Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Флотилия для канала Москва – Волга




В 1935 году перед Сормовским заводом была поставлена сложная задача: создать флотилию судов для строившегося канала Москва – Волга.

 

В апреле 1937 году четыре товаропассажирских теплохода и шесть пассажирских катеров были спущены на воду.Несколько позднее на канал отправились еще шесть катеров.

 

Проектирование и постройка теплоходов и катеров явились крупным достижением технической мысли сормовскихсудостроителей. Товаропассажирские теплоходы и катера для канала Москва – Волгаолицетворяли собой более высокий этап вразвитии советского речного судостроения. Они были созданы заводскимиконструкторами под руководствомВ.М. Керичева.

 

В создании флотилии судов для канала Москва – Волга много сил вложили инженерно-технические работникиВ.И. Саввин, Г.П. Кондаков, А.А. Бармин, Л.А. Разин, А.Л. Футорян, А.В.Собачкин, А.Ф. Горин. Самоотверженно, не считаясь со временем,трудились бригады сборщиков П.А. Муравьева, С.М. Харузина, монтажников А.И. Ускова, В.И. Пискарева, электросварщики А.В. Разживин, А.Е. Пирогов, трубопроводчики В.М. Пыренков, Н.Г. Кожевников, Н.З. Шведов, плотники Н.Д. Муреев, М.Д. Голубев и многиедругие. Лучшие из них удостоились высокой чести совершить первуюпоездку по каналу Москва – Волга на своих же судах.

 

20 апреля 1937 года теплоходы вышли из заводской гавани. Поистине триумфальным было следование по каналу и прибытие в Москвуфлотилии, построенной сормовичами.

 

В помощь другим предприятиям

В эти годы Сормовский завод окончательно специализируется наречном и морском судостроении, на постройке судов техническогофлота. Сормовичи освоили строительство танкеров, сухогрузных шхуни ледокола для Каспия, крупных сварных судов самоходного речногофлота, как буксирного, так и товаропассажирского, судов техническогофлота (землесосов, землечерпалок, понтонов), мощных дизелей, паровых машин и котлов. Продолжался выпуск гребных винтов и колес.

 

Наряду с этим в 1933–1937 годах для нужд промышленности выпускались пассажирские и узкоколейные паровозы, чугуновозы, шлаковозы, думпкары, новые тендер-конденсаторы для паровозов серииСО и ФД, прокатное оборудование для черной металлургии, сложноебуровое оборудование для нефтяной промышленности. В эти же годыпроизводились мостовые опоры, коленчатые валы, трамвайные вагоны,запасные части для комбайнов и тракторов, различные изделия широкого потребления.

 

Но не всегда все шло гладко. Были отдельные срывы в выполнениизаданий. В начале 1934 года неблагополучно обстояло дело с выпускомзапасных частей к тракторам. Но дружными усилиями коллектив неизменно преодолевал затруднения и упорно двигался вперед.

 

Завод продолжал оказывать разностороннюю поддержку вновьстроящимся предприятиям области. Особенно ценной была подготовкакадров и посылка бригад на Горьковский автозавод.

 

Рос Сормовский завод, росли и его люди. Завод стал разносторонней школой по подготовке квалифицированных кадров не только длясебя, но и для других предприятий машиностроительной промышленности.

Стахановцы

Первым на Сормовском заводе из тех, кто подхватил почин кузнецовстахановцев Горьковского автозавода, был бригадир мелкосортного стана Александр Павлович Калмыков. В ноябре 1935 года он уже выполнилсвою годовую программу, выпустив 14 000 т проката. В 1937 году его бригада дала 1650 т сверх плана и всю пятилетку трудилась по-стахановски,давая высокую выработку.

 

С первых же дней в соревнование с калмыковцами вступили другиебригады прокатного цеха. Перенимая передовой опыт, они также добились резкого увеличения выработки. И в результате – досрочноевыполнение плана 1935года. До этого в течениепоследних лет прокатчики не выполняли производственной программы,цех называли «старойтелегой».

 

Примеру коммунистаКалмыкова последовали бригадиры колесопрокатного цеха Ф.И. Гребнев и М.Е. Шмелев, сталевары мартеновскогоцеха П.С. Бакаев и П.А. Баландин, бригады старых производственниковпаровозного цеха П.В.Бренчугина и А.М. Гара-

нина, бригада гибщиковсудокотельного цеха И.В. Чкалова, бригада клепальщиков судоверфиМ.А. Клюшенкова и др.

