Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве




Следует дать общую характеристику младенца, возрастные границы возраста. « Комплекс оживления “ как основное новообразование периода раннего младенчества, которое знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин ). “ Комплекс оживления “ как первый акт общения (М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова). Условия возникновения и его значение для психического развития ребенка. Важно охарактеризовать социальную ситуацию психического развития младенца, названную Л.С.Выготским - “ МЫ “. Общение со взрослыми и его значение в развитии младенца. Общение со взрослыми как ведущая деятельность в младенчестве (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский). Формирование чувства доверия к миру и привязанности к близкому человеку в младенчестве. Развитие двигательной сферы младенца и ее влияние на психическое развитие. Связь развития сенсорики и моторики в младенчестве. Особенности слухового, тактильного и зрительного восприятия у младенцев. Кризис 1 года: психологическая характеристика кризиса 1 года (по Л.С.Выготскому).

Дайте общую характеристику социальной ситуации развития в раннем детстве. Появление «чувства Я”…, - центральное личностное новообразование. Возникновение самосознания, самооценки. Развитие эмоции, чувств: гордости, стыда, зависти и т.д. Важнейшие потребности возраста: потребность в активности, инициативности, самостоятельности (Л.И.Божович, Э.Эриксон). Характеристика кризиса 3-х лет: причины возникновения, симптоматика кризиса 3-х лет: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие и др. (Л.С.Выготский, Э.Келер). Усложнение видов деятельности ребенка и форм общения с окружающими людьми. Развитие предметных действий в раннем детстве. Игрушка - предмет, моделирующий предмет взрослого мира. Характеристика игровой деятельности в раннем детстве (Ф.И.Фрадкина). Возникновение изобразительной деятельности, рисования, лепки, конструирования, аппликации. Стадии развития рисования в раннем детстве, выделенные М.С. Мухиной. Развитие речи в раннем детстве: основные линии развития речи. Автономная речь. Обогащение словаря и усвоение грамматического строя языка. Речь как важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта. Умственное развитие в раннем детстве. Особенности развития восприятия, памяти, внимания. Развитие наглядно – действенного и начала образного мышления. Особенности и закономерности обобщений и суждений (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

 

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

2. Бауер Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.

3. Берншейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

4. Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977.

5. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. Минск, 1988.

6. Зеньковский Б.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2.: Психология образования. - М., 1994.

9. Обухова. Концепция Ж.Пиаже: за и против. - М., 1985.

10. Робинсон Б. и др. Мир входящему. - М.,1992.

11. Смирнова Е.О.. Возрастная психология. - М., 2006.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007.

13. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992.

 

Развитие личности в дошкольном возрасте: самосознания, мотивационно-потребностной сферы, нравственное развитие дошкольников

Анализ развития личности целесообразно начать с общей характеристики условий психического развития в дошкольном возрасте и социальной ситуации развития дошкольника. Отметить, что в развитии личности дошкольника выделяют две линии – самосознание и нравственное развитие (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.С.Мухина ). Развитие самосознания как центральное звено в развитии личности дошкольника. Факторы развития самооценки, особенности развития самооценки, образа «Я» и самоотношения. Роль оценочного взаимодействия со взрослым в развитии самосознания дошкольника. Полоролевая идентификация ребенка.

Развитие нравственных чувств личности. Понятие «внутренние этические инстанции”. Роль общения с взрослыми в освоении нравственных норм поведения. Роль общения со сверстниками в нравственном развитии дошкольника. Сюжетно-ролевая игра и игровые взаимоотношения как механизм перевода внешних норм поведения в обществе во внутренний мир ребенка (Д.Б.Эльконин). Развитие социальных чувств – долга, ответственности, взаимопомощи, эмпатии и др. Особенности отношения к нравственным нормам поведения от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту.

Появление «внутренней позиции» дошкольника. Новообразования в мотивационно-потребностной сфере. Кризис 7 лет. Характеристика кризиса семи лет (Л.И.Божович). Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности, манерничание, симптом “ горькой конфеты” (Л.С.Выготский, Д. Б.Эльконин). Условия разрешения кризиса. Индивидуальные и половые различия в поведении дошкольников. Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Осознание своего места в обществе и в ближайшем окружении.

 

Список литературы

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. т. 4. - М.,1984.

3. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте.// Вопросы психологии, №1, 1992.

4. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. Минск, 1988.

5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - M., 1984.

6. Зеньковский Б.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2.: Психология образования. - М., 1994.

9. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. - М., 1992.

10. Смирнова Е.О. Возрастная психология. - М., 2006.

11. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников. // Вопросы психологии, №4, 1997.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,. 2007.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...