Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование словарного запаса




Исследование проводилось врамках определения объема активного словаря. Изучение словарного запаса необходимо для выстраивания системы обучения чтению, так как предполагает понимание и воспроизведение слов.

Инструкция: «Назови, что нарисовано».

Материал для обследования: Номинативный словарь: 1)назвать части лица и туловища; 2)назвать поочердно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово (игрушки, мебель, овощи, фрукты, одежда, посуда, инструменты, транспорт); 3)назвать малознакомые предметы (памятник, фонтан, водопад, ульи, клумба, манжет) 4) назвать предметы по описанию (театр, скворечник, берлога); 5) назвать близкие по значению слова (поезд-вагон, пароход-корабль).

Глагольный словарь: 1) назвать действия по предъявленному предмету (скакать, бежать, лететь, плыть, идти, стучать, мыть, умываться, рисовать, сверкать, ходить, лить, светить); 2) назвать близкие по значению слова- действия (шьет-вяжет-вышивает-варит-жарит-печет).

Атрибутивный словарь: 1) подобрать антонимы (белый – черный), маленький – большой, высокий – низкий, толстый – тонкий); 2)подобрать синонимы (грустный – печальный, храбрый – смелый, хрупкий – слабый).

Словарь наречий: 1)назвать качественные наречия (Как скачет лошадь? – быстро; Как ползет черепаха? – медленно; как светит солнце? – ярко); 2) назвать наречия времени (Когда (в какое время суток) дети идут в детский сад?- утром; Когда дети ходят в детском саду гулять? – днем; когда дети ужинают? – вечером).

Оценка выполнения для всех заданий блока:

3 балла – испытуемый самостоятельно справился с заданием;

2 балла – справился с заданием с помощью взрослого;

1 балл – не справился с заданием.

Виды помощи:

· Показ игрушки или предмета

· Ощупывание игрушки или предмета

· Называние первой части слова («Скажи наоборот: мокрый – су…»)

· Опора на опыт ребенка («Сейчас светло, а ночью - как?»)

Психологическое обследование (исследование неречевых функций)

Целью исследования являлось определение состояния невербальных, базисных для чтения функций.Принципиальной для нашего исследования являлась оценка качества выполнения заданий и характер принимаемой ребенком помощи, что позволяло определить ведущую анализаторную систему, которая может являться опорной в последующем обучении.

Для изучения внимания, зрительного восприятия и слухоречевой памяти нами были использованы традиционные психологические методики, позволяющие изучить каждое из свойств этих психических процессов [7,8,19,30,53,133]. Ряд тестов был модифицирован в соответствии с задачами нашего исследования и с учетом особенностей изучаемых детей.

Исследование внимания

Нами исследовались такие характеристики внимания, как распределение, переключаемость, произвольность, устойчивость, объем. Распределение и переключаемость внимания влияют на возможность ребенка точно опознавать и воспроизводить слоги, слова, содержащие различные графемы. Произвольность выступает в качестве регуляции деятельности (чтения) в целом, а произвольность внимания принципиально важна на первоначальных этапах, когда еще не достигнут автоматизм чтения. Однако при овладении навыком чтения ведущая роль принадлежит устойчивости внимания [131]. Объем внимания необходим для умения удерживать в кратковременной памяти ряд графических единиц одномоментно (букв, слогов, слов).

1. Исследование распределения и переключаемости внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Материал: 2 бланка, на которых виде строк изображены геометрические фигуры, следующие одна за одной в произвольном порядке. На первом бланке: На втором бланке изображены только круги трех цветов: красный, синий, желтый: .

Ход эксперимента. Исследование состоит из 2 серий по 5 мин. В первой серии ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее зачеркивать все треугольники и ставить точку в квадратах. Для анализа динамики продуктивности работы по истечении каждой минуты мы ставили красную точку на строке таблицы, где в этот момент работал ребенок. Во второй серии ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и ставя точку в других элементах – в нашем случае это были маленькие круги 3 цветов.

