Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль самоанализа проведенных занятий в повышении методической составляющей профессионального мастерства преподавателя.




Технология проведения уроков по экономике предусматривает использование различных их типов и организационных форм. Урок усвоения новых знаний обычно проводится в форме устного изложения, объяснения, школьной лекции, беседы и т.д. Как подчеркивает Е.В. Савицкая, объяснение нового материала должно состоять в том, чтобы: – обратить внимание учащихся на самые важные моменты изучаемой темы; – пояснить особо сложные моменты, которые большинству учащихся усвоить самостоятельно не под силу; – представить ученикам дополнительные сведения, которые не содержатся в учебнике, но которые либо важны по тем или иным причинам, либо просто увлекательны (школьники не должны скучать на уроке - это первая заповедь учителя).Объяснение нового материала можно проводить в форме школьной лекции, если изучаемая тема является теоретически сложной и относительно автономной в учебном курсе. Существуют различные способы делать лекционный материал более значительным и интересным для учащихся. Вот некоторые из них: 1. Предоставьте дорожную карту, чтобы показать учащимся, куда вы направляетесь, как вы собираетесь туда добраться и сколько времени на это потребуется (план лекции, цели и задачи учебного занятия). Это позволит учащимся почувствовать себя более вовлеченным, т.к. они тогда могут подготовиться к изменению скорости или способов. 2. Следуйте логической последовательности, соотнося знакомую информацию с новым материалом. Попытайтесь включить примеры из собственного опыта учащихся, чтения или предыдущих обсуждений. 3. Создайте учащимся условия для записи основных идей, положений и выводов в тетради. 4. Используйте различные приемы, чтобы привлечь интерес и внимание: меняйте темп объяснения, вариации голоса, тональность, двигайтесь по комнате, используйте жесты, мимику для того, чтобы подчеркнуть важные моменты, меняйте свой стиль от задавания вопросов к задачам разрешения проблем, от обсуждения к коротким групповым обсуждениям, к демонстрации. 5. Используйте подходящие наглядные пособия, такие как основные тезисы, слайды, таблицы, графики, видеозапись. 6. Научите себя говорить при помощи ключевых моментов, а не читая заготовленный текст. 7. Обязательно поощряйте и разрешайте вопросы.М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев подчеркивают, что "содержание рассказа учителя, будь то объяснение нового материала на уроке смешанного типа или урок-лекция, определяется в результате тщательного отбора. При этом учитель придерживается следующих основных правил. Во-первых, содержание рассказа учителя соизмеряется с имеющимся в его распоряжении учебным временем урока. Значит, требуется отобрать в каждой теме самое существенное для ее понимания и усвоения. Во-вторых, необходим учет наличных учебников и учебных пособий. Если они у учащихся имеются, то учитель, как правило, не повторяет их текст. Его рассказ или лекция служит методологическим введением для самостоятельной работы учащихся с учебной литературой. Учитель в ходе своего рассказа комментирует материал учебных пособий, подчеркивает наиболее трудные для понимания положения, разъясняет их. В-третьих, рассказ учителя - логически стройный сюжет. Он начинается с установления связи с уже изученным материалом и определением места данной темы в курсе экономики. Логичность изложения предполагает его последовательное развитие, в котором каждое новое положение вытекает из предыдущего, всесторонне обосновывается. В-четвертых, учебный материал подразделяется на описательный и аналитический. Они органически сочетаются в рассказе учителя". При проведении урока усвоения навыков и умений учителя экономики используют различные формы: пробные, тренировочные и творческие упражнения, счетные задачи, задачи качественного характера, обсуждение сложных проблем, вопросы множественного выбора, дискуссии, а также анализ конкретных экономических ситуаций и материалов.Например, изучая тему "Типы экономических систем", можно предложить учащимся упражнение "Анализируем статистку ... ".

 

Технология развития критического мышления.

По мнению ряда исследователей, склонность к рефлексивно-критиче-скому мышлению предполагает отражение в нем возможностей: для поиска ясной постановки проблемы, формулировки утверждения, для поиска обоснований; для стремления к разносторонней осве­домленности; для поиска альтернатив открытости, условий для вы­бора позиций, проявлений восприимчивости и понимания по отно­шению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений.

Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод, что современное понимание критического мышления предполагает:

1. Способность ставить новые, полные смысла вопросы, выра­батывать разнообразные подкрепляющие аргументы, прини­мать независимое, продуманное решение.

2. Умение применять знания для принятия решений в ситуа­ции выбора.

3. Способность осуществлять рефлексивную постановку воп­росов, выявлять и проверять предпосылки (гипотезы), ис­пользовать разнообразные смыслы и подходы или недоказуе­мость аргументов.

4. Умение проводить исследования.

5. Умение учиться у других, «даже на их возражениях, расхож­дениях в восприятии, отличающихся способах мышления».

6. Понимание, осознание в самих себе, проявлений естественной человеческой склонности считать свое мнение и ценностные ориентации не как естественно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями.

7. Необходимость по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных воз­ражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

 

Развитие критичности мышления, , вклю­чает:

-формирование мотивов необходимости развивать это каче­ство мышления; --овладение системой специальных логических операций и дей­ствий;

-применение знаний этих операций в деятельности;

-корректировку деятельности, отработку отдельных упраж­нений.

 


 


Факторы, влияющие на выбор метода обучения в преподавании экономических дисциплин.

1) Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных образовательных технологий.

2) Выбор образовательной технологии диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями. ФАКТОРЫ:

1.содержание учебной дисциплины,

2.средствами обучения,

3.оснащенность учебного процесса,

4.состав обучающихся

5. уровень профессионально-педагогической культуры педагогов.

6.ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

7.уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

8.лимит времени (продолжительность учебного занятия)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...