Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для Волжской военной флотилии




Сормовичи в годы Гражданской войны служили не только на судахВолжской флотилии, в командах бронепоездов, но и в других частях иподразделениях Красной Армии. За 1918–1920 годы добровольцами ипо мобилизации с завода ушли 3380 человек.

 

Сормовский завод во второй половине 1919 года и в первом полугодии 1920 года командировал по запросам РКП(б) на советскую работу547 человек: на продовольственные курсы, курсы по управлению предприятиями, курсы по нормированию труда, курсы красных командиров,рабочий факультет, в военпродбюро.

 

В связи с закрытием ряда цехов многие рабочие ушли с завода. Если в1917 году в Сормове насчитывалось 20 346 рабочих, то в 1918 году – 14 925,в середине 1919 года – 10 589, а в середине 1920 года – 8526 человек. Наблюдалась большая текучесть кадров, особенно в зимние месяцы.

 

Летом и осенью 1918 года жизнь молодой Советской республикизависела от положения на Восточном фронте. Храбро отстаивала великие завоевания рабочего класса Волжская военная флотилия. Базойфлотилии избрали Нижний Новгород, который располагал достаточно мощной промышленностью и значительными кадрами рабочих иинженеров.

 

На заводах «Сормово», «Нижегородский теплоход», в Муромскоми Молитовском затонах обычные речные суда переоборудовались вбоевые. Всего на Сормовском заводе прошли ремонт и вооружение209 судов. По тем временам это был поистине трудовой подвиг.

 

Были проведены некоторые организационные мероприятия. В начале 1919 года по предложению u1075 главного инженера завода И.Е. Аппака утверждена схема работ по ремонту судов. Ответственным за еепроведение в жизнь был назначен инженер С.Г. Скворцов. На территории затона, на берегу Волги, разместилось временное бюро во главес инженером В.П. Котовым длянаблюдения за ходом работ.

 

Хорошим организатором,знающим свое дело человеком,зарекомендовал себя В.И. Рас

садин, мастер по ремонту судов. Заслуженным авторитетом пользовался старый производственник, бригадир клепальщиков В.А. Балыкин. В 1920 году он одним из первых был занесен на Красную доску почета.

 

Добросовестно трудились,вооружая военную флотилию,рабочие С.Ф. Казаков, В.И. Ершов, В.И. Бояркин, И.П. Прокофьев,И.В.Сухонин, В.А. Кондратьев, А. Жидков, С.М. Галочкин, И.А. Ляпин,И.И. Волков, П.А. Муравьев, С.П. Фомичев, Е.В. Сорокин, М.И. Телогреев, И.С. Привалов, Г.И. Усов, А.А. Гальянов и др. Большой талант иорганизаторские способности проявили инженерно-технические специалисты Скворцов, Котов и конструктор Корнешков.

 

Грозным оружием в Гражданскую войну были бронепоезда. Первыйзаказ на них поступил на Сормовский завод из Центроброни 17 июля1918 года. На заводе был открыт специальный паровозоремонтный цехдля ремонта и бронирования паровозов и вагонов, а также временноебюро по руководству строительством бронепоездов. За 1918–1920 годысормовичи построили около трех десятков бронепоездов, оборудовали50 площадок и много специальных платформ для установки на них зенитных и полевых артиллерийских орудий.

 

Первые советские танки

В конце 1918 года завод оказался на грани полной остановки, и лишьэнергичные меры по заготовке дров, торфа, экономии старых запасовнефти и угля предотвратили его закрытие. Производственные нуждыСормовского завода, как крупного оборонного предприятия, Советскоеправительство стремилось по возможности удовлетворять. Для обеспечения работ по созданию Волжской военной флотилии и строительствубронепоездов заводу было выделено в начале 1919 года 500 тысяч пудовнефти.

 

Но Сормовский завод давал фронту не только u1073 боевые суда и бронепоезда. На боевом счету его коллектива выполнение ответственногозадания – создание первых советских танков.

