Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование компонентов функциональной базы чтения у дошкольников с ОНР (сравнительное изучение)




Организация исследования

В экспериментальном изучении принимали участие 60 детей с ОНР, имеющие III уровень речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной) и 30 детей без патологии речи, посещающие старшие группы детского сада. Все дети имели сохранный слух, зрение и интеллект. Однако дети с ОНР III уровня – неоднородная по состоянию ВПФ и речевого недоразвития группа. Так, в исследовании принимали участие дети: только что преодолевшие II уровень речевого развития; дети, в течение двух лет остающиеся в рамках III уровня ОНР; дети, посещающие старшую логопедическую группу первый год и оставшиеся на второй год обучения (то есть перешедшие из средней логопедической группы); приближающиеся к норме. Критерии отбора детей для экспериментального изучения были следующие: заключение логопеда о том, что у ребенка III уровень ОНР, возраст детей на момент изучения (5- 5 лет 4 мес.) и отсутствие навыков чтения. Все дети экспериментальной группы не владели навыками звукобуквенного анализа и синтеза, не знали букв и не обучались чтению ранее. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 гг. не базе ГОУ- д/с № 690 г. Москвы, Центра развития личности «Лана» и детского центра «Успех».

Проведенный анализ литературных источников показал, что все исследователи единодушны в необходимости создания у ребенка предпосылок для успешного овладения чтением, совокупность которых составляет функциональный базис чтения. Анализируя все параметры базиса, описанные в литературе (по различным данным, их выделяется более 20), в нашем исследовании мы ограничились т.н. «ядром» функционального базиса чтения, то есть выделили наиболее значимые его части, которым отводится решающая роль при определении готовности ребенка с ОНР III уровня к чтению. К ним мы отнесли ряд речевых и неречевых функций, объединенных нами по двум направлениям: логопедическое (исследование речевых компонентов) и психологическое (исследование неречевых функций).

К логопедической части исследования нами отнесены:

· фонетико-фонематическая сторона речи;

· сформированность слоговой структуры слов;

· исследование словарного запаса.

Следует отметить, что ряд исследователей, таких как А.В.Лагутина, М.И.Кузнецова и др. [86,96] предлагает изучение грамматической стороны речи и связной речи, однако в рамках нашего исследования нам представлялось достаточным ограничиться изучением перечисленных функций как базисных для формирования первоначального чтения. Указывается, что именно эти компоненты речевой системы наиболее уязвимы у детей с ОНР III уровня и могут влиять на уровень готовности к обучению чтению.

Психологическая часть исследования включала изучение

· внимания;

· зрительного восприятия;

· слухоречевой памяти.

В задачи нашего исследования не входило изучение когнитивных процессов, состояние зрительно-моторной координации, прогнозирования и ряда других функций, поскольку мы опирались на представленные в литературе данные об относительной их сохранности у детей с ОНР 3 уровня.

Таким образом, целью данной части экспериментального исследования являлось выявление уровня сформированности базисных для чтения функций: устной речи (словарный запас, фонетико-фонематическая и слоговая сторона), внимания, слухоречевой памяти, зрительного восприятия, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальной речью, состояние которых определяет потенциальные возможности ребенка в овладении навыком чтения.

Оценка выполнения заданий проводилась в балльной системе, где 1 балл получали дети не справившиеся с заданием, 2 балла – дети, справившиеся с помощью экспериментатора, 3 балла – справившиеся с заданием самостоятельно. Для каждого задания параметры успешности выполнения конкретизированы. Кроме этого отмечался вид помощи, принимаемый ребенком при выполнении заданий.

Логопедическое обследование (исследование речевых компонентов)

Для изучения были использованы наиболее распространенные в логопедической практике варианты заданий. Использовались дидактические пособия и диагностические альбомы Иншаковой, пособия Бессоновой, Тумановой, а также авторский материал.

1.Исследование фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНРпроводилось с цельюопределения состояния произношения и фонематического восприятия, а также степени сформированности умений фонематического анализа и синтеза как необходимых условий для усвоения акустико-артикуляционного образа звука, соотнесения его с буквой, что является одной из операций формирования навыка чтения. В исследовании не принимали участие дети с нормальным речевым развитием, так как состояние фонетико-фонематической стороны речи у этих детей не имеет никаких отклонений.

Состояние звукопроизношения.

Цель:изучить состояние звукопроизношения у детей с ОНР.

Материал: картинки, мелкие игрушки.

Ходвыполнения задания. Учитель-логопед предлагает ребенку назвать картинки (или повторить фразы, включающие те или иные звуки).

Инструкция: «Назови картинки (игрушки)».

Материал: предметные картинки (/С/- собака, сумка, усы, нос, автобус;/СЬ/ - сеть, синий, письмо, гусь, семь; /З/- зубы, коза, ваза, звезда; /ЗЬ/ - газета, зебра, обезьяна; /Ц/ - цепь, пуговица, яйцо, огурец; /Ш/- шапка, машина, мешок, шишка; /Ж/- жираф, ежи, ножи; /Щ/-щетка, овощи, ящик, плащ; /Ч/ - чайник, очки, бабочка, мяч; /Р/- рыба, корова, ведро, топор; /РЬ/- репа, фонарь, веревка, дверь; /Л/- лампа, лук, молоток, белка, дятел;/ЛЬ/- лейка, улитка, пальто, телефон; /Й/- яблоко, майка, платье, трамвай; /Г/- губы, голова, вагон, попугай; /ГЬ/- гиря, бегемот, флаги; /К/- конфета, банка, индюк; /КЬ/- кеды, утки, ботинки; /Х/- хобот, ухо, петух; /ХЬ/ - мухи, духи, орехи; /В/- вата, ванна, гвозди, совок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...