяникам Каспиябыло отправлено уникальное в своем роде крановое судно катамаранного типа «Кер-Оглы».Гордостью сормовичей были имощные морские землечерпательные снаряды «Пятилетка»и «Родина».

 

Славу заводу «КрасноеСормово» принесли корабли наподводных крыльях. В 1957 году был построен и спущен на воду первыйв мире скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета». Это суднопостроено по проекту группы заводских конструкторов, которую возглавлял выдающийся конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

 

Необычной казалась, на первый взгляд, форма нового корабля.Удивляла и его скорость – 60–65 км/час. Так, расстояние от Казани до г.Горького теплоход покрывал за 7–8 часов. Таких скоростей Волга ещене видела!

 

На заводе были построены еще несколько судов на подводных крыльях – «Метеор», «Спутник», «Комета», «Вихрь», «Буревестник», «Чайка» с водометным движителем.

 

Более полутора тысяч судов на подводных крыльях конструкцииАлексеева ныне успешно эксплуатируются под флагами Англии, Франции, Японии, США, Греции, Норвегии, Финляндии и др.

 

В 1962 году специализированное конструкторское бюро Р.Е. Алексеева было преобразовано в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, а в 1965 году выделено u1080 из состава завода.

 

Однако поиск новых решений продолжали и заводскиеконструкторы. По проектам

заводского СКБ были построены суда на воздушной подушке«Радуга» и «Сормович».

 

Группе конструкторов –создателям судов на подводных крыльях в 1962 году была присуждена Ленинская премия. Лауреатами стали Р.Е. Алексеев – главный конструктор, А.И. Васин – заместитель начальника отдела, И.И. Ерлыкин – заместитель главного конструктора, Н.А.Зайцев – главный инженер, Б.А. Зобнин – начальник отдела,Л.С. Попов – заместитель главного инженера, Г.В. Сушин – заместитель главного конструктора, К.Е. Рябов и А.И. Маскалик – начальникиотделов, И.М. Шапкин – заместитель главного конструктора и В.Г. Полуэктов – капитан-испытатель новых кораблей.

 

А всего в тот период на заводе трудилось 35 лауреатов Ленинской иГосударственной премий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...