 

Первое заседание коллегии заводоуправления по этому вопросу состоялось 22 августа 1919 года. Инженер Кутейников доложил о задании правительства: Сормовскому заводу надлежит выпустить 10 боевыхмашин типа французского танка«Рено». Постановили: первый танквыпустить через 9 месяцев посленачала работ.

 

В создании первых советских танков участвовал большойколлектив рабочих и инженерно-технических специалистов Сормовского завода, Центроброни, завода АМО, Ижорского завода.

 

Из заводских инженеров особенно большой вклад в реализацию задания внесли заведующийглавным техническим бюро Д.М. Михеев и его заместитель Н.И. Хрулев. Конструкторские работы вели также К.Г. Крылов, К.И. Сафонов, А.В. Бояркин, В.А. Московкин, А.Е. Басов, Г.А. Золотухин, П.И.Салтанов, М.И. Мещанинов. Конструктор В.А. Московкин предложилоригинальное улучшение передаточного механизма от мотора к гусеничной шестерне. На Красную доску было занесено также имя старше-

го конструктора П.И. Салтанова.

 

Одним из активных создателей танка был также заведующий пушечным цехом Л.Б. Алексеев. Много труда и энергии вложил в созданиепервых советских танков представитель Центроброни Иван Христианович Гаугель. В память этого замечательного человека названа однаиз улиц Сормовского района.

 

Точно в срок, за 9 месяцев, сормовичи создали первый советскийтанк. Всего на Сормовском заводе было построено тогда 15 танков, ивсем им были даны особые названия: «Борец за Свободу тов. Ленин»,«Парижская Коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа» и др.

 

Ведя борьбу за хлеб и топливо, сормовичи одновременно решали иеще одну важнейшую задачу – транспортную. В конце Гражданской войны Сормово переключилось на строительство и ремонт паровозов, вагонов, изготовление запасных частей для железнодорожного транспорта.Комиссар Центроброни И.Х. Гаугельу танка (стоит крайний слева)

 

Ударный труд

Летом 1920 года завод был включен в ударную группу u1087 предприятий,работавших для транспорта. Постановлением Совета труда и обороныот 13 августа 1920 года Сормовский завод был милитаризирован, а рабочие и служащие считались мобилизованными и освобождались отпризыва в Красную Армию. Еще весной 1920 года завод перестал заниматься бронепоездами, и с лета переключился главным образом нановое паровозо- и вагоностроение.

 

1 мая 1920 года на заводе состоялся первый коммунистический субботник. На него вышли 6125 рабочих – более 70% от общего числа. Из рабочейсреды стали выделяться лучшие из лучших, активные, самоотверженные,высоко сознательные труженики. Имена лучших рабочих и специалистовСормовского завода с октября 1920 года стали заноситься на Краснуюдоску почета. По этому случаю проводились торжественные собрания, на которых чествовали героевтруда и вручали им подарки.

 

В октябре 1920 года 156 рабочих,служащих, инженерно-техническихработников удостоились чести бытьзанесенными на Красную доску, вноябре – 219, в декабре – 254. Фрезеровщик арматурного цеха Кириллов,сверловщики Филатов, И. Курицын,Гребенников, сборщик И. Баранов,строгальщик В. Лепин, токарьН. Кузнецов – лишь немногие из Героев труда тех героических лет.

 

Умелыми организаторами производства показали себя многие мастераи инженерно-технические работники. Например, заведующий прокатнымцехом инженер И.П. Коняхин в ноябре обеспечил 148 % выработки. Ударно работали заведующий вагонным отделом инженер Л.П. Никольский,мастера этого цеха В.В. Климов, А.В. Рязанов, А.В. Колесов, А.Я. Андреев. Вагонный отдел за ноябрь выполнил план на 187,5 %.

