Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Строительство подводных лодок




1930 год был знаменателен для завода началом подводного судостроения. К 1940 году был успешно освоен выпуск малых и среднихподводных лодок III, V-бис, V-бис2, Х, ХII, IХ-бис серий. «КрасноеСормово» вошло в число передовых предприятий Советского Союза поподводному судостроению.

 

Первой построенной на заводе подводной лодкой стала «Щ-304»типа «Щука». Ей было дано имя «Комсомолец», потому что средствана ее строительство собирали комсомольцы страны. ПЛ «Комсомолец»была заложена на стапеле завода 23 февраля 1930 года, в 12-ю годовщину Красного Военно-Морского Флота, а 15 августа 1934 года она былапередана в состав Балтийского флота. Первым командиром ПЛ «Комсомолец» был К.М. Бубнов.

 

К началу ВеликойОтечественной войны завод «Красное Сормово» построил и сдал за-

казчику 32 подводныелодки («Щук» – 11 ед.,«Малюток» – 15 ед. и «Эсок» – 6 ед.). Кроме того, перед войнойв стадии строительстванаходилось 40 подводныхлодок, из них к началу войны построено и переведено на сдаточныебазы (или находились в пути) 12 ПЛ (три «Эски», девять «Малюток»), которые были сданы ВМФ в первые месяцы войны.

 

 

Итоги первой пятилетки

Первая пятилетка (1929–1932), выполненная за 4 года, на «КрасномСормове» прошла при все возрастающем творческом участии рабочих врешении производственных задач. Одной из форм такого участия былаорганизация хозрасчетных бригад как наиболее законченной формысоревнования, которая позволила ликвидировать уравниловку и обезличку, правильно организовать труд.

 

Наравне с хозяйственными бригадами в 1932 году появились первыецехи сплошного хозрасчета – сборочный, фонарный, столярный на вагоностроительном заводе, арматурный и полускатный на паровозостроительном заводе. К концу первой пятилетки на комбинате насчитывалось 1117 ударных бригад.

 

За отличие на трудовомфронте в годы первой пятилеткимногие сормовичи были отмечены наградами, лучшим из них Президиум ВЦИК присвоил почетное звание Героя Труда.

 

Большим событием в жизни Сормова явилось открытие1 мая 1930 года Дворца куль-

туры. Располагая прекраснымзрительным залом на 1400 мест,физкультурным залом, множеством различных аудиторий, он на многиедесятилетия стал центром всей культурной работы в районе. В Сормове,наверное, нет человека, который хотя бы раз не побывал в этих стенах.

 

Значительное место в здании Дворца культуры занимает библиотека профсоюзной организации завода с богатым книжным фондом. До1930-х годов она размещалась в клубе «Металлист». С завершениемстроительства Сормовского Дворца культуры переехала в новое, специально для нее созданное помещение с уникально оборудованным(не только для тех времен) книгохранилищем. Библиотека открылась водин день с Дворцом культуры (1 мая 1930 г.).

 

Несколько позднее, в 1934 году, Дарьинский лес, на окраине которогоразместился Дворец культуры, был превращен в прекрасный парк – крупнейший в Нижнем Новгороде. В те же довоенные годы на средства заводабыл построен стадион «Труд», а в 1970-х годах– Дворец спорта.

ЦЕНТР РЕЧНОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Е годы

Реконструкция производства

Успехи первой пятилетки дали возможность наметить еще болееграндиозный план работы завода на вторую пятилетку. Наибольшееразвитие в производстве завода получило судостроение. Об этом говорят такие данные:

 

в 1932 году выпущено продукции по судостроению на 12,8 млн. рублей;

в 1933 – на 21,6 млн. рублей;

в 1934 – на 25,8 млн. рублей;

в 1935 – на 22,4 млн. рублей;

в 1936 – на 51 млн. рублей;

в 1937 – на 74 млн. рублей.

 

В 1937 году судостроение составляло около половины всей продукции завода.

 

С первых дней второй пятилетки на заводе развернулась перестройка. Верфь вновь присоединили к заводу. А с 1 января 1934 годапредприятие было передано Главному управлению промышленностиречного судостроения(Главречпром).

 

За годы второй пятилетки (1933–1937 гг.)были освоены новыетипы мощных паровозов,чугуновозов, шлакозаводов, теплоходов, речныхбарж, паровых машин.Сормовичи успешно завершили производственные планы второй пятилетки. Широко внедрялась электросварка,что позволило заводу перейти на изготовление исключительно цельносварных корпусов судов.

 

В конце пятилетки «Красное Сормово» прекратило паровозо- и вагоностроение, которые до того занимали первое место в общем объемеего продукции, и начало специализироваться на речном и морском судостроении.

 

Тысячи рабочих и инженерно-технических работников принималиучастие в разработке и внедрении больших и малых организационнотехнических мероприятий, в реконструкции производства. Станки иоборудование перемещались из цехов, имевших резервы, в другие, гдеощущалась наибольшая потребность в них. Основная часть оборудования модернизировалась. Сормовичи овладевали новыми технологическими процессами.

 

Люди, освоившие технику, во много раз перевыполняли старые, азатем и вновь устанавливаемые нормы выработки. Сроки изготовлениясудов и другой продукции резко сокращались, качество работы значительно повышалось.

 

Реконструкции в первую очередь подвергались судостроительный u1080 иметаллургический комплексы. Началась постройка нового плаза, корпусосборочного и сборочно-установочного цехов, оснащались они новейшей по тому времени техникой. Вся площадка верфи подсыпаласьдо незатопляемого уровня. Однако закончить реконструкцию всего завода в годы второй пятилетки не удалось.

 

Пионеры электросварки

Коллектив сормовичей одним из первых в Советском Союзе перешел на изготовление судов с целиком сварными корпусами. Этот методдавал экономию металла более чем на 20 %. Первое цельносварное судно «Сварщик» – буксирный пароход мощностью 150 л. с. – в 1933 годубыло спущено на воду. Этот пароход без единой заклепки был построенпо чертежам молодого сормовского конструктора В.М. Керичева.А вслед за ним спускаются на воду еще три сварных буксира.

 

В 1934 году был создан сварочный цех, а затем электросварочнаямастерская в судостроительном цехе, и завод полностью перешел насварное судостроение.

 

В 1935 году был осуществлен первый опыт секционной сборки и сварки при постройке дизель-электрического землесоса производительностью 250 м3/час.К концу пятилетки четыре дизель-электрических землесоса работали на прокладкеканала Москва – Волга.

 

Первый сварной буксирный пароход «Чубарь» мощностью 1200 л. с. осенью 1935года отправился на испытанияв Астрахань.

 

Электросварка, совершившая в те годы подлинную техническуюреволюцию в промышленности Советского Союза, прочно заняла на«Красном Сормове» ведущее место. Опыт электросварки при постройке судов был перенесен на дизелестроение.

 

Во второй половине 1934 года сормовичи перешли на выпуск паровозов новой марки – СУ (Сормовский усиленный).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...