Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и средства развития речи (развивающая среда, общение, обучение)




Общение – важное средство развития речи (М.И. Лисина). Связь между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Речевое общение в разных видах деятельности. Культурная языковая среда как средство развития речи. Подражание речи взрослых один из механизмов овладения родным языком. Требование к речи педагога. Роль занятий в обучении детей родному языку. Своеобразие занятий по развитию речи детей. Виды занятий по развитию речи. Задачи и содержание работы по речевому развитию в разных возрастных группах.

 

Список литературы

1. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. Самара, 2002.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль 1996.

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.

4. Маханева М.Д. Театрализованные игры дошкольников. - М., 2001.

5. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. – СПб., 1995.

6. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1995.

7. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.

8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2002.

9. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык. // Дошкольное воспитание № 3, 1999.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 2003.

Подготовка детей к обучению грамоте

Сущность подготовки детей к обучению грамоте (о важности речевого развития детей в детском саду, о формировании речевой рефлексии, о механизме чтения и письма). Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, Д.Б. Эльконин). Содержание и методика работы по подготовке к обучению грамоте:

 - ознакомление детей со словом,

 - ознакомление детей с предложением,

 - ознакомление детей со словесным составом предложения,

 - ознакомление детей со слоговым строением слова,

 - ознакомление детей со звуковым строением слова.

 

Список литературы

1. Алабужева С.В. Обучение грамоте в детском саду: Адаптированная программа для детей 4 – 7 лет. - Ижевск. 2000.

2. Алабужева С.В. Обучение рассказыванию в детском саду: Методические рекомендации. - Ижевск, 1997.

3. Алабужева С.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» УдГУ, Ижевск, 2007.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

5. Арушанова А.Г.Речь и речевое общение. - М., 1999.

6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М., 1997.

7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

 

Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком

Понятие общения. Цель и функции общения. Значение общения со взрослыми для освоения социального опыта. Формы общения детей со взрослыми (М. И. Лисина). Этапы развития общения (Е.А. Смирнова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Потребности и мотивы общения дошкольников со сверстниками (З.М. Богуславская) Формы общения детей со сверстниками. Роль общения в речевом развитии детей. Мотивационные и операционные трудности общения (В.В. Ветрова, М.Т. Елагина, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова).

 

Список литературы

1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск, 2003.

2. Алабужева С.В., Неганова Е.В. В мир звуков и букв через игру. - Ижевск, 1996.

3. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать / Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.

4. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль. 1997.

5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 1995.

6. Егорова Т.А., Хорошавина Ж.И. Развивающие занятия для малышей. – Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.

7. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. - Самара, 2002.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.

9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.

10. Маханева М.Д. Театрализованные игры дошкольников. М., 1998г.

Обучение родной речи и языку

Понятие обучения. Роль обучения в овладении ребенком родным языком. (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова). Занятие по развитию речи – важная форма организации речи и языка. Классификация занятий по развитию речи в зависимости от применения наглядного материала; от ведущей задачи по развитию речи; от этапа обучения; по дидактическим целям; по количеству участников. Интегративные и комплексные занятия. Дидактические требования, предъявляемые к занятиям по развитию речи. Особенности проведения занятий в разных возрастных группах.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

2. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск, 2000.

3. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 2. - М., 2001.

4. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание № 9, 1998.

5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2002.

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 1999.

8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Составители Алексеева М.М., Яшина В.И. – М., 2000.

 

Методическая работа по развитию речи в дошкольных учреждениях

Ведущая задача методической работы. Основные направления методической работы: создание условий для развития речи; методическая помощь воспитателям, повышение квалификации, изучение и распространение передового опыта, пропаганда знаний по развитию речи среди родителей, контроль работы воспитателей по развитию речи. Формы методической работы.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

2. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., Новая школа, 1995.

3. Егорова Т.А., Хорошавина Ж.И. Развивающие занятия для малышей. – М, 1996.

4. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.

5. Зоммер О.в. Теория и методика развития речи детей. Самара, 2002.

6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России.// Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1997.

7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1997.

8. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М., 2000.

9. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием в процессе обучения родному языку. //Развитие речи дошкольника. – М., 1990.

10. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...