 

Коллектив Сормовского завода успешно справился с заданием потранспортному машиностроению на второе полугодие 1920 года. Из капитального ремонта вместо 30 по плану вышло 36 паровозов. Значительно была превзойдена программа по строительству снегоочистителей.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАВОДА

Годы

 

Борьба с разрухой

Гражданская война закончилась, предстояла труднейшая работа поликвидации ее последствий. Уже во втором полугодии 1920 года завод занял второе место среди 21 предприятия, включенного в ударную группу,и заслужил благодарность Государственного объединения машиностроительных заводов (ГОМЗ), куда входил в то время Сормовский завод.

 

Президиум Нижегородского губисполкома, учитывая, что вокруг завода и его поселка возник крупный экономический центр, постановилв середине декабря 1920 года выделить Сормово с примыкающими кнему волостями в самостоятельный уезд.

 

Несколько дней спустя в Москве проходил съезд ударных заводов.В момент общего хозяйственного упадка страны многим предприятиямгрозило закрытие. Война закончилась, оборонная продукция более нетребовалась. Съезд единогласно принял решение о безусловном продолжении работ на Сормовском заводе.

 

С 1921 года завод начал работы по восстановлению волжскоготранспорта: производил котлы, полускаты, разные запчасти для ремонта судов, инструменты, колеса, полускаты и пр.

 

В 1921 году специализация некоторых цехов изменилась. Так, пушечный цех осенью прекратил производство орудий, и встал вопрос опереоборудовании его для выпуска двигателей внутреннего сгорания.Начали разрабатывать проекты переоборудования всего предприятияи постройки нового металлургического завода. В Сормове решались

важнейшие вопросы дальнейшего развития промышленности.

 

С 1 августа было введено одобренное рабочими так называемое коллективное снабжение, по которому завод получил 16 000 пайков, делившихся на четыре категории. Переход к «коллективному снабжению»совпал с заменой коллегиальности в управлении заводом единоначалием. Первым управляющим, а затем и «красным директором» заводастал Николай Дмитриевич Данилов (с 15 сентября 1921 г.). Термин «дирекция завода» введен в январе 1922 года.

 

«Коллективное снабжение» положительно сказалось на росте производительности труда и сокращении прогулов. В декабре завод выполнил месячное задание на 163%. Однако по отдельным видам продукцииплан не выполнялся. За весь год завод выпустил всего 15 новых и 30капитально отремонтированных паровозов. Новых товарных вагоновбыло произведено 163.

 

Восстановление довоенной производительности тормозилось множеством причин. Возрождение крестьянского хозяйства вело к оживлению прежде всего местного товарооборота. Спрос на продукцию тяжелой промышленности мог быть лишь со стороны государства, а оно ещене имело достаточных средств для бесперебойной оплаты производственной продукции. Перевод завода в этих условиях на хозяйственныйрасчет создавал ряд дополнительных трудностей. Н.Д. Данилов 6 марта1922 года сообщил в правление ГОМЗ: «В связи с переводом заказовна коммерческие начала, которых фактически не существует, картинаработ завода и материального снабжения совершенно не ясна».

 

С переходом на хозяйственный расчет основными заказчикамидля Сормова выступали Народный комиссариат путей сообщения иУправление водного транспорта. Несмотря на огромные трудности, в1922 году наметился перелом в сторону усиления борьбы с разрухой.

 

Новое название завода

Новое все увереннее пробивало себе дорогу, завод начал расти.Торжественно открылся первый построенный при советской властисудостроительный цех. В 1922–1923 годах введены в эксплуатацию лесопилка № 1, механическая мастерская при судостроительном цехе, ремонтная мастерская, строились паровозное депо и другие сооружения.

 

17 ноября 1922 года изменилось наименование завода, он стал заводом «Красное Сормово».

 

Конструкторские функции на заводе выполняло Главное техническое бюро. В сентябре 1921 года основной штат этого бюро состоял иззаведующего, трех его помощников, 7 старших конструкторов и53 технических работников (в 1914 г. технический персонал составлял 75 человек). Кроме того, существовало бюро производства,круг обязанностей котороговесной 1921 года значительнорасширился. Имелось также итехнико-нормировочное бюро(ТНБ). С сентября 1922 года былирасширены права главного инженера: он стал ведать приемом иувольнением рабочих, оформлением заказов и получил право издавать распоряжения.

 

С 1 декабря 1922 года заведование всем техническим отделомзавода, за исключением железнодорожного, u1087 пароходного, погрузочного и строительного цехов,было поручено инженеру Г.М. Баранову. Одновременно инженерГ.В. Тринклер был назначен заведующим специально созданного технического бюро оборудования.

 

Осенью 1922 года Н.Д. Данилов получил новое назначение на должность директора Приокского горного округа. Директором Сормовского завода с 8 ноября стал Василий Иванович Курицын, его заместителем – И.Д.Чугурин, а помощником по технической части И.Е. Аппак.

 

С именем В.И. Курицына связан важный этап перестройки работызавода на основе более строгого учета требований новой экономической политики и условий восстановительного периода. Рабочая дирекция со своими обязанностями справлялась и вела работу успешно.

 

Этапы возрождения завода можно видеть на примере сталелитейного цеха. В 1921 году удалось пустить в ход лишь одну из шести «замерзших» мартеновских печей. С 1 января 1923 года работали уже четырепечи, производительность которых исчислялась в 2 млн. пудов (в 1913 г.все шесть печей давали 3,8 млн. пудов стали).

 

С 1920 по 1925 год заметно увеличилось количество работающих назаводе. Из года в год, из месяца в месяц ускорялись темпы восстановления предприятия. Улучшались его экономические показатели. Однаков 1923/1924 хозяйственном году выпуск готовой продукции достиг лишь39 % довоенного уровня. Можно было добиться более высоких производственных показателей, если бы не устаревшее, изношенное оборудование, постоянная нехватка сырья и разных материалов и, главное,недостаточная загрузка производственных мощностей.

 

Заключенный с трестом «Азнефть» договор о поставках буровогооборудования, заказы на строительство судов и паровозов даже наполовину не загружали цеха. Особенно резко сократились заказы настроительство паровозов. Чтобы помочь заводу, Нижегородский губком партии настоял на передаче ему заказов на котлы для Волжского

Паром для Рязано-Уральской железнойдорогипароходства. Изготовление трамвайных вагонов тоже было поручено«Красному Сормову».

 

Во второй половине 1924 года была создана заводская техническаяинспекция, которая сразу же приняла меры к повышению качества выпускаемой продукции и снижению брака. Она строго следила, чтобы полученные заказы исполнялись доброкачественно и в соответствии с принятой технической документацией. Брак в целом сократился – с 7945 пудовметаллоизделий в октябре до 2921 пудов в декабре 1924 года.

 

В 1924 году на железнодорожные магистрали страны вышли 26 мощных паровозов с маркой Сормовского завода, а в следующем году к нимприсоединились еще 19 паровозов.Завод превращался в центр по производству бурильного инструмента для нефтедобывающей промышленности страны.

 

Бригада сормовичей во главе с инженером Д.М. Михеевым, направленная в Туркестанскую республику в 1924 году, разработала (вместес представителями местных хозяйственных органов республики) планмероприятий по развитию речного транспорта на Аму-Дарье.

 

В 1925 году Сормовский завод отправил в Туркестан два буксирныхпарохода в 200 и 300 л. с. и легендарный пароход «Ваня-коммунист»,который под названием «Комсомолец» не одно десятилетие бороздилводы Аму-Дарьи. В последующие годы завод «Красное Сормово» ещене раз поставлял в Туркестан суда и землесосы своего производства.

 

В это же время по заказу Рязано-Уральской железной дороги сормовичи строили паром, а также паром-гигант для переправы поездовчерез Волгу у Саратова.

 

В 1925 году началось строительство судоверфи и дизельной мастерской. Прибрежная площадь, которая ранее во время весенних паводковзатоплялась водой, была поднята более чем на полтора метра. Вместопрежнего деревянного сарая, в котором производилась почти вся обработка металла, возникли новые мастерские, оснащенные прессами,вальцами, электрическими кранами и другими механизмами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...