Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лингвистические основы обучения чтению




В лингвистике чтение определяется как вид письменной формы речи, процесс, позволяющий понимать зафиксированные графически языковые знаки [103]. Попытку построить лингвистическую модель чтения предприняли Р.И.Лалаева [2004, 2006], Snowling M.J. и др. По мнению авторов, чтение – сложный процесс, который зависит от адекватного развития двух компонентов: идентификации слова и языкового понимания. Идентификация слова – лексический поисковый процесс, в результате которого множество визуальных символов (букв) опознается в памяти как слово. Языковое понимание – понимание смысла, прочитанного сообщения.

Процесс овладения навыком чтения включает блок лингвистических процессов, в результате которых происходит развитие разговорной речи и языковых навыков вообще; блок визуальных процессов; блок металингвистических знаний; блок памяти. Согласованная работа всех блоков позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для обучения чтению. Сенсорные и высокоуровневые процессы визуализации обеспечивают хранение визуальных признаков стимулов, включая и графические символы письменных слов. Лингвистические процессы отвечают за овладение языком и использование языка для кодирования, хранения и восстановление информации. Лингвистический блок включает: фонологическое, морфологическое, семантическое, синтаксическое и прагматическое кодирование. Данный блок отвечает за хранение и кодирование информации в речевое сообщение.

Лингвистические исследования являются базовыми для решения многих вопросов, связанных с обучением чтению. В частности, выбор минимальной единицы, при помощи которой будет проходить обучение первоначальному навыку чтения, определяется психофизиологическим и лингвистическим подходом к изучению произносительной и графической структуры слова.

Выбор минимальной единицы чтения – звука, слога или целого слова решалась педагогами – практиками на протяжении всей истории обучения грамоте. В зависимости от выбора минимальной единицы чтения различают методы: буквенный, звуковой, слоговой (складовой), целых слов [129].

Исходя из особенностей познавательных процессов у дошкольников, а именно преобладания глобальных стратегий восприятия информации над аналитическими, нас в первую очередь интересовал слоговой (складовой) метод, как наименее изученный. Слоговой метод, в системе которого единица чтения – слог, предполагает, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговому, применялись в русской школе в сочетании со звуковым методом. Применять слоговой метод обучения в России предлагали еще в конце ХIХ в. А.И.Анастасиев и К.Г. Житомирский, а позже, в 1924 - Ф.П.Мироносицкий [129]. Разработка слоговых таблиц и упражнений для запоминания слогов оказала положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Однако широкого применения не нашла.

Мы обратились к теориям слога и слогоделения в русском языке. В литературе по лингвистике и языкознанию встречаются разные определения слога. Слог может состоять из одного или несколько звуков. Это сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которое составляет определенную произносительную единицу; слог может состоять и из одного гласного, как отмечают Л.В.Бондарко, Л.А.Вербицкая, М.В.Гордина [24].

В языкознании существуют два разных подхода к определению этой единицы. При фонетическом подходе общим признаком, объединяющим гласный и окружающие его согласные в один слог, считается фонетическое свойство; при фонологическом подходе считается, что гласный и согласные объединяются в слог благодаря существующим в данном языке правилам сочетаемости фонем. Однако слогоделение чаще всего осуществляется не на основе правил сочетаемости фонем в односложных словах, а на основе разнообразных фонетических правил. Исследователи полагают, что границы слога нужно определять на основе фонетических критериев, т.е. изучать фонетическую природу слога.

В зависимости от расположения согласных по отношению к гласному различают следующие типы слогов: 1) закрытые и открытые (писк, он, спи, ну), 2)прикрытые и неприкрытые (страх, ум). На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый интенсивный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые.

Экспираторная теория трактует слог как сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха [Р. Стетсон, Г.Суит, Storm]. Соответственно выдох, на котором обычно произносится любое высказывание, содержит столько толчков, сколько в этом высказывании и слогов. Однако эта теория не объясняет всех случаев.

