Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и организация логопедической работы по обучению чтению дошкольников с ОНР




При определении содержания и организационных форм обучения чтению детей с ОНР нами учитывались следующие факторы: во-первых, особенности речевого и неречевого развития детей с ОНР, выявленные нами в экспериментальном исследовании, во-вторых, специфика коррекционной работы, отличительной чертой которой является подчиненность всех действий логопеда одной цели – коррекции речи во всех ее проявлениях.

Работа учителя-логопеда в ДОУ очень насыщена и строго структурирована по времени. Планирование фронтальных и подгрупповых занятий в старшей логопедической группе традиционно предполагает 3 направления:

·  формирование лексико-грамматических категорий,

·  формирование связной речи,

·  развитие фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова.

     В первом периоде коррекционно – логопедической работы в старшей группе развитие фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова проводится на индивидуальных занятиях параллельно с постановкой звуков. Мы проводили такие занятия по группам (А и Б) 2 раза в неделю по 25-30 мин. в те дни, когда не было других фронтальных занятий и обучение чтению не препятствовало индивидуальной работе логопеда с детьми. Учитывая природосообразность методики и возможность удовлетворения потребности в двигательной активности детей, нельзя говорить о невозможности включения таких занятий в учебный план из-за повышенной нагрузки на детей. Занятия были включены в сетку занятий группы и сочетались с работой воспитателей, музыкального и физкультурного работников. Индивидуальной работе уделялось достаточно времени. Более того, частично эта работа включалась в занятия по обучению чтению в момент пения и чтения по кубикам и таблицам автоматизируемых звуков, игр, связанных с поиском нужного склада – кубика на слух, и многих других. Количество детей в группе не превышало 5 человек.

     Содержание работы было дифференцированов соответствии с различиями в степени готовности к обучению детейкаждой из2-х групп (А и Б), и в первую очередь тем, что у детей группы Б была выявлена недостаточная сформированность функционального базиса чтения. В работе с этими детьми применялась специальная система заданий, способствующая формированию базисных для чтения функций, были разработаны специальные планы занятий по обучению чтению. Дифференцированный подход просматривается в последовательности работы по обучению чтению для каждой из групп, в выборе упражнений, в усложнении игр. Таким образом, целенаправленная работа по обучению чтению включалась в коррекционный процесс, проводилась в рамках традиционной работы логопеда в старшей группе для детей с ОНР.

В обучении выделено три этапа обучения в зависимости от овладения детьми навыком чтения: подготовительный, основной и заключительный.

1 этап обучения – подготовительный (5 вводных занятий, одинаковых для обеих групп);

2 этап обучения – основной (12 занятий дифференцированно для разных групп);

3 этап обучения - заключительный (15 занятий дифференцированно для разных групп; в группе А оказались дети, которым предлагался дополнительный «продвинутый» комплекс занятий по работе с текстом).

Подготовительный этап обучения

Целью подготовительного этапа обучения чтению было научить детей ориентироваться в предлагаемых средствах и приемах обучения, сформировать механизм чтения у детей группы А, привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развить умение манипулировать кубиками, следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводились 5 вводных занятий, одинаковых для обеих групп по продолжительности и содержанию. Одной из задач обучения было введение игр и упражнений для целенаправленного развития функционального базиса чтения: игры на развитие внимания, зрительного восприятия, памяти и речи.

Система заданий предполагала включение комплексных интерактивных игр-тренингов в каждое занятие по обучению чтению детей слабой подгруппы. Каждая игра проводилась нами перед началом занятия по обучению чтению в течение 5-8 минут. В качестве дидактического материала мы использовали в играх разработанные нами настольные игры, кубики, настенные таблицы, куда были нанесены «Картинки-ассоциации» для быстрого и прочного запоминания букв-складов, а также для одновременной автоматизации и дифференциации звуков, подвижные игры. Кубики, таблицы, настольные игры использовались как графический и игровой материал, служащий развитию внимания, зрительного восприятия, памяти и речи. Некоторые игры были заимствованы из традиционных пособий, но адаптированы так, чтобы они легко вплетались в контекст занятия по обучению чтению.

