Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закрепление навыков словоизменения и словообразования
Цель: показать детям на практике, как изменяются слова с помощью приставок, суффиксов, окончаний Предлагаемые упражнения мы использовали на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи, что позволило детям лучше усвоить ту или иную грамматическую категорию. 1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами В конце занятия логопед предлагает детям послушать и посмотреть, как изменяются слова и попробовать изменить слова самим. Пишется одно из слов, отработанных на занятии, например мяч. Затем логопед берет и медленно в руке прокручивает кубик с последним складом , заменяет склад Ч на ЧИ и приставляет к нему склад К. Этот процесс озвучивается, даже если дети читающие. Слово МЯЧИК прочитывается хором и индивидуально детьми, у которых данный способ словообразования вызывает особые затруднения. Следующие слова предлагают и изменяют сами дети. ( ДОМ- ДОМИК, МЯЧ – МЯЧИК и т.д.) 2.Образование приставочных глаголов. Занятие начинается с написания слова ЛИТЬ. Затем впереди этого слова выставляется кубик со складом ПО. Получается слово ПОЛИТЬ. Дети читают и определяют, изменилось ли слово и почему. Аналогично составляются и анализируются слова ПЕРЕЛИТЬ, ЗАЛИТЬ, ВЫЛИТЬ, ДОЛИТЬ. Затем логопед уточняет, что значение слова изменилось, потому что перед ним выставлялись разные склады. Каждый раз получалось новое слово. После этого занятие продолжается. Можно получать бессмысленные слова, что побуждает детей к словотворчеству. 3.Согласование существительных и прилагательных в роде. Принцип построения работы тот же, но на глазах детей в зависимости от рода существительных изменяется окончание имени прилагательного: красивый шар, красивая кукла. Проводится игра «Исправь ошибку»: логопед выкладывает из кубиков заведомо неверное словосочетание, дети должны сначала прочитать, определить ошибку, затем проговорить его правильно и исправить написанное, перевернув кубики. Например: словосочетание «К РА СИ ВЫ Й КУ К ЛА» дети изменяют с помощью поворота кубиков: «К РА СИ ВА Я КУ К ЛА». Эта игра проводится, если дети уже овладели чтением словосочетаний. 4.Подбор однокоренных слов. Данная работа с кубиками проводится обычно в конце занятия, когда дети потренировались в устном подборе однокоренных слов. Только после этого логопед выкладывает (или просит ребенка сделать это) слово ВОДА и предлагает детям подобрать к этому слову другие слова так, чтобы не изменялась основа ВОД: водный, подводный, водичка и т.д. Здесь дети добавляют не одну часть слова, а две-три, что значительно усложняет работу. Необходимо, чтобы дети могли объяснить смысл каждого нового слова. 5.Коллективная работа. На занятиях по развитию связной речи работа с кубиками заключается в коллективном написании: названия рассказа, который дети будут пересказывать; названия времен года и месяцев, название игрушки или предмета для составления описательных рассказов и т.д. Обобщенная характеристика полисенсорной комбинаторной методики представлена в схеме 1.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |