Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности слухоречевой произвольной памяти




Дети с ОНР вспоминали лишь небольшое количество предъявленных слов, при этом допускали 3-4 ошибки, затрачивали большое количество времени при выполнении задания. В процессе выполнения задания дети часто отвлекались; необходимость быстрого запоминания вызывала у них отказ от выполнения задания, который они объясняли усталостью или невозможностью выполнить пробу. Дети СГ подобного поведения не демонстрировали, охотно выполняли задания. Анализ выполнения задания на произвольное запоминание показал, что дошкольники СГ имели высокий (90%) и средний (10%) уровень сформированности памяти. Высокие показатели не продемонстрировал ни один ребенок из ЭГ (с ОНР), что свидетельствует о недостаточной сформированности произвольного запоминания. Значительная часть детей с ОНР показала средний (15%) уровень и низкий уровень (85%) . Испытуемые смогли вспомнить не более 3-4 предъявленных картинок. Многие (свыше 40%) исполняли задание медленно, неактивно, отказывались от выполнения, переключались на другие виды деятельности, начинали отвлекаться. У детей с ОНР отмечен истощающийся тип запоминания материала, низкая продуктивность памяти, которая, однако, увеличивалась при предъявлении ребенку помощи. Эти показатели согласуются с исследованиями И.Т. Власенко, Л.С.Волковой и др. Среди изученных детей с ОНР вариативно выраженного состояния памяти не обнаружено. Средние результаты у детей с ОНР (ЭГ)– 1,1, у детей с нормальной речью – 3. ЭГ< СГ = 1,1 < 3.

В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что у всех детей с ОНР существенно снижена слухоречевая память и при ее развитии дети с ОНР нуждаются в дополнительной помощи, «опорах» для запоминания речевого материала.

Таким образом, данные экспериментального изучения подтверждают представления о состоянии функционального базиса чтения у детей с ОНР,

 
 представленные в ряде работ [95,123,175].

Особенности изученных психических процессов могут повлиять на процесс обучения чтению, спровоцировать затруднения в обучении чтению и появление специфических ошибок чтения в будущем.

Нарушения фонетико-фонематической стороны речи негативно влияют на усвоение звука-буквы, качественное усвоение которых необходимо при обучении чтению различными методами. Особенно ярко трудности при овладении чтением могут проявиться у детей, продемонстрировавших существенные искажения слоговой стороны слов. Это может проявиться в затруднении чтения слов сложного слогового состава, слов со стечением согласных и др. Своеобразие и бедность словарного запаса препятствуют успешному пониманию читаемого.

Исследование внимания показало, что у детей с ОНР имеется недостаточность внимания, его специфичность и истощаемость. Объем внимания у детей в норме и при ОНР сильно различаются. С одной стороны, дети одинаково хорошо следовали инструкции, удерживали в памяти программу действий. С другой стороны, недостаточный объем внимания приводил детей с ОНР к ошибкам уже при выполнении первого задания. Исследование выявило также большой разброс в показателях произвольности внимания, его недостаточность у детей с ОНР, что связано с нарушением регулирующей функции речи (помимо и других психофизиологических причин). Устойчивость и переключаемость внимания – одно из важных условий успешного овладения синтетическими приемами чтения. Мы сделали вывод, что трудности в овладении чтением детей с ОНР связаны во многом именно с недостаточностью этой характеристики внимания. Отмечаются особенности ряда параметров зрительного восприятия у детей с ОНР, такие как недостаточность целостности, дифференцированности, выявлены оптико-пространственные неточности. Однако исследованные параметры зрительного восприятия оказались достаточно сохранными по сравнению с другими исследованными функциями. Изучение слухоречевой произвольной памяти показало, что у детей с ОНР отмечается истощающийся тип запоминания материала, низкая продуктивность памяти. Недостаточность слухоречевой памяти может отразиться на длительном и искаженном запоминании графического материала (букв, слогов, последовательности слогов в слове).

Анализ данных экспериментального изучения показал, что параметры зрительного восприятия сформированы лучше (показатели выше), чем параметры внимания и речевая функция. Существенно снижены показатели фонемного анализа и синтеза. Следовательно, необходимо использовать такие методы обучения, которые бы опирались на зрительное восприятие, что позволит поднять аналитико-синтетические процессы на более высокий уровень. Фонемный анализ и синтез необходимо корригировать, поскольку при любой методике обучения чтению особенности русской графики таковы, что фонемный анализ и синтез для полноценного овладения чтением необходимы.

Таблица 1

Средние показатели вариативно выраженных состояний

функционального базиса у детей СГ и ЭГ

                                               

  Зрительный гнозис Дифференцированность Целостность Оптико-пространственное Слухоречевая память Слоговая структура Фонетико-фонематическая сторона Экспрессивный словарь Устойчивость Объем Произволь ность Переключаемость
ЭГ 2,7 1,5 2,1 2,1 1,1 2,4 2 1,5 1,6 1,8 1,7 1,5
СГ 3 2,8 3 2,8 3 3 3 2,8 2,7 2,5 2,5 2,4

                                                                                           .

 

В случае затруднений при выполнении заданий детям предлагалась помощь экспериментатора, предполагавшая опору на разные каналы восприятия. Объем помощи был различным. Виды помощи были следующими:

· С опорой на слуховой анализатор (повтор инструкции, подсказка нужного слова по его первому слогу и т.д.)