 

В ноябре 1935 года в Сормове состоялся I Всесоюзный слет стахановцев судостроительной промышленности. Место его проведениябыло избрано не случайно. Это объяснялось не только тем, что заводстал ведущим в системе речного судостроения, но и тем, что сормовичипоказывали образцы высокопроизводительной работы. Они опровергли мнение, что в судостроении, не имевшего в то время массового производства, стахановское движение неприменимо.

 

В стахановском движении принимали участие также инженеры итехники завода. Они трудились, не считаясь со временем, бескорыстноотдавали свои знания, опыт и энергию выполнению сложнейших правительственных заказов, в том числе и подводных лодок. Иван Васильевич Мочалов первым из инженерно-технических работников завоевалпочетное звание стахановца. В июле 1937 года И.В. Мочалов был выдвинут на должность директора завода «Красное Сормово».

 

Самоотверженно работали начальники отделов, цехов и участковИ.Я. Березовский, Д.В. Галка, А.А. Лобашев, Д.В. Михалев, С.А. Пархоменко, Л.А. Разин, В.С. Савровский, В.Т. Садченко, Г.И. Усков,М.Н. Фадеев, В.А. Федоровцев, П.П. Маркушев, А.М. Черноверхский,мастера М.И. Васильев, А.В. Красильников, В.И. Годяев, А.С. Степа-

нов, Б.Н. Садовский, С.П. Ястребов и многие другие.

Гости сормовичей

Сормовский завод с его богатым революционным прошлым и современными техническими достижениями привлекал всеобщее внимание.Его часто посещали руководители партии, государства, деятели культуры, писатели.

 

Во второй половине 1928 года А.М. Горький приехал в СоветскийСоюз, посетил родной город и с детства близкий ему Сормовский завод.8 августа писатель прибыл в Сормово. После краткой беседы в заводоуправлении он появился на балконе, выходящем на заводской двор. Гудоккак раз перед тем оповестил конец дневной смены. За несколько минут весь большойдвор завода был буквальнозапружен тысячами рабочих.С большим вниманием людислушали простые слова своеговеликого земляка. Сормовичиединогласно избрали Максима Горького почетным членом заводского комитета.

 

В феврале 1928 года вНижний Новгород приезжалдругой известный в те годыписатель А.С. Серафимович исразу же поспешил на встречу с рабочими «Красного Сормова». Он побывал в цехах, беседовал с рабочими. О своем посещении завода Серафимович написал очерк «В Сормове», известный также под названием«Отчет художникаu187 ». Он отметил огромные перемены в новом, социалистическом Сормове по сравнению со старым, дореволюционным.

 

В том же году в город на Волгу приезжал американский писательГиршбейн. Зная о Сормове по произведениям М. Горького, он посетилзавод. Крупнейшее социалистическое предприятие произвело на негобольшое впечатление.

 

В 1936 году завод в третий раз посетил М.И. Калинин. Первыйприезд «Всесоюзного старосты», как его стали называть после избрания председателем Верховного Совета СССР, состоялся в 1927 году,Максим Горький с сормовичами. 1928 г.второй – в 1933 году. Он был в цехах, беседовал с рабочими, интересовался их бытом. Уезжая, благодарил сормовичей за ударный труд.

 

Еще раньше, в августе 1935 года, за несколько месяцев до смерти, Сормово вновь посетил М. Горький. Он не узнавал многих улиц,даже главной – Коминтерна. Было чему удивиться. Так, в 1934 годупо инициативе старых производственников началось сооружениепарка культуры. В его строительство завод вложил более 1,5 миллиона рублей. На территории парка были построены Зеленый театр,эстрадная сцена, парашютная вышка, беседки, павильоны, детскиеплощадки и аттракционы. В заводском Дворце культуры устраивались встречи работников завода с известными писателями Ф. Пар-

феновым, В. Ставским, Б. Иллешем, популярными артистами театраи кино.

 

В 1936 году сормовичи приняли участие в обсуждении Конституции СССР и внесли 120 предложений. А в декабре состоялись выборы в Верховный Совет СССР. Депутатом в Совет Национальностейбыл избран легендарный летчик В.П. Чкалов.

Первый орден заводу

Сормовичи радовались своим победам. Коллектив рабочих судоверфи в январе 1939 года закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час.Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

 

Производственная победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дняоснования завода.

 

Торжественно отметить эту историческую дату готовились u1085 не толькосормовичи, но и весь город. 4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в делесудостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово»орденом Трудового Красного Знамени». В связи с юбилеем завода Президиум Верховного Совета СССР наградил 89 сормовичей орденамии медалями за образцовую и долголетнюю работу на производстве.Высшую награду – орден Ленина – получили бригадир Василий Иванович Бояркин, проработавший на заводе 67 лет, Михаил ГригорьевичБоков и Александр Павлович Калмыков.