Последователи артикуляторной теории полагают, что количество слогов в слове зависит от изменения уклада органов артикуляции. Слог, являясь квантом артикуляторных движений, помогает более эффективно расходовать усилия при образовании речевой последовательности [24].

В современном русском языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Слог представляет собой одну волну звучности, на вершине которой находится гласный. Упорядочивающая функция слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны. Тем самым обеспечивается нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности от вершины слога к его концу.

Широко распространено понимание слога как единицы мускульного напряжения. Вершиной слога является гласный, а согласные располагаются на склонах волны (импульса) мускульного напряжения. Расположение согласного по отношению к гласному в звуковой цепи зависит от характера примыкания согласного к гласному – это примыкание может быть слабым или сильным. При слабом примыкании согласный «отходит» к следующему гласному (ру-ка, у-шла). При сильном примыкании согласный как бы «склеивается» с предыдущим гласным, образуя один слог. По мнению Л.В.Щербы, сильное примыкание согласного наблюдается там, где два согласных следуют за ударным гласным (пап-ка, фак-ты).

Н.И.Жинкин, [62] определяя слог как минимальную произносительную единицу, подчеркивал, что минимален он потому, что произносительные движения, необходимые для того, чтобы получилось слово или предложение, нельзя расчленить на комплексы, более мелкие, чем слог. Произносительной единицей слог является потому, что он существует именно в произношении, артикуляции. Произносительная общность элементов, входящих в один слог, определяется тем, что произношением всех звуков управляет одна команда, одна программа артикуляторных движений: все, что может быть произведено одновременно – одновременно и произносится. Например, в слоге [су] губы округляются, а корень языка поднимается и оттягивается назад уже с самого начала слога, т.е. с подготовки артикуляции согласного [с]. Органы артикуляции как бы приготавливаются выполнить все движения, необходимые для слога [су], а не артикулируют по отдельности – сначала согласный, потом гласный. Согласно мнению Н.И.Жинкина, сочетание СГ — это мельчайшая звуковая единица речи, но разделить которую на составляющие можно лишь письменно, по буквам, но не устно.

А.Н. Гвоздев [45] считал, что слог должен быть исходной единицей не только чтения, но и письма. Он также подчеркивал, что сочетание «согласный плюс гласный» как при письме, так и при чтении представляет целый элемент, в котором согласный и гласный звуки неотделимы друг от друга, их можно произносить и писать только слитно. Нам представляется важным, что исследователи отмечают эту особенность лишь для открытых слогов – СГ.

Основной трудностью при обучении аналитическому чтению исследователи считают проблему слияния звуков в слоги, связанную с тем, что минимальной фонетической единицей является звук, а произносительной – слог. В лингвистическом энциклопедическом словаре слог определяется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам [105]. Эта точка зрения (что минимальная единица речи – это открытый слог) подтверждается и эмпирическими наблюдениями. Обращается внимание на особенности лепетной речи детей, где присутствуют преимущественно открытые слоги (склады): ба-ба-ба, дя-дя-дя.

В работах А.Р. Лурии [110,111], Л.С. Цветковой [171], А.Н. Корнева [91,92] указывается, что для овладения слогослиянием ребенок должен научиться читать согласный звук так, как он звучит в паре с гласным, то есть изолированное его произнесение заменить на позиционное, зависящее от стоящего за ним гласного звука, образующего слог. Именно поэтому некоторые исследователи рекомендовали принять слог за минимальную единицу в процессе обучения чтению [178].

