Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль самостоятельной работы учащихся в организации учебного процесса.




Самостоятельная работа учащихся является важным элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. К.Д. Ушинский писал: "должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения".П.И. Пидкасистый характеризуя понятие "самостоятельная учебная работа", пишет: " ... это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний".Проблемы самостоятельной работы школьников достаточно широко исследовались в педагогической науке (Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.А. Половникова, Б.И. Коротяев, Ю.К Бабанский и др.). Ю.К Бабанский подчеркивает, что самостоятельная работа "выступает в роли одного из распространенных способов решения учебно-познавательных задач развития познавательной самостоятельности и умения учиться".Самостоятельная работа способствует реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. В образовательном плане она обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение. Особенно ценна она для обработки практических учебных умений и навыков, так как без самостоятельных действий умения не могут быть переведены на уровень навыков автоматизированного и творческого характера. Это средство обучения имеет огромное значение для подготовки учеников к самостоятельной трудовой деятельности и для продолжения образования после окончания школы. Самостоятельная работа содействует развитию мыслительных умений и навыков, закаляет волевую сферу, вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач. В воспитательном плане самостоятельная работа способствует воспитанию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, ответственность, активная жизненная позиция.

Самостоятельная работа способствует формированию мышления. Психологи различают репродуктивное и продуктивное мышление. "Репродуктивное мышление, - как пишет В. Оконь, - основано на тех познавательных способностях, которые гарантируют хорошее усвоение так называемых готовых знаний, точное воспроизведение того, что дается для заучивания. Эти способности, в основном, - память и внимание. Они имеют свою ценность, но их развитие - только часть школьного обучения, их недостаточно современному человеку для понимания законов природы и общественной жизни, для того, чтобы научиться творчески внедряться в естественно-социальный мир, иметь собственные взгляды по многим вопросам, совершенствовать свою жизнь. Современному человеку крайне необходима хорошо развитая потребность наблюдения, богатое воображение, самостоятельность мышления и деятельности. Эти способности можно развивать непрерывным погружением учащегося в проблемные ситуации, которые требуют знаний и создают условия для их использования, для обогащения новой информацией, ее проверки и включения в запас имеющихся знаний".

Контроль и оценивание результатов обучения.



Понятие средство бучения. Классификация средств обучения. Электронные средства обучения экономике.

Средства обучения и их содержание:

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Классификация средств:

Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.

2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)

 

Зарубежный опыт организации преподавания экономических дисциплин.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...