 

В день Конституции, 5 декабря, у Дворца культуры собрались более20 тысяч сормовичей на митинг. В этот же день во Дворце состоялосьторжественное собрание. Трогательным был момент, когда на сценувышли два старейших ветерана завода – В.И. Бояркин и П.А. Заломов.

 

Правительственные награды вдохновляли сормовичей на новыепроизводственные успехи.

 

ЗАВОД СОЛДАТ – ЗАВОД ГЕРОЙ

Годы

Накануне грозных событий

В предмайских обязательствах 1940 года на заводе родиласьмысль вступить в соревнование с одним из крупнейших предприятийстраны – Горьковским автомобильным заводом. Это захватившеевсех предложение обсуждалось 7 мая на собрании стахановцев, ударников и специалистов «Красного Сормова». Было принято решениео соревновании коллективов двух самых крупных заводов Горьковской области.

 

На арену соревнования выходил старейший завод, прошедший90-летний путь, имевший опытные, закаленные десятками лет работына производстве кадры. С другой стороны – молодой, с 8-летним стажемавтомобильный гигант, оснащенный первоклассной современной техникой. Сормовичи заявили, что досрочно завершат выполнение плана1940 года, и свое слово сдержали.

 

Местные органы власти уделяли большое внимание дальнейшемуукреплению материально-технической базы завода. В январе 1941 годабюро Горьковского обкома партии отметило, что реконструкция завода «Красное Сормово» проходит неудовлетворительно. За 11 месяцев1940 года капиталовложения были освоены лишь на 70,4 %. Обком

партии обязал директора завода и управляющего трестом «Стройгаз»предоставить конкретный план с указанием сроков сдачи в эксплуатацию фасонно-сталелитейного цеха, котельной и других объектов. Руководство области обратилось в Москву с просьбой ускорить решениевопроса о полной реконструкции завода «Красное Сормово».

 

В преддверии Великой Отечественной войны были приняты партийно-государственные документы, направленные на ужесточение дисциплины. Совнарком СССР и ВЦСПС в декабре 1938 года приняли Постановление «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины,улучшению практики государственного социального страхования иборьбе со злоупотреблением в этом деле». Было также решено ввести с15 января 1939 года для каждого работающего трудовую книжку.

 

Как мера дальнейшего укрепления трудовой дисциплины был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «Опереходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и озапрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятия иучреждений». Эти меры были жесткими, но необходимыми. На Сормовском заводе прогулы в течение первых дней уменьшились в три раза.

 

Преодолевая многие трудности, непрерывно совершенствуя производство, сормовичи продолжали самоотверженно трудиться. Но мирный труд был прерван внезапным нападением фашистских агрессоров.

Вероломное нападение

22 июня 1941 года завод не работал (было воскресенье), за исключением мартеновского и других ведущих цехов. Услышав правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германиина СССР, тысячи рабочих пришли на завод, и каждый занял свое местона производстве.

 

22 и 23 июня во всех цехах прошли митинги. Многотысячный митингсостоялся у главной проходной. В резолюции рабочие заявили: «Мы,сормовичи, готовы все как один встать с оружием в руках на борьбу сврагом и вести ее до полного уничтожения фашистских захватчиков.Будем работать, не покладая рук, на дело укрепления военной мощинашей Родины u1080 и доблестной Красной Армии».

 

В первый же день сотни работников подали заявление о добровольном вступлении в действующую армию. В Сормовский военкоматпришли более 5000 добровольцев. В числе первых были секретарь партбюро сварочного цеха А.Я. Забелин, рабочий цеха № 1 И. Гурилев, работницы завода Галина Беляева, Зинаида Шведова.

 

Как только началась война, многие ушедшие на отдых старейшие,прославленные производственники, всю свою жизнь посвятившиеродному заводу, люди огромного опыта и революционной закалки,вновь вернулись на производство. Одним из первых пришел ветерантруда И.М. Олимпиев, участник вооруженного восстания 1905 года вСормове.

 

Вслед за старыми производственниками высокий уровень сознательности проявили женщины Сормова. В первые же дни войны назавод пришли тысячи домохозяек, ранее совершенно не видевшихпроизводства. Они заменили своих отцов, мужей, братьев и сыновей,ушедших на фронт. У станков и верстаков на специальных подставкахстали работать дети-подростки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...