Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы измерения показателей качества




Квалиметрияпредставляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.

Инструментальные методыоснованы на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизиро­ванные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.

Экспертные методыиспользуются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода — оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, осно­ванный на использовании органов чувств человека.

Считается, что измерение — это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не из­мерение, а прогноз.

Методы сравнения.При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.

 

При использовании шкалы уровней (шкала интервалов) с принятой величиной уров­ня Q сравниваются все остальные величины Qi по принципу:

                                                Qi - Q =                                                              (1)

Например, температура таяния льда Q = 0°С, измеренная темпе­ратура Qt =50°С,

следовательно, температура объекта превышает заданный уровень.

При измерениях по шкале порядка результатом измерения явля­ется решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:

                                                                                                          (2)

 

Ряд является результатом оценок экспертов.

При измерениях по шкале отношений, которая обычно применя­ется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:

                                                                                                                    (3)

где  — измеренная величина;

 Q — эталонная величина.

                                                                     

В табл. 1.1 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат рабо­ты одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация — 0.

Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнитель­ная оценка которых приведена в таблице 1.1, будет иметь вид:

Q4 < Q5 < Q6 < Q2 < Q1 = Q3

Если использовать несколько экспертов, то можно получить бо­лее точный результат.

Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой —1, а равноценное качество определить оценкой 0. Меха­низм составления ранжированного ряда остается прежним.

Таблица 1.1

Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения

Номер объекта 1 2 3 4 5 6 Итог
1 X 1 0 1 1 1 4
2 0 X 0 1 1 1 3
3 1 1 X 1 1 0 4
4 0 0 0 X 0 0 0
5 0 0 0 1 X 0 1
6 0 0 0 1 1 X 2

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский колледж вычислительной техники»

 


Специальность 09.02.01

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12

Применение экспертного метода для оценки качества

по дисциплине “Управление качеством ”

 

АКВТ.09.02.01.ПР79.1200

 

Листов ___

 

 

Составил преподаватель                                                                /Сботова А.Г./

 

Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии по специальности 09.02.01

 

Протокол N от “____”_____________г.

и рекомендовано для студентов

 

Председатель комиссии                                                                             /­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Сботова А.Г.

2018
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Цель работы                                                                                                 2

2 Методические рекомендации                                                                    2

3 Порядок выполнения работы                                                                    2

4 Содержание отчета                                                                                     2

5 Контрольные вопросы                                                                               2

6 Рекомендуемая литература                                                                        2

Приложение1. Варианты заданий                                                            3

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Теоретические сведения


1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

1.1.Ознакомиться с методами измерения показателей качества

       1.2. Ознакомиться с экспертным методом оценки качества

2. Методические рекомендации

 

2.1. Методические указания по выполнению работы

 

3. Порядок выполнения работы

 

3.1. Ознакомиться с теоретическими сведениями

       3.2. Ознакомиться с экспертным методом оценки качества (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

3.2. Согласно полученного преподавателем варианта построить ранжированных ряд для объектов и определить степень согласования мнения экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А)

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

4.1 Цель работы

4.2 Методические рекомендации

4.3.Порядок выполнения работы

4.4.Ответы на контрольные вопросы

4.5. Выводы

 

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

5.1. Что такое квалиметрия?

5.2. Где используются экспертные методы?

5.3. Каким методом пользуются эксперты при построении шкалы порядка?

5.4. В чем заключается влияние экспертов на результаты экспертизы?

 

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Н.К. Розова «Управление качеством» С.−Петербург, Москва−Харьков −Минск, 2002


 ПРИЛОЖЕНИЕ А

 




Варианты заданий

Вариант 1

Номер объекта экспертизы

Оценка эксперта

    1 2 3 4 5
1 1 2 4 3 2
2 1 3 2 3 4
3 3 2  1 2 3
4 4 5 6 5 7
5 5 6 3 3 1
6 1 2 6 6 7
7 7 5 3 1 7

 

Вариант 2

Номер объекта экспертизы

Оценка эксперта

    1 2 3 4 5
1 7 8 5 7 2
2 6 6 1 3 1
3 6 7 3 2 6
4 10 1 1 3 8
5 3 5 3 2 7
6 2 8 3 2 0
7 9 7 1 1 4

 

 

Вариант 3

Номер объекта экспертизы

Оценка эксперта

    1 2 3 4 5
1 8 2 9 2 7
2 5 4 3 8 5
3 0 1 7 1 2
4 3 4 5 7 1
5 5 3 4 9 10
6 1 5 10 5 3
7 2 6 8 1 4

 

Вариант 4

Номер объекта экспертизы

Оценка эксперта

    1 2 3 4 5
1 8 1 7 5 5
2 7 0 9 6 5
3 7 4 8 7 5
4 4 5 10 1 7
5 10 9 3 3 3
6 8 8 4 3 5
7 9 5 3 7 0

 

Вариант 5

Номер объекта экспертизы

Оценка эксперта

    1 2 3 4 5
1 3 3 3 1 4
2 2 4 2 2 4
3 2 2 6 4 4
4 5 5 2 2 1
5 6 4 0 7 1
6 2 6 0 3 3
7 5 3 5 4 2

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД

При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подроб­ная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод по­парного сопоставления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...