Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра «Угадай кубик на ощупь»




Цель: развитие произвольности внимания, стереогностического чувства.

Ход: мы выкладывали 6-8 больших и маленьких кубиков под большую салфетку и просили ребенка найти на ощупь заданный кубик (большой или маленький). Если ребенку не удавалось справиться с этим заданием, мы просили ощупать кубик и сказать, какой он по величине.

Игра «Классификации»

Цели:

- привлечь внимание ребенка к кубикам;

- показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

- учить запоминать названия различных групп кубиков;

-учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра проводится как соревнование. Логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. Логопед проверяет работу детей, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Логопед показывает, как нужно манипулировать с кубиками, как их держать, крутить. В процессе обучения дети интуитивно (на сенсорном уровне) начинают улавливать разницу произношении твердых и мягких слияний, пытаются повторить вслед за логопедом пропеваемые склады. Далее кубики снова выкладываются на общий стол, и проводится второй вариант игры. Детям снова нужно разложить кубики на два стола по признаку: деревянные и железные (для дальнейшей ориентации и поиска нужного склада на соответствующем кубике дети должны многократно услышать общие характеристики кубиков).В конце этой игры на общем столе должны остаться золотые кубики и кубики со знаками препинания. Логопед снова пропевает склады на всех кубиках, выбираемых детьми. Это способствует различению на слух глухих и звонких слияний.

Занятие № 3.

План:

1.Пение складов по таблице 1 в вертикальной, затем в горизонтальной плоскости.

2. Игра по самостоятельному выкладыванию слов из кубиков.

3. Игра на подбор, запоминание и прочтение складов с одной гласной (букву дети выбирают сами).

Описание игр и упражнений:

Упражнение «Пение по таблице 1»

Цели:

- помочь запомнить алгоритм пропевания складов по таблице;

- развивать зрительно – моторную координацию;

- формировать слуховые, зрительные и двигательные связи;

- познакомить детей с системой поиска нужного склада;

- развивать речевое дыхание, ритмико-интонационную сторону речи;

- автоматизировать у детей звуки, поставленные на индивидуальных занятиях.

Пропевание таблицы в вертикальной плоскости.

Дети стоят лицом к таблице и логопеду. Логопед стоит справа от таблицы и держит в руке указку с красным кончиком. Логопед показывает столбцы и пропевает их на мотив гаммы – от верхней ноты к нижней, указка движется вниз не очень быстро. Попытки детей подпевать логопеду приветствуются. Аналогично логопед пропевает несколько столбцов таблицы, вводятся ритмичные движения: когда поются склады на большом кубике, дети должны поднять руки вверх, когда поются склады на маленьком кубике – присесть. Песенки отличаются интонационно: на больших кубиках поются более низким голосом, а на маленьких - более высоким. Этот прием позволяет развивать координированную работу слухового, зрительного и двигательного анализаторов, а также способствует развитию переключаемости внимания. Если есть ребенок, желающий сам пропеть таблицу, то он встает на стульчик с указкой в руке, а логопед, находясь за его спиной, своей рукой обхватывает его руку с указкой. Сначала ребенок и взрослый поют вместе. Когда дети освоят эти упражнения, каждый ребенок пропевает песенки самостоятельно. Логопед и остальные дети подпевают. Это позволяет поддерживать интерес и внимание детей к процессу чтения. Таблица по возможности пропевается целиком на каждом занятии, но в случае утомляемости детей или наличия в подгруппе детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, таблица дробится по частям. Задача логопеда – не дать детям потерять интерес к новой деятельности. Этого можно добиться, если дети сами будут выбирать, какую песенку спеть или с какой песенки начать занятие.

Пропевание таблицы в горизонтальной плоскости (более сложный вид работы, вводится на занятиях позже).

Логопед стоит перед таблицей, передвигает указку слева направо и пропевает склады на мотив любой детской песенки (например: «В лесу родилась елочка», «Во саду ли, в огороде», а в дальнейшем – на мотив любой другой детской песенки.

