Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование сформированности фонематического  восприятия.




Цель:изучить состояние фонематического восприятия у детей с ОНР.

Материал: предметные картинки: шар-жар, сова-софа, хор – хорь, мышка-мишка, крыша-крыса, коза – коса, ложки-рожки.

Ход: подобрать пары картинок к словам-квазиомонимам.

Инструкция: « Покажи, где бочка. А где почка».

     Исследование сформированности фонематического анализа.

Цель:изучить степень сформированности фонематического анализа.

Материал: предметные картинки и мелкие игрушки: молоток, мак, вишня, комар, ежик, кеды, малина.

Задание 1. Определить наличие или отсутствия звука в слове.

Инструкция: «Скажи, Есть ли звук /М/ в слове мак?»

Задание 2.Показать картинки с заданным звуком.

Материал: предметные картинки (в порядке предъявления): ваза, носки, флаг, окно диван, мыло, ноты, танк.

Инструкция: «Покажи все картинки, в названиях которых ты слышишь звук /Н/».

Задание 3. Услышать слово с заданным звуком в предложении.

Материал: /К/ «Кот сидит на крыше». /П/ «На полке стоит ваза». /М/ «Красиво поет малиновка».

Инструкция: «Скажи, в каком из слов есть звук /В/. «Ворона сидит на суку».

Задание 4. Определить место звука в слове.

Материал: картинки: начало (облако, аист, иглы, удочка), середина (дом, рак, лук, сыр), конец слова (кольцо, пила, очки). Определение места согласного в слове: конец (кот, дом, жук), начало (танк, коза, мышь, санки), выделить согласный из стечения звуков (бант, груша, лампа, белка).

Инструкция: «Послушай и скажи, где ты слышишь /У/ в слове утка: в середине, в начале или конце?»

Задание 5. Определить общий звук в словах.

Материал: предметные картинки: сок-самолет-носки, лопата-ложка-пила, мишка-груша-мышь.

Инструкция: «Назови общий звук в словах».

Исследование сформированности фонематического синтеза.

Цель:изучить степень сформированности фонематического синтеза.

Материал: устно: к,о,т; д,о,м; р,у,к,а; с,у,м,к,а; п,о,л,к,а.

Задание 1. Составить слово из заданного количества звуков.

Инструкция: «Послушай звуки. Назови слово целиком».

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Материал: устно: к,о,т; д,м,ы; л,а,н,у; з,о,р,а.

Инструкция: «Угадай, какое слово я скажу». Логопед изолированно произносит звуки, составляющие слово, меняя их порядок.

Исследование сформированности фонематических представлений.

Цель:изучить степень сформированности фонематических представлений.

Материал: игрушка на /Ш/, одежда на /К/, фрукт на /Б/, время года на /О/, мебель на /Ш/, овощ на /П/, дерево на /Д/, ягоды на /М/.

Задание 1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук.

Инструкция: «Подбери название ягоды, начинающееся на звук /М/»

Задание 2. Подобрать слова на заданный звук.

Инструкция: «Назови слово, начинающееся на звук /Т/»

Предлагаемые звуки: /В/ /ВЬ/ /П/ /ПЬ/ /К/ /КЬ/ /Т/ /ТЬ/.

Оценка выполнения для всех заданий блока:

3 балла – испытуемый самостоятельно справился с заданием;

2 балла – справился с заданием с помощью взрослого;

1 балл – не справился с заданием.

Помощь при исследовании оказывалась через включение различных анализаторов в процесс выполнения задания, например:

· фиксация взгляда ребенка на артикуляции педагога («Посмотри на мои губы и послушай звук еще раз»);

· ритмические движения руки (« У-у-тка» с одновременным резким, направленным вниз движением кисти при произнесении звука «у» и длительным движением влево при договаривании слова);

Исследование сформированности слоговой структуры слов

Обследование произношения слов различного слогового состава включало определение количества, последовательности и качества составляющих слогов в слове. Невозможность воспроизвести ритмический рисунок слова, а также слоги различных видов препятствует процессу овладения чтением. Стимульным материалом исследования служили предметные картинки с разным количеством и типами слогов (14 классов по А.К.Марковой).

Цель: изучить возможности произнесения детьми с ОНР слов различной слоговой сложности.

Материал. Слова: трехсложные слова из открытых слогов (машина, лопата, колесо, газета); двусложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, батон, вагон, утюг, пакет, диван); двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка, утка, майка); двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, альбом, фонтан, тюльпан, компас, магнит); односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, зонт, танк, кекс, лифт, куст); трехсложные слова с закрытым слогом (теремок, колобок, василек, телефон, барабан); трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, половник, ягненок, будильник, маятник, охотник); трехсложные слова с двумя стечениями согласных (избушка, игрушка, лампочка, антенна, морковка, гвоздика); двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, штанга, гнездо, спички, птенец); четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза, помидоры, мухоморы, паутина, ящерица); пятисложные слова со стечением согласных (водопроводчик, обыкновенный).

Предложения: У кошки пушистый хвост. Саша уступил место старушке. Медвежонок залез на сосну. Страшный сон приснился малышу. Петя пьет горькое лекарство. На перекрестке стоит милиционер. Космонавт управляет космическим кораблем. На перекрестке стоит милиционер.

Инструкция: «Назови то, что нарисовано на картинках», «Повтори за мной».

Оценка выполнения для всех заданий блока:

3 балла – испытуемый самостоятельно справился с заданием;

2 балла – справился с заданием с помощью взрослого;

1 балл – не справился с заданием.

Виды помощи:

· Отхлопывание слов по слогам с одновременным проговариванием;

· Утрированное проговаривание слов с опорой на зрительный анализатор (при помощи зеркала);

· Утрированное проговаривание вслед за взрослым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...