Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА




Е годы

Завод помолодел

Эти годы в истории завода «Красное Сормово» можно считать периодом расцвета. Шла одна из крупнейших реконструкций завода, существенно изменившая его облик. Территория в северном направлениирасширилась едва ли не вдвое. Рядом с построенным в середине 1960-хгодов цехом СКМ вырос сборочно-сварочный корпус. К вступившемув строй в 1968 году корпусообрабатывающему цеху пристроили отапливаемый склад стали и девятиэтажный инженерный корпус. А в конце1980-х годов там же вырос целый комплекс – завод по производствустиральных машин «Волна». В старой обжитой части завода нашлосьместо для громадного (250 × 250 м) машиностроительного корпуса. Построены или реконструированы и другие инженерные сооружения.

 

Это были современные внушительных размеров здания, резко контрастирующие с цехами старой постройки, с современным, высокопроизводительным оборудованием, среди которого было немало уникального.

 

Коренная реконструкция предприятия в первую очередь была связана со строительством подводных лодок нового поколения, особенноатомных проектов. В эти годы завод строил дизель-электрическиеПЛ пр. 641Б «Сом», атомные ПЛ пр. 670, 670М, 671РТ. В 1980-х годах главной продукцией завода стали перспективные корабли – АПЛпр. 945 «Барракуда», АПЛ пр. 945А «Кондор» и ДЭПЛ пр. 877 ЭКМ«Варшавянка».

 

Для обеспечения строительства ПЛ из нового металла в большихобъемах потребовалось создание специальных цехов, участков, службв дополнение к имеющимся мощностям. Была развернута работа поподготовке и обучению кадров инженерно-технических работников ирабочих, в основном сварочных специальностей. В процессе подготовки производства был построен, оборудован и обеспечен необходимымоснащением новый корпус сборочно-сварочного цеха. Созданы специализированный участок механообработки деталей в корпусообрабатывающем цехе, участок для формирования ПЛ на стапеле в третьемпролете судокорпусно-монтажного цеха. Практически все цеха заводавключились в строительство подводных лодок нового поколения.

 

В связи с широким применением титановых сплавов потребоваласькоренная перестройка сварочного производства. Были созданы специальные лаборатории для контроля качества корпусных конструкций.

 

Для транспортировки ПЛ на сдаточную базу был спроектирован ипостроен специальный транспортный комплекс «Ока», включающийдок-понтон (Ока-2) и поддерживающие опоры (Ока-4).

 

В 1984 году головная ПЛ 945-го проекта «Барракуда» вошла в состав Военно-Морского Флота. В последующие годы для ВМФ СССРбыло построено еще три уникальных корабля. Последняя ПЛ пр. 945А«Кондор» в 1993 году была признана одной из лучших подводных лодокХХ столетия.

 

В гражданском судостроении не было такого разнообразия проектов. Практически шла лишь модернизация сухогрузных теплоходов«река – море» плавания пр. 1557 типа «Сормовский». И только в начале 1980-х, когда технические ресурсы проекта были исчерпаны, отдел главного конструктора завода разработал проект нового судна«Волга» (пр. 19610 «Жигули»). Оно отвечало новым требованиям,могло работать не только на внутренних водоемах страны, но и показало отличные u1088 результаты в Атлантике, на реках Южной Америки,в Африке, где тропический климат предъявляет особые требования кэксплуатации судов. Суда приобретались как отечественными пароходствами, так и зарубежными заказчиками. За период с 1983 по 2001 годбыло построено 45 судов этой серии, причем почти в каждое последующее судно конструкторы вносили те или иные новшества (восемь из нихпроекта 19611).

 

По труду и почет

В эти годы на заводе шло интенсивное строительство подводныхлодок, скоростного флота, судов смешанного «река – море» плавания.За участие в создании и строительстве сухогрузных теплоходов нового класса большой группе сотрудников завода была присуждена Государственная премия СССР. Лауреатами стали директор завода М.А.

Юрьев, главный конструктор А.А. Животовский, главный конструкторпроекта Г.Д. Зиненко, главный технолог по судостроению Г.Н. Лотович,начальник судомонтажного цеха Б.П. Шайдаков. Проект сухогруза подмаркой «Сормовский» признан наиболее совершенным из судов смешанного «река – море» плавания.

