Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание и средства развития речи (развивающая среда, общение, обучение)
Общение – важное средство развития речи (М.И. Лисина). Связь между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Речевое общение в разных видах деятельности. Культурная языковая среда как средство развития речи. Подражание речи взрослых один из механизмов овладения родным языком. Требование к речи педагога. Роль занятий в обучении детей родному языку. Своеобразие занятий по развитию речи детей. Виды занятий по развитию речи. Задачи и содержание работы по речевому развитию в разных возрастных группах.
Список литературы 1. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. Самара, 2002. 2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль 1996. 3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. 4. Маханева М.Д. Театрализованные игры дошкольников. - М., 2001. 5. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. – СПб., 1995. 6. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1995. 7. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999. 8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2002. 9. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык. // Дошкольное воспитание № 3, 1999. 10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 2003. Подготовка детей к обучению грамоте Сущность подготовки детей к обучению грамоте (о важности речевого развития детей в детском саду, о формировании речевой рефлексии, о механизме чтения и письма). Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, Д.Б. Эльконин). Содержание и методика работы по подготовке к обучению грамоте: - ознакомление детей со словом, - ознакомление детей с предложением, - ознакомление детей со словесным составом предложения, - ознакомление детей со слоговым строением слова, - ознакомление детей со звуковым строением слова.
Список литературы 1. Алабужева С.В. Обучение грамоте в детском саду: Адаптированная программа для детей 4 – 7 лет. - Ижевск. 2000. 2. Алабужева С.В. Обучение рассказыванию в детском саду: Методические рекомендации. - Ижевск, 1997. 3. Алабужева С.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» УдГУ, Ижевск, 2007. 4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. 5. Арушанова А.Г.Речь и речевое общение. - М., 1999. 6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М., 1997. 7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком Понятие общения. Цель и функции общения. Значение общения со взрослыми для освоения социального опыта. Формы общения детей со взрослыми (М. И. Лисина). Этапы развития общения (Е.А. Смирнова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Потребности и мотивы общения дошкольников со сверстниками (З.М. Богуславская) Формы общения детей со сверстниками. Роль общения в речевом развитии детей. Мотивационные и операционные трудности общения (В.В. Ветрова, М.Т. Елагина, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова).
Список литературы 1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск, 2003. 2. Алабужева С.В., Неганова Е.В. В мир звуков и букв через игру. - Ижевск, 1996. 3. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать / Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001. 4. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль. 1997. 5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 1995. 6. Егорова Т.А., Хорошавина Ж.И. Развивающие занятия для малышей. – Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999. 7. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. - Самара, 2002. 8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. 10. Маханева М.Д. Театрализованные игры дошкольников. М., 1998г. Обучение родной речи и языку Понятие обучения. Роль обучения в овладении ребенком родным языком. (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова). Занятие по развитию речи – важная форма организации речи и языка. Классификация занятий по развитию речи в зависимости от применения наглядного материала; от ведущей задачи по развитию речи; от этапа обучения; по дидактическим целям; по количеству участников. Интегративные и комплексные занятия. Дидактические требования, предъявляемые к занятиям по развитию речи. Особенности проведения занятий в разных возрастных группах.
Список литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. 2. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск, 2000. 3. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 2. - М., 2001. 4. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание № 9, 1998. 5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994. 6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2002. 7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 1999. 8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Составители Алексеева М.М., Яшина В.И. – М., 2000.
Методическая работа по развитию речи в дошкольных учреждениях Ведущая задача методической работы. Основные направления методической работы: создание условий для развития речи; методическая помощь воспитателям, повышение квалификации, изучение и распространение передового опыта, пропаганда знаний по развитию речи среди родителей, контроль работы воспитателей по развитию речи. Формы методической работы.
Список литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. 2. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., Новая школа, 1995. 3. Егорова Т.А., Хорошавина Ж.И. Развивающие занятия для малышей. – М, 1996. 4. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999. 5. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. Самара, 2002. 6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России.// Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1997. 7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1997. 8. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М., 2000. 9. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием в процессе обучения родному языку. //Развитие речи дошкольника. – М., 1990. 10. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |