Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая система и её типы. Способы производства.




Экономическая система - определенная форма организации общественного производства, в рамках которой ограниченные ресурсы используются для удовлетворения потребностей людей.

Выделяют следующие типы экономических систем:традиционную систему, командную экономику, рыночную экономику, смешанную экономику.

 

Традиционнойявляется система, котораябазируется на отсталой технике и технологии,широком распространении ручного труда и многоукладности экономики (различных форм хозяйствования, включая натурально - общинное).

Командная экономика характеризуется господством государственной собственности на преобладающую часть ресурсов, централизованным директивным планированием, управлением всей экономической жизнью общества со стороны государства при помощи преимущественно административных методов.

Рыночная система (XVIII-XIXвв.) - это система свободного предпринимательства с частной собственностью на условия и результаты производства и прибылью как ведущим мотивом деятельности.

Смешанная экономикаозначаетналичие разнообразных форм собственности, включая государственную, использование индикативного планирования и прогнозирования при решающей роли рынка, частной собственности и прибыли как мотива предпринимательства.

Способ производства - общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений.

Основные способы производства:

· Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства

· Серварный (рабовладельческий) способ производства

· Крестьянско-общинный и феодальный способы производства

· Капиталистический (буржуазный) способ производства

· Древнеполитарный (азиатский) способ производства

Неосновные способы производства :

· нобиларный (члену эксплуататорской элиты выделялась определенная доля корпоративной собственности)

· доминарный (эксплуатируемый полностью работает в хозяйстве эксплуататора)

· магнарный (основное средство производства - земля, находившаяся в полной собственности эксплуататора, передавалась в обособленное пользование работника, который более или менее самостоятельно вел на ней хозяйство.)


 


Собственность: экономический и юридический аспекты. Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ.

 

Собственность как экономически категория – это система экономических отношений между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Она характеризует социальную (общественную) сторону экономической жизни.

Юридическое понятие собственности характеризует отношение субъектов собственности (отде­льных лиц и их объединений) к ее объектам (условиям и результатам производства).

 

Конкретными формами реализации собственностиявляются владение, пользование и распоряжение.

1.Владение – фактическое обладание имуществом.

2. Пользование – извлечение полезных свойств объекта собственности.

3. Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (дарение, сдача в аренду, переда­ча по наследству).

 

Различаютдва типа собственности - частную и общественную.

Частная собственность означает индивидуальное, а общественная - совместное присвоение условий и результатов производства.Собственность смешанного типаобразуется в результате долевого участия в ней государства и частных лиц.

 

Сущность рынка, его структура и функции. Развитие рыночных отношений в РФ.  

 

Рынок - одна из основных категорий в экономической теории. Рынок как экономическая категория — есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Функции:

1. Воспроизводственная, посредством которой рынок связывает производство и потребление, обеспечивая непрерывность и целенаправленность воспроизводственного процесса.

2. Посредническая,которая состоит в том, что рынок соединяет производителей и потребителей, предоставляя им возможность общаться на языке цен.

3. Ценообразующая функция проявляется при установлении ценностных эквивалентов.

4. Стимулирующая функция рынка проявляется в экономическом стимулировании эффективности производства, побуждении производителей к созданию необходимых товаров и услуг с наименьшими затратами и прибыльно.

5. Информационная функция дает субъектам рынка через цены, процентные ставки и кредит информацию о количестве и качестве товаров и услуг, соответствующих запросам потребителей, насыщенности рынка товарами, запросах потребителей. 

6. Санирующая - обеспечивает демократизацию хозяйственной деятельности

7. Регулирующуюфункцию рынок осуществляет при обеспечении определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства.

Структура:

По экономическому назначениюобъектов рыночных отношений выделяют: рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, научно-технических разработок, финансовый или денежный рынок, ценных бумаг и т.д.

По субъектам: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок промежуточных продавцов-посредников, рынок государственных учреждений.

По географическому положению: местный (локальный), региональный, внутренний, внешний, национальный, мировой рынки;

По степени ограничения конкуренции: монопольный, олигополистический, монополистической конкуренции, свободный (чистой конкуренции), смешанный рынок.

По отраслям: автомобильный, компьютерный и т.п.

По характеру продаж: оптовый, розничный рынок.

По уровню насыщения:  равновесный, дефицитный, избыточный рынок;

По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся рынок;

По соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный рынок;

С учетом ассортимента товаров: замкнутый рынок, насыщенный рынок, рынок широкого ассортимента, смешанный рынок.

12.Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители могут и хотят купить при сложившейся цене в данный период.

На величину спроса влияют следующие факторы:1) цена товара или услуги; 2) вкусы покупателей; 3) доходы потребителей; 4) распределение дохода между домохозяйствами; 5) цены на товары-заменители и дополняющие товары; 6) общее число покупателей данного вида товара; 7) инфляционные ожидания.

Закон спроса:чем выше цена товара, тем ниже спрос на него (если другие факторы остаются неизменными).

Для объяснения этой зависимости в экономической теории выделяют эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос вследствие изменения цен. Понижение цены повышает реальный доход, расширяет и разнообразит спрос, перемещает его на более качественные товары.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемов спроса потребителей. Снижение цен на один товар вызывает перемещение спроса на него с других товаров и наоборот.

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называютсянеценовыми детерминантами спроса.Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

· Вкусы и предпочтения потребителей.

· Доходы потребителей.

· Число потребителей.

· Цены на другие товары.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...