Для закрепления пройденного материала использовались тетради для работы дома: «Домашнюю тетрадь» и «Складовые наклейки». Планы занятий были отражены в методическом пособии «Учимся читать с удовольствием!»

Следует отметить, что задания по развитию функционального базиса чтения для детей группы Б (имеющих низкий уровень готовности к обучению чтению) применялись на протяжении не только подготовительного, но и основного этапов обучения чтению.

Приводим примерные планы занятий и подробное описание рекомендуемых упражнений и игр.

Занятие № 1.

План:

1. Показ и совместное с детьми изучение кубиков, показ наполнителя.

2. Упражнение «Будь внимателен!».

3. Упражнение, направленное на концентрацию внимания детей одновременно на укладе органов артикуляции логопеда и пропеваемых складах.

4. Игра на дифференциацию кубиков по признакам «глухие - звонкие, твердые – мягкие» на основе сеснсорных ощущений.

5. Игра на подбор, запоминание и прочтение складов с одной гласной.

6. Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

Приводим описание некоторых игр и упражнений:

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие произвольности внимания.

Ход: детям предлагается выбрать любой понравившийся кубик и по нашему сигналу (хлопку) начать громко звенеть ими. Также по сигналу дети должны остановить свое действие. Сигналы менялись: хлопок, взмах флажком, рукой.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Цели:

- привлечь внимание детей к кубикам и таблицам;

-помочь детям сконцентрировать внимание одновременно на органах артикуляции логопеда и пропеваемых на кубике складов;

- развивать зрительно-моторную координацию, формировать речевой выдох;

- уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;

- развивать ритмико- интонационную сторону речи;

- учить запоминать алгоритм пропевания складов.

Это упражнение является одним из основных на начальных стадиях обучения. Логопед пропевает склады на нескольких кубиках. Затем ребенку предлагается выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. Сторона кубика, на которой находится пропеваемый склад, обращена к ребенку. Таким образом, ребенок видит одновременно и склад на кубике, и уклад органов артикуляции при пропевании данного склада. Пропеваются склады замедленно, несколько утрированно.

Это упражнение косвенно помогает постановке звуков, так как многократное пропевание складов готовит артикуляционный аппарат ребенка к дальнейшей работе.

Игра «Паровоз»

Цели:

- учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;

- способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же гласной;

 - учить находить нужный кубик;

-закрепить навык узнавания и чтения складов.

Вариант 1. Логопед предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Логопед говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и показывает на первом кубике ( на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Затем ставит кубик рядом с локомотивом. Остальные кубики дети ставят сами, логопед вмешивается лишь тогда, когда ребенок не понимает, как надо искать кубики с буквой А. Логопед поясняет, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, дети работают только с кубиками, постепенно выделяя их зрительно (это способствует зрительному выделению нужного кубика с опорой только на его характеристику).После построения паровоза все вагончики прочитываются: ПА- ТА-НА-СА-ЧА-ША и т.д. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы, обозначенные на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем дети сами решают, какой гласный будет в начале.

Вариант 2. Игра по командам. На первом столе дети выкладывают вагончики с буквой О (с большим золотым кубиком в начале поезда), а на второй стол – вагончики с буквой Ё (с маленьким золотым кубиком в начале). У команд должно получиться примерно так: О-ТО-КО-РО –ВО…и Ё-НЁ-ТЁ-СЁ-РЁ… Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Логопед обязательно прочитывает с детьми все склады на вагончиках.

Вариант 3. Игра с мелкими предметами. После прочтения складов на «паровозе» логопед предлагает детям посадить на вагончики пассажиров. Он дает маленькую игрушку одному из детей и просит посадить ее на вагончик ПА. Другого ребенка просит посадить пассажира на вагончик ДА и т.д. После того, как все пассажиры окажутся на вагонах, логопед просит: «Кто едет на вагоне СА? (ПА? КА?) А на каком вагоне едет лягушонок? Зайчик?» И т.д. В следующий раз поезд может быть не пассажирским, а товарным, и на вагоны дети будут раскладывать маленькие игрушки – фрукты и овощи, что дает дополнительную возможность закрепления лексических тем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...