В русской графике используется слоговой принцип, который состоит в том, что звуковое значение буквы может быть установлено только с учётом соседних букв, то есть в слоге. Сущность этого принципа заключается в том, что единицей чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному (мягко и твердо), что зависит от следующих за ней букв –а или я. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы. Слоговой принцип русской графики сложился исторически в результате закономерного смягчения большинства согласных в строго определенных позициях (перед гласными переднего ряда [и], [э]). Слоговой принцип русской графики представляет определенную трудность для усвоения детьми дошкольного возраста. Это отмечают многие исследователи. Так, в работах Л.Е.Журовой подчеркивается трудность, которую испытывают дети при звуковом анализе слов и разных типов слогов. Автор многократно упоминает, что все дети при этом допускают однотипные ошибки и рассматривают, например, слог «МУ» или «МЮ» как нераздельную звуковую единицу. "К семнадцатому занятию, - пишет Л.Е.Журова, - в результате проведенных упражнений дети наконец-то оказываются способны правильно составлять звуковые схемы слов" [64, С.49]

Для преодоления этих трудностей многие исследователи предлагают более широко взглянуть на структуру слова. Так, в настоящее время становится популярной вариация слогового метода, предложенного еще Л.Н.Толстым, где за минимальную единицу чтения принимается так называемый склад (фонетический открытый слог СГ). Последователи этого метода обращают внимание на истоки русской письменности [54, 184]. Как известно, в дореволюционной России использовали букву "еръ" (ДОМЪ). Она считалась буквой гласного звука, и было нельзя написать букву МЪ без этой «нулевой» огласовки. «То, что мы сегодня преподносим детям как "согласный М", на самом деле является лишь частью слога, его согласной половинкой» [185, С.2].

В работах Н.А.Зайцева, в «Букваре» М.В. Бахтиной и в ряде других пособий [10, 69] предлагаются графические и кинетические эквиваленты «цельных артикуляционных комплексов», т.е. акустических и произносительных единиц, что согласуется с артикуляторной теорией слогоделения. Например, МА-МА, ПА-ПА, ША-Р, И-РА, МЫ-ШЬ произносятся двумя явственно ощущаемыми напряжениями речевых органов, следовательно, для этих слов предлагаются по два соответствующих кубика (в методике Н.А.Зайцева), и два «нажатия» клеточек на таблице. Вслед за Л.Н. Толстым такое чтение рассматривается как чтение по складам. Мы солидарны с авторами методик, которые отмечают физиологичность определения именно такой минимальной единицы чтения: «Делить слова на склады – занятие для детей совершенно естественное: миллион раз слышали, сами произносили. Кусочки родной речи. Возможность их увидеть вызывает неподдельный интерес» [69, с16].

Таким образом, мы считаем целесообразным определить в качестве единицы обучения чтению склад [69,160,185]. Нами отмечено, что научно-теоретического определения склада в литературе нет, авторы используют это понятие, опираясь только на практический опыт. Таким образом, основываясь на теориях слогоделения и принимая во внимание слоговой принцип русской графики, а также преобладание симультанного восприятия у дошкольников с ОНР над сукцессивным и при этом учитывая существующие методические разработки, мы определили минимальную единицу чтения, которую обозначили как «склад». Мы определяем склад как акустические и произносительные единицы; их однобуквенные и двубуквенные обозначения на письме. К складам мы относим: слоги типа Г, СГ, а также одиночные согласные, в том числе с мягким и твердым знаком, которые могут входить в структуру слога, но не являются компонентом цельной структуры СГ (К РА Н, А И С Т, ПО Л КА). При этом следует различать фонетическую и графическую стороны: существует фонетический склад, который обозначается графически одной или двумя буквами: М, МЬ, А, СО, НЁ, ВЪ.

Р О
К
Т
Следует отметить, что этот же подход закладывается и в аналитическом чтении [188], при введении при составлении схем слов (слог СГ обозначается квадратиком, разделенным по диагонали, а все остальные звуки и буквы в схемах обозначаются отдельными квадратиками).

 

 

Таким образом, минимальной единицей обучения чтению следует считать склад. При этом следует учитывать, что исходя из особенностей русской графики, обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза необходимо, однако целесообразно пройти этот этап после того, как ребенок обучился чтению по складам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...