Игра «Смешные слова»

Цели:

- учить детей определять границы слова;

- учить манипулировать с кубиками, правильно выставить их на полку (слева направо, рядом друг с другом, так, чтобы буквы были не вверх ногами и не набок);

- учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках;

- формировать мотивацию к самостоятельной работе.

Каждому ребенку предлагается написать из кубиков слово, которого не бывает, для чего нужно набрать любое количество кубиков и поставить их друг за другом. Особое внимание уделяется детям, желающим написать слово из 7-9 и более кубиков. После написания слов и их прочтения, дети пробуют выбрать самое смешное слово. Эта игра является переходным, подготовительным этапом к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Основной этап обучения

Целью основного этапа являлось: формирование технической и смысловой сторон чтения (в т.ч. в индивидуальном порядке) на материале складов и слов.

Если на первоначальном этапе обучению чтению просматривался перевес в сторону овладения технической стороной этого навыка, то на всех последующих этапах приоритет смещался в сторону смысловой составляющей. Такой подход отвечает психофизиологическим аспектам формирования навыка чтения (А.Н.Корнев, Н.И. Жинкин, Л.Е.Журова). На этом этапе в дидактическое обеспечение работы были введены элементы глобального чтения с опорой на складовые картинки. Одновременно с групповой работой по совершенствованию навыков чтения, мы включали дополнительную индивидуальную работу. Такой подход позволял также максимально индивидуализировать обучение, помогая детям сильной группы освоить новую ступень овладения навыком чтения, а детям слабой группы – проработать трудности. Среди таких пособий преимущественно использовались Монтессори-материалы, позволяющие «квантовать» трудности, обычно встречающиеся при обучении чтению и преодолевать их. Например, в так называемой «розовой серии» ребенку для чтения предлагаются слова, предложения и короткие тексты, не имеющие трудностей, то есть орфоэпически и орфографически тождественные. В «зеленой серии» те же задания, но с новыми словами, каждое из которых содержат одну трудность – йотированный гласный и т.д. Таким образом, учитывается состояние конкретного ребенка и его трудности в усвоении йотированных гласных. На данном этапе вводились понятия «ударение» и «большая буква в именах и фамилиях».

Приводим образцы планов занятий по подгруппам.

Занятие № 10.

План занятия с детьми подгруппы А План занятия с детьми подгруппы Б
1. Складовой синтез. 2. Соотнесение склада на кубике и на таблице. 3. Выкладывание слов из ограниченного количества кубиков. 4. Выкладывание слов из общего количества кубиков. 5. Индивидуальная работа по чтению с классификацией «розовой серии». 1. Соотнесение склада на кубике и на таблице. 2. Игра на развитие произвольного внимания с кубиками. 3. Выкладывания слов из общего количества кубиков. 4. Пропевание складов по таблице 1 в вертикальной плоскости. 5. Работа со складовыми картинками по узнаванию целого слова из ряда.

С помощью пропевания складов по таблице мы автоматизировали поставленные звуки. Например, просили ребенка: «Спой песенку СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С, следи за своим язычком и губами». Этот прием мы ввели еще и для определения того, насколько тот или иной ребенок ориентируется в таблице и находит нужный столбец на слух. Описание игр и упражнений:

Игра «Живое слово»

Цели:

- формировать у детей навык складового синтеза;

- закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры на таблицу.

В помещении в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству детей подгруппы). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал логопед. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, а логопед предлагает составить «живое слово». Затем просит подойти того ребенка, у которого кубик с первым складом задуманного слова, например КО (для слова КО Н ФЕ ТА). Задание звучит так: «КО, иди сюда» - ребенок встает возле педагога. Затем по очереди приглашаются остальные дети, причем они становятся в шеренгу, держа кубик с нужным складом перед собой. После того, как все склады слова названы, дети вместе пробуют прочитать получившееся слово. Детям легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово не прочитывается, кубики по порядку ставятся на полку, и слово прочитывается обычным способом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...