Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии и принципы отбора школьного курса экономики.




1.Учебники и учебные программы по экономическим дисциплинам должны соответствовать сегодняшнему уровню развития экономической науки.

2.Методы обучения экономике должны опираться на методологию экономической науки, ее стратегии и методы познания: методы сравнительного анализа, синтеза, индукции, научного абстрагирования, математического инструментария, графических изображений, верификации экономического знания (набор способов установления его истинности,поиск доказательства адекватности теории, а, следовательно, эмпиризм), многообразие экономических теорий, возможность различных интерпретаций экономических явлений.

3.Методы обучения должны опираться на вывод ученых-экономистов о том, что современная экономическая наука:

– регулятивна;

– плюралистична;

– фрагментарна.

3.1.Регулятивность означает справедливость экономических обобщений только на определенном исторически ограниченном интервале времени.

3.2.Плюралистичность – наличие различных точек зрения на одну и туже экономическую проблему, трактовок явлений, подходов к описанию экономических процессов, когда все они имеют под собой научные основания.

3.3.Фрагментарность состоит в предметном представлении экономического знания, когда теория объясняет – довольно узкую предметную область и не имеет точек приложения в других областях экономического знания или не применима при объяснении более крупных проблем, для чего нужно использовать некоторую совокупность теоретических подходов, методов, моделей.

4.Характерные особенности современной экономической науки ориентируют преподавателей экономики на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, на необходимость применения проблемных методов обучения, на активное обсуждение изучаемых экономических явлений и проблем.

5.Применяемые методы и формы обучения экономики должны быть ориентированы не на усвоение определенного объема экономических знаний, запоминания экономических законов, принципов, эффектов, а на формирование методологического знания, умения анализировать и выявлять особенности функционирования экономических систем, предлагать решения конкретных экономических проблем и ситуаций.

6.Методы преподавания экономики должны помочь обучаемым понять и осознать, что экономика является поведенческой наукой, изучающей поведение людей как следствие воздействия их стимулов, мотивов, потребностей, предпочтений, интересов и ценностных установок. В связи с этим необходимо применять методы, которые способствовали бы у обучаемых формированию ценностных установок, позволяющие возобладать культуре диалога и согласия между людьми, социальными группами и нахождению на этой основе рациональных способов разрешения возникающих экономических проблем.

7.Методика преподавания экономики должна способствовать формированию экономической культуры и ценностных установок:

– необходимый уровень экономического мышления, учитывающего раз­ные подходы к оценке социально-экономических явлений, использующего разные инструменты анализа и направленного на рациональный вы­бор и принятие "разумных", оптимальных решений;

– адекватное отношение к своей и чужой собственности, уважение к зако­нам и нравственным правилам;

– умение производить что-то лучшее и с наименьшими затратами, что яв­ляется источником регулярного дохода и самодостаточности, независи­мости человека, возможности опираться на собственные силы;

– рациональное поведение, ведущее к удовлетворению потребностей ин­дивидуума и общества, повышению благосостояния, созданию более гармоничной среды социальных воздействий;

– ответственность за принимаемые решения, самостоятельность в непред­виденных ситуациях, способность к риску: - деловитость и предприим­чивость, трудолюбие и бережливость, склонность к инновациям;

– бесконфликтная, "трансакционная" (контрактная) форма поведения, ко­торая базируется на поддержании толерантности, терпимости к чужому мнению, интересам, другой культуре, способность к мирному сосуще­ствованию с людьми;

Методические организации деятельности учащихся в малых группах при изучении экономических явлений и ситуаций.

Творческиммикрогруппам педагог раздает текст, описывающий конкретную экономическую ситуацию. Учащиеся по очереди играют роль педагога — роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали текст, «педагог» делает следующее:

суммирует содержание текста;

придумывает вопрос по тесту и просит других учащихся от­ветить на него;

объясняет то, что для других осталось непонятное;

дает прогноз развития событий.

Охарактеризуем кратко методы индивидуального и группового анализа конкретных экономических ситуаций

Графический метод. Графическое представление позволяет на­глядно понять структуру анализируемой конкретной экономиче­ской ситуации и осознать связи и процессы, происходящие в ней.

Метод структуризации. Структурные представления позволяют разделить основную проблемы, содержащую в конкретной эконо­мической ситуации на более мелкие, лучше поддающиеся анализу

Метод мозгового штурма специально разработан для получения максимального количества предложений при решении проблемы или создании модели. Суть этого метода основывается на психоло­гическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозгово­го штурма, который приводит к интеллектуальному взрыву.

При анализе и решении конкретной экономической ситуации создаются две группы учащихся: группа «генераторов идей» и группа «экспертов». За отведенное время «генераторы» должны выдать как можно больше идей.

Метод синектики(предложен У. Гордоном в 1960 году, США) предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативно­го мышления, поиска аналогий поставленной проблеме.

В противоположность мозговому штурму здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа аль­тернатив (даже единственной альтернативы), разрешающих дан­ную проблему.

Метод 6—6: не менее шести членов группы в течение шести минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые долж­ны способствовать решению конкретной экономической ситуации. Каждый участник группы на отдельном листе записывает свои со­ображения в лаконичной форме. И после этого в группе организует­ся обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, груп­пируются по определенным признакам все оставшиеся. Задача — отобрать несколько наиболее важных альтернатив, причем их коли­чество должно быть меньше числа участников дискуссии.



Структура плана-конспекта урока по экономике.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...