Инструкция к первой серии: На листе нарисованы разные фигуры. Зачеркни только квадраты, а в круги ставь точки. Треугольники нужно пропускать. Нельзя перескакивать со строчки на строчку. Двигаться можно только по строчкам, не пропуская ни одной фигурки.

Инструкция ко второй серии:зачеркни только красные кружочки, а в желтые ставь точки. Синие кружочки надо пропускать. Нельзя перескакивать со строчки на строчку. Двигаться можно только по строчкам, не пропуская ни одного кружочка.

Перед началом эксперимента мы убедились, что все дети знают и различают понятия «квадрат», «треугольник», «круг», а также названия 3 основных цветов.

Оценка результатов. В каждой серии определяется продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитывается количество просмотренных фигур и количество ошибок. Ошибкой мы считали пропуск фигуры, а также неправильную расстановку точек и зачеркиваний. На основании полученных количественных данных мы построили графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии. Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволило нам судить об уровне распределения внимания у ребенка, а также сделать заключение о динамике работы ребенка в каждой серии опыта. При оценке выполнения отмечалась утомляемость ребенка, что отражалось на качестве работы (увеличение количества ошибок).

Данные представлены в таблице 1.

Также мы подсчитали коэффициент переключаемости внимания, который отражает количество ошибок в процентах, вызванных переключением внимания, и вычисляется по формуле:

 S1

C= S2              Х 100%, где C – это коэффициент переключаемости, S1 – количество неверно обработанных строк (в которых допущены ошибки) , S2 – общее количество пропущенных строк.

 

 

Оценка выполнения каждого задания:

3 балла – испытуемый самостоятельно справился с заданием (менее 3 ошибок за 5-7 минут);

2 балла – справился с заданием с помощью взрослого;

1 балл – не справился с заданием (свыше 5 ошибок за 5-10 минут).

Виды помощи: повтор инструкции, показ образца.

2.Исследование объема внимания «Точки».

Материалы:

 

       .
 .  .    
     .  
       
       .
       
       
   .    
       .
       
       
   .    

 

 

 

Ход эксперимента. Испытуемому на короткое время (5 сек) предъявляется по одной каждая из 3 карточек с изображением от двух до 4 точек (см. рис.) Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки отводится 20 секунд.

Инструкция. Я покажу тебе карточку с точками. Показывать буду недолго, быстро уберу. Ты должен запомнить, где были нарисованы точки на карточке, и поставить точки так же на своем листке.

Оценка результатов. Мы подсчитывали количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делали вывод об объеме внимания испытуемого.

Оценка выполнения заданий проводилась в баллах:

3 балла – правильно отметили все точки.

2 балла – правильно отметили 50% точек.

1 балл – не отметили ни одной точки верно.

Виды помощи: повторный показ бланка с образцом.

3. Исследование особенностей произвольности внимания. Методика «Домик».

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

Ход эксперимента: тест «Домик», методика, предложенная Н.И.Гуткиной, представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Инструкция: Нарисуй такую же картинку, как на этом листке (перед испытуемым мы клали рисунок с изображением домика). Постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как мой. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ластиком, не три пальцем.

3 балла – справился самостоятельно.

2 балла – справился с помощью взрослого.

3 балла – не справился с заданием.

Виды помощи:

· Прорисовка линий пальцем по воздуху;

· Обведение линий образца пальцем.

4. Исследование устойчивости внимания. Тест «Переплетенные линии» (модификация теста Рея).

Материал: карточка с изображением переплетенных линий (8 линий) с четко обозначенным началом и концом.

Ход эксперимента. Испытуемому предлагается проследить каждую линию, проведя пальцем от ее начала до конца.

Инструкция. Эти линии (дорожки) перепутались. Угадай, где начинается и заканчивается каждая линия. Веди пальцем по ним от начала до конца.

Оценка результатов. Оценивается количество правильно определенных линий, а также количество допущенных ошибок.

Оценка в баллах:

3 балла – справился самостоятельно.

2 балла – справился с помощью взрослого.

3 балла – не справился с заданием.

Виды помощи:

· Повторение попытки;

· Прослеживание линии по частям: палец ребенка останавливается, ребенок уточняет направление движения и ведет руку дальше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...