Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактическая цель дискуссии. Основные этапы организации и проведения дискуссии.




Предмет и задачи методики преподавания экономических дисциплин.

Методика преподавания экономики как педагогическая наука

1.Педагогика – наука о закономерностях, принципах, методах, формах и средствах обучения и воспитания детей и взрослых.

2.Дидактика – теория обучения как составная часть педагогики, отвечает на вопросы: кого учить, чему учить, как учить.

 

3.Методика обучения – отрасль педагогического знания, является частной (предметной) дидактикой.

Педагогика
Дидактика
Методика преподавания

 


4.Методика преподавания экономики – педагогическая научная дисциплина, исследующая закономерности обучения учащихся и студентов экономике, разрабатывающая на этой основе методы ,формы и средства экономического образования.

5.Методика преподавания экономики исследует как, с помощью каких методов, форм, средств и приемов обеспечить наиболее доступно, наглядно, конкретно и убедительно восприятие, понимание, усвоение экономических законов, явлений и фактов, какими методическими приемами обеспечить усвоение учебного материала, как организовать активную мыслительную самостоятельную деятельность учащихся и студентов, как сформировать у них функциональную экономическую грамотность.

6.Методика преподавания экономики отражает все богатство накопленных теорией и практикой форм, методов и средств обучения, побуждает преподавателей к внедрению инновационных технологий обучения экономике.

Курс методики преподавания экономики помогает преподавателям грамотно формулировать цели и задачи преподавания экономических дисциплин, методически грамотно проводить учебные занятия, организовывать самостоятельную работу обучаемых, оценивать их знания, умения и компетенции.


Цели и задачи экономического образования школьников.

Целевые ориентации экономического образования учащихся

- создание условий для развития критического мышления и свободы творчества учащихся в процессе обучения;

- формирование готовности и умений к осуществлению свободного личностного выбора в нестандартных жизненных ситуациях;

- формирование функциональной экономической грамотности: применение усвоенных экономических знаний для анализа и решения конкретных экономических проблем и ситуаций; их объяснения с научных позиций; проявления самостоятельности и творчества при их решении;

- развитие интеллектуальных умений и навыков: обогащение мышления через освоение фундаментальных моделей и стратегий познавательной деятельности: системного мировоззрения; проблемности и гибкости мышления; критичности ума; верифицируемости утверждений различных интерпретаций экономических явлений и событий;

- развитие поисково-исследовательских умений и навыков: постановки задачи; анализа проблемы или ситуации; прогнозирования; проектирования; планирования; организации; контроля и оценки; выработки решений проблем;

- развитие коммуникативных умений и навыков: инициирования диалогов и дискуссий с педагогом и одноклассниками; свободного вовлечения в коллективное обсуждение проблем, ситуаций; позитивного межличностного общения;

- развитие рефлексивных умений и навыков: анализа основания чужих и собственных мыслей; "умения направить мысль на мысль" (JI.И. Божович); адекватного контролирования и оценивания успешности анализа и разрешения экономических проблем и ситуаций, явлений, событий; познания собственных психических процессов и всех особенностей своей личности.

Целевые ориентации экономического образования на целостное творческое развитие личности учащегося и формирование у него функциональной экономической грамотности обуславливают ее функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция направлена на формирование у учащихся целостного опыта анализа и решения конкретных экономических проблем и ситуаций и выработки моделей поведения в них.

Воспитательная функция вытекает из самой сущности, характера экономического обучения, организации личностного взаимодействия учите ля и обучающегося, способствующие вовлечению всех участников образовательного процесса в совместное "проживание" конкретных ситуаций из экономической практики на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. В процессе учебного сотрудничества, коллективной мыследеятельности формируются "определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности".

 

Роль активных методов обучения экономике в учебном процессе.

1. Интерактивное обучение – организация активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью достижения запланированных результатов.

 

2. Интерактивные формы обучения. Интерактивные формы обучения – способы целенаправленной деятельности педагогов и обучаемых по организации взаимодействия между собой как субъектов учебной деятельности с целью создания оптимальных условий для усвоения знаний, формирования актуальных компетенций и развития личности будущего специалиста.

 

3. Характерные признаки интерактивного обучения:

- сотрудничество педагога и обучаемых как равных партнеров по взаимодействию;

- интенсивное межличностное общение;

- право каждого участника на собственную точку зрения и возможность ее высказать;

- активная интеллектуальная и мыслительная деятельность всех субъектов образовательного процесса;

- самоанализ, самооценка всеми участниками образовательного процесса своей деятельности и взаимодействия;

- инструменты интерактивного взаимодействия: диалог, полилог, мыследеятельность, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, рефлексия.

 

4. Интерактивные формыобучения:

- Деловая игра

- Ролевая игра

- Организационно-деятельностная игра

- Беседа

- Дискуссия

- Мозговой штурм

- Брифинг

- Тренинг

- Анализ ситуаций профессиональной деятельности

- Кейс-метод

- Метод-проектов

- Лекция одновременно двух лекторов

- Лекция с заранее запланированными ошибками

- Мастер-классы

5. Интерактивные формы, методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход. Они направлены на воспитание творческой активности и инициативы учащихся.

Дидактическая цель дискуссии. Основные этапы организации и проведения дискуссии.

Технология учебной дискуссии используется при анализе проблемных ситуаций, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Это позволяет учащимся лучше понять технологию принятия сложных решений, сопоставить противоречивые данные, а педагогу помогает с большей точностью в корректной форме оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся по теме (разделу) учебного курса.Как свидетельствует практика, дискуссия обычно проводится для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала. Нами выделяются следующие факторы, способствующие углубленному обсуждению проблемы:• обмен информацией;• поощрение разных подходов к одному и тому же событию, явлению;• сосуществование различных несовпадающих мнений и предположений;• возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;• побуждение участников к поиску группового решения.С нашей точки зрения, главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Как правило, в ходе дискуссии обсуждается конкретная проблема. Например: «Частная собственность на землю: за и против».При проведении дискуссии нами используется методика кооперативного обучения: разделение участников на подгруппы по 5— 6 человек. В каждой из малых групп между участниками распределяются основные роли — функции. «Ведущий» организует обсуждение вопроса, вовлекает в него всех членов группы. «Аналитик» задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает сомнению высказываемые идеи, формулировки.«Протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы, после первичного обсуждения именно он обычно выступает перед аудиторией, чтобы представить мнение, позицию своей группы. «Наблюдатель» оценивает участие каждого члена группы на основе заданных педагогом критериев.Порядок работы учебной группы при этом способе организации:• постановка проблемы;• разбивка участников на микрогруппы, распределение ролей в малых группах, пояснения педагога о том, каково ожидаемое участие учащихся в дискуссии;• обсуждение проблемы в малых группах;• представление результатов обсуждения перед всем классом, академической группой;• продолжение обсуждения и подведение итогов.Возможна и иная методика проведения обсуждения:1. Вначале педагог ставит задачу для обсуждения.2. Учащимся дается базовая информация по проблеме, исторические факты и т. д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения)3. Педагог делит учащихся на группы по 4—6 человек, каждой группе даются таблицы (табл. 26).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...