 

За личный творческий вклад, а по существу героический труд посозданию головных образцов подводных кораблей и образцов новойтехники, работники завода – организаторы производства и его технологического обеспечения, строители подводных лодок, рабочие цеховверфи, машиностроения и металлургии – представлялись к высокимправительственным наградам и почетным званиям. Так, звания ГеройСоциалистического Труда были удостоены Александр Петрович Удалов и Сергей Николаевич Бодров – бригадиры слесарей-монтажников,электросварщик Вячеслав Васильевич Пайщиков, директор заводаМихаил Афанасьевич Юрьев, Тимофей Григорьевич Галанин – токарьрасточник, сталевары Николай Иванович Анищенков и Иван ПавловичБелов. Лауреатом Ленинской премии стал Константин СтепановичСтарцев – главный технолог завода.

 

Дипломы лауреатов Государственной премии в области науки и техники получили: Николай Иванович Храмов – заместитель начальника отдела машиностроения, Константин u1053 Николаевич Панов – бригадир судосборщиков, Юрий Геннадьевич Мочалов – бригадир слесарей, ВалерийНиколаевич Кулагин – слесарь-монтажник, Виктор Васильевич Чалов– начальник судомонтажного цеха, Петр Алексеевич Захаров – бригадирслесарей-монтажников, Вадим Петрович Смирнов – главный технологпроекта, Борис Викторович Забегалов – главный инженер завода, Николай Ефимович Леонов – директор завода, Николай Сергеевич Жарков– генеральный директор ОАО «Завод «Красное Сормово» и др.

 

Почетного звания «Заслуженный машиностроитель» удостоены:токари Владимир Николаевич Анисимов, Владимир Исаакович Чкалов, Геннадий Дмитриевич Власов, Александра Федоровна Дерюгина,фрезеровщик Владимир Михайлович Дымченко, сверловщик ЛеонидАнатольевич Дорогин, старший мастер Владимир Николаевич Шабанов, начальник механического производства Валентин МихайловичГершман и др.

 

Огромен вклад сормовских корабелов в укрепление могущества Военно-Морского Флота. В ознаменование этого на центральной аллеезавода в год его 150-летия установлен памятный знак (в виде ограждения рубки ПЛ) создателям подводных лодок, своим талантом, трудом,героизмом прославившим Сормовский завод.

 

Социальная инфраструктура

Наряду с развитием судостроения, металлургии и машиностроенияособое внимание уделялось производству товаров народного потребления. Большим спросом у населения пользовались стиральные машины«Волна», шкафы для белья, отопительные котлы «Компакт-М», газовыеотопительные агрегаты «Русь», металлические гаражи, садовые насосы и др. Для агропромышленного комплекса выпускались крупяные заводы, дробилки, концентраторы, сепараторы. На поток былопоставлено производство звеньев тракторных гусениц и другие запчасти для сельхозтехники.

 

В эти годы большое внимание уделялось жилищному строительству. На заводе была создана мощная база панельного домостроения. Ежегодно завод строилдля своих работников 20–24 тысячи м2 (а с учетом подрядных организаций – до 40 тысяч м2) жилья

со всеми удобствами. Обеспечилвсех детей своих сотрудников детскими садами и яслями, пионерскими лагерями. Тысячи тружеников завода и ветераны ежегодно отдыхали и проходили лечение в заводскомпрофилактории, всесоюзных здравницах, пансионатах и домах отдыха,на турбазе завода, получали квалифицированную медицинскую помощь в заводской поликлинике – одной из лучших в городе. Под строгим контролем администрации и профсоюза постоянно улучшалисьусловия труда. Помимо традиционных красных уголков и столовых вцехах организовывались комнаты психологической разгрузки, сауны,спортивно-тренажерные комплексы.

 

Дворец культуры, библиотека, спортивный клуб «Красное Сормово» профкома проводили огромную работу по физическому и эстетическому воспитанию сормовичей. Среди заводских спортсменов былитрехкратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Николай Круглов, мастер спорта международного класса Наталья Заборских.

 

Завод располагал огромной социальной инфраструктурой. Помимодомостроительного производства и жилищно-коммунального хозяйства, которое управляло построенными домами, судостроители имелисвою поликлинику, профилакторий, два загородных детских лагеря,детскую дачу для дошкольников, базу отдыха. В отличие от городскиходнотипных учреждений они лучше финансировались, зарплата работников была выше. Многие городские учреждения образования, здравоохранения, культуры получали финансовую помощь от шефа – завода.Почти все школы района имели шефов – цехи и отделы. Они оказывалипомощь в основном материалами при ремонте помещений и организации отдыха детей. ПТУ-5 и машиностроительный техникум фактическисчитались подразделениями завода, направляя практически всех своихвыпускников на «Красное Сормово».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...