· С опорой на зрительный анализатор (показ фигуры в случае ее неузнавания, показ вырезанных по контуру картинок и др.)

· С опорой на кинестетический анализатор (движение руки, отхлопывание, движение тела)

· С опорой на тактильный анализатор (ощупывание вырезанной по контуру картинки, ощупывание мелких игрушек и др)

· Смешанный вид помощи (движение руки с одновременным называнием звука)

Установлено, что при оказании детям помощи, предполагающей опору на разные каналы восприятия, результат выполнения тестов был выше. Это свидетельствует о том, что в обучении детей с ОНР необходимо задействовать сохранные или лучше развитые анализаторы (кинестетические, тактильные ощущения, возможно также задействовать барическое и стереогностическое чувство и т.д.) как компенсаторный фонд.

Однако помощь при выполнении заданий оказывалась в ряде случаев и детям с нормальным речевым развитием. Это указывает на то, что некоторые изучаемые параметры являются незрелыми в силу возрастных причин. Данные о характере помощи, принимаемой детьми, учитывались при разработке полисенсорной основы обучения.

Разброс средних показателей возможностей самостоятельного выполнения тестов детьми с ОНР и детьми с нормально развивающейся речью представлен в гистограмме 1.

                                                             

 Возможности самостоятельного выполнения

 тестов дошкольниками с ОНР

Рис. 1

Исходя из полученных данных о степени сформированности устной речи, внимания, зрительного восприятия, памяти, а также учитывая способ выполнения детьми заданий (с помощью – без помощи) мы разделили дошкольников с ОНР на 2 почти равные в числовом отношении группы:

к группе А отнесены дети, уровень готовности которых к обучению чтению мы оценили как потенциальный (31 чел.),

в группу Б объединены дети, у которых выявлен низкий уровень готовности к обучению чтению (29 чел).

Выводы:

1.В системе логопедической работы ДОУ предпочтение отдается фонемно-графическому аналитико-синтетическому методу обучения чтения, реализованному в системе работы по подготовке к обучению грамоте, разработанной Т.Б. Филичевой. Этот метод достаточно эффективен, он позволяет максимально развить фонетико-фонематическую сторону речи, что, в свою очередь, минимизирует риск возникновения дислексии в будущем. Однако, учитывая психофизиологические особенности детей с ОНР (истощаемость, ригидность и инертность нервных процессов, своеобразие внимания, памяти, восприятия и речи), логопеды ДОУ дополняют обучение приемами глобального и складового чтения. Использование этих методик в полном объеме на сегодняшний день не является альтернативой, так как отмечается нехватка дидактического инструментария, методического обеспечения образовательного процесса. К трудностям обучения чтению практикующие логопеды относят также выбор минимальных единиц чтения. Отмечается излишняя механистичность обучения при применении метода глобального чтения и имеющиеся у детей трудности синтеза при фонемно-графическом. Складовой метод постулируется как наиболее эффективный с точки зрения выбора минимальной единицы чтения, но он недостаточно разработан для практического применения в коррекционной работе.

2. Исследование вербальных и невербальных психических базисных для чтения функций выявило существенные расхождения у детей с ОНР и с нормальной речью. Выявлены вариативно выраженные состояния речевой системы, в частности, объема и качества словаря, фонетико-фонематической и звукослоговой сторон речи. У детей с ОНР отмечена и вариативность нарушений неречевых психических процессов, неравномерность их протекания. Недостаточность изученных психических процессов может повлиять на процесс обучения чтению, спровоцировать специфические ошибки чтения в будущем: длительное и искаженное запоминание графического материала (букв, слогов, последовательности слогов в слове), ошибки на этапах первоначального чтения (перестановки, пропуски, замены букв), трудности при опознании букв, сходных по начертанию, смешение элементов букв, трудности в понимании прочитанного слова и предложения. Однако сравнительный анализ показал, что отдельные параметры функционального базиса (внимание, зрительное восприятие, память) имеют незрелость в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Эти параметры находятся в зоне ближайшего развития старших дошкольников, что должно учитываться в обучении.

3. По итогам выполнения заданий у детей с ОНР выявлены различные уровни готовности к обучению чтению, которые мы обозначили как потенциальный и низкий. В соответствии с этим дошкольники с ОНР разделены нами на две группы.

4. Выявлена целесообразность использования разных видов помощи при обучении детей с ОНР. Помощь предполагает опору на сохранные или лучше развитые функции ребенка и является компенсаторным фондом при обучении. В зависимости от того, какой анализатор задействован (зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный) определены возможные виды помощи. Наиболее эффективным оказалось сочетание различных видов помощи, что предполагает опору сразу на несколько анализаторов.

5. Анализ данных экспериментального исследования показал, что необходимой является разработка такой методики обучения чтению, в которой бы эффективно комбинировались элементы существующих методов. Обучение чтению должно иметь методическое и дидактическое обеспечение и являться частью системы логопедического воздействия в ДОУ.

6. Незрелость базовых функций не позволяет в полной мере опираться на них в процессе обучения чтению. Необходимо создавать прочную полисенсорную основу при обучении, одновременно развивая базисные для чтения функции. Процесс обучения должен предполагать опору на различные анализаторы (смешанный вид).

 

 

Глава.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...