Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и методы детской психологии. Специфика использования наблюдения, эксперимента, тестирования и др. методов




Следует отметить, что основным предметом детской психологии является изучение общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому; изучение индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития. Покажите историческое происхождение периодов детства - связь “истории” детства с историей общества (по Л,С.Выготскому).

 Необходимо охарактеризовать основные понятия детской психологии: психологический возраст, движущие силы развития, условия и факторы развития, законы психического развития и периодизация психического развития - эволюционные и революционные возрастные изменения психики и поведения человека (стабильные периоды и кризисы возрастного развития). Обозначить основные проблемы детской психологии: роль генотипа и среды в психическом развитии, различные критерии периодизации, вопрос о движущих силах развития психики и др. 

 Целесообразно рассмотреть основные стратегии (пути) исследования в возрастной психологии: исследование путем “поперечных срезов“ - «трансверсальная» стратегия; исследование путем “продольных срезов - «лонгитюдная» стратегия; изучение в процессе активного формирования психики - формирующая стратегия. Более подробно охарактеризовать методы изучения психики ребенка: констатирующий и формирующий эксперимент, разновидности наблюдений, беседа, анкетные обследования, метод анализа продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод, социометрический метод как метод исследования детских коллективов. Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в детской психологии. Подкрепить рассказ о специфике использования методов примерами исследования детей.

 

Список литературы

1. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. Минск, 1988.

2. Зеньковский Б.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

3. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

4. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2: Психология образования. - М., 1994.

5. Смирнова Е.О.. Возрастная психология. - М., 2006.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007.

Основные концепции психического развития в зарубежной психологии: биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая

Анализ концепций психического развития следует осуществить в историческом порядке их разработки и с опорой но известные классификации (например, А.П. Асмолова).

 Биогенетическая концепция психического развития в детской психологии, которая делает акцент на роли генетических факторов в психическом развитии. Рассмотрите теорию рекапитуляции Ст. Холла, В.Штэрна, Л.Гетчинсона и др.: психическое развитие в онтогенезе понимается как краткое повторение филогенеза. Периодизация Л.Гетчинсона: период «дикости», «охоты», «пастушества», «земледельческий» и «промышленно-торговый». Особое внимание уделить психоаналитической теории психосексуального развития в детском возрасте З.Фрейда и его последователей, которая является основополагающей теорией в данной концепции. Краткая характеристика стадий психосексуального развития ребенка: оральной, анальной, фаллической, латентной и пубертатной. Подчеркните сильные и слабые стороны данной концепции.

 Социогенетическая концепция психического развития, которая полностью отвергает значение генетических факторов в развитии и все развитие сводят к разнообразным воздействиям среды. Рассмотрите бихевиористическую теорию Дж. Уотсона как основоположника данной концепции. Суть его идей относительно развития. Три типа обучения: классическое обучение (S -- R), оперантное обучение (Б.Скиннер), обучение посредством наблюдения (А.Бандура). Роль подкреплений в развитии или обучении, виды подкреплений и их значение в формировании психики ребенка. Укажите на положительные стороны и недостатки данной концепции.

Персоногенетическая концепция психического развития, которая в центр развития ставит «Я-концепцию» индивида, т.е. восприятие им личной индивидуальности и рассматривают ее в качестве интегратора, фильтра и стимула человеческого поведения. Целесообразно представить теорию К.Роджерса, основоположника гуманистической теории психического развития. Роль природных особенностей и среды в развитии ребенка. Структура самосознания: идеальное и реальное Я. Роль оценок окружающих людей в развитии самооценки и самосознания ребенка. Кратко представьте теорию психосоциального развития Э.Эриксона. Понятие идентификация, развитие эго-идентичности и групповой идентичности в детском возрасте. Стадии психосоциального развития в детском возрасте. Сравните данную концепцию с биогенетической и социогенетической.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: в 2 т. - М., 1980.

2. Бернс Р.В. Развитие Я - концепции и воспитания. - М., 1986.

3. Бернс Р.В. Развитие  Я - концепции и воспитания. - М., 1986.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

5. Бурменская Г.В. , Обухова Л.Ф. Современная американская психология развития. - М., 1986.

6. Годфруа Ж., Что такое психология: в 2 т. - М.,1992.

7. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. Минск, 1988.

8. Зеньковский Б.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

9. История зарубежной психологии. 30- 60-е гг. XX века. - М., 1986.

10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.

11. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992.

12. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

13. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2.: Психология образования. - М., 1994.

14. Смирнова Е.О. Возрастная психология. - М., 2006.

15. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007.

 

Основные положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского о психическом развитии. Практическое значение его теории для педагогики

Прежде всего, следует дать понятие «высшие психические функции» (ВПФ) как специфические для человека. Роль орудий и знаков в развитии высших психических функций. Взгляд Л. С.Выготского на соотношение наследственных и средовых факторов в развитии; натуральная и культурная линии психического развития. Показать определяющую роль среды в развитии ВПФ. Понятие «социальная ситуация развития», ведущая деятельность, новообразования. Расскажите о понятии «интериоризация» как механизм развития психики.

 Основные закономерности и динамика психического развития, критерии периодизации психического развития. Понятие «психологического возраста». Стабильные и кризисные периоды психического развития в детском возрасте. Дайте краткую характеристику детским возрастам: основные новообразования, ведущая деятельность, социальная ситуация развития. 

 Роль обучения в психическом развитии, понятие «зоны ближайшего развития». Роль теории Л.С.Выготского в разработке развивающих программ обучения, например, система развивающего обучения в начальной школе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.   

Список литературы

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. т. 4. - М.,1984,

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.,1984.

4. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. - Минск, 1988.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т.  - М.,1983.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. - М., 2005.

7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2.: Психология образования. - М., 1994.

9. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1995.

10. Смирнова Е.О.. Возрастная психология. - М., 2006.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...