Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации по конспектированию




Важная форма самостоятельной работы студентов – конспектирование. Выполняется студентами в течение семестра с целью создания словаря-памятки литературоведческих терминов. Студенты по новейшим научным публикациям (это могут быть как литературоведческие словари, так и научные, учебные издания, вышедшие в 1990-е – 2000-е гг. и рекомендуемые ниже) должны подготовить рукописный словарь литературоведческих терминов – своеобразную памятку для дальнейшей филологической деятельности. В отдельных тетрадях в алфавитном порядке необходимо дать характеристику категориям, часть из которых изучается на лекциях, практических занятиях и коллоквиумах:

       авангардизм, автограф (беловой, черновой), автор, авторизация, акафист, акмеизм, акростих, акцентный стих, александрийский стих, аллегория, аллитерация, аллоним, аллюзия, амплификация, амфибрахий, анаграмма, анаколуф, анакруза, анапест, анафора, анекдот, антитеза, антиутопия, антономазия, аполог, археография, архетип, ассонанс, астроним, атрибуция;

баллада, басня, белый стих, бессоюзие, былинный стих, буффонада;

вариант, венок сонетов, верлибр, версе, визуальная проза, вирши, водевиль, вольные стихи, время художественное, вставная новелла, вымысел художественный;

гекзаметр, гимн, гипербола, говорной стих, градация, гротеск;

дактиль, дипломатика, диссонанс, дифирамб, дольник, драма, драматизм, dubia;

жанр, женская рифма;

завязка, замысел художественный, звуковой повтор, зияние;

идиллия, идиома, извод, имажинизм, инвариант, инвектива, инверсия, интермедия, интонация, интрига, ирония, источниковедение;

каламбур, канон, канцона, катарсис, катрен, классицизм, клаузула, комедия, комическое, композиция, комментарий, кондак, консонанс, контаминация, контекст (исторический, биографический, литературный), конфликт, конъектура, копия, кульминация, куплет;

лейтмотив, лиризм, лирика, лирический герой, литература, литературное (направление, течение), литературная школа, литота, логаэд;

мадригал, макароническая поэзия, медитативная лирика, мелодика, мелодрама, метафора, метонимия, мифологема, мистерия, модернизм, мотив, метр, метрическая проза, метризованная проза, многосоюзие, монолог, монорим, моностих, мора, моралите, мужская рифма;

напевный стих, направление литературное (художественный метод), натурализм, неологизм, неточная рифма, новелла;

образ, образ автора, ода, оксюморон, октава, онегинская строфа, опера, оперетта, отступление;

палеография, палиндром, памфлет, панегирик, перифраз, пародия, пастораль, пафос, пауза, паузник, пентаметр, пеон, перенос (стихотворный), перипетии, песня, пиррихий, плеоназм, повесть, повествователь, подтекст, полифония, послание, постмодернизм, поэтика, прием (художественный), притча, прозаизм, прозиметрия, произведение, проклитика, пролог, просодия, прототип, псевдоним;

раешник (раешный стих), размер, рассказчик, реализм, редакция, ремарка, реминисценция, ретардация, рефрен, ритм, риторический вопрос, риторическое восклицание, рифма, рифмовка (смежная, перекрестная, кольцевая), ролевая лирика, романс, романтизм, рондо, рубаи;

сатира, свободный стих (верлибр), секстина, символ, символизм, симфора, синекдоха, сказ, сказка, сонет, составная рифма, список, спондей, сравнение, стансы, стиль, стих, стихотворение в прозе, стопа, строфа, стык, сфрагистика, сюжет;

тактовик, танка, текст, текстология, тема, терцет, терцина, течение (литературное), тип, топос, точная рифма, трагическое, триолет, троп;

условность (художественная), утопия;

фабула, фарс, фигура, футуризм;

характер, хорей, хиазм, хокку, холостые стихи, художественная (литература, речь);

цезура, цикл;

утопия;

эвфемизм, эвфония, эклога, экспозиция, экспромт, элегия, элегический дистих, эллипсис, энклитика, эпиграмма, эпиграф, эпилог, эпиталама, эпитафия, эпитет, эпичность, эпос.

Из 2-3 предлагаемых источников студент обязан сформулировать определение, наиболее полно и ясно выражающее его представление о термине.

Разъяснение термина обязательно подкрепляется примером из самостоятельно прочитанной художественной литературы. Примеры должны быть подобраны студентами индивидуально.

Важность систематического и постепенного выполнения этого вида самостоятельной работы обнаруживается во время подготовки к экзамену. Так, на теоретические вопросы о типологии лирических, драматических и эпических жанров невозможно ответить, предварительно не освоив терминологию по современным научным изданиям. За несколько дней перед экзаменом невозможно и физически проделать такой объём работы (просмотр источников, отбор материалов, заполнение тетради, подготовка цитат из художественной литературы). Категории, вошедшие в этот студенческий словарь, должны быть осознаны составителем. Преподаватель на экзамене для уточнения уровня знаний имеет право задать дополнительный вопрос о тех терминах, что изучались в течение семестра.

Ссылки на ресурсы Internet, электронные издания

Методические рекомендации по освоению теоретико-литературных знаний

С использованием Интернета

Использование электронных ресурсов и, прежде всего, информационной телекоммуникационной сети Интернет ускоряет выяснение различных исследовательских вопросов накануне практических занятий, в часы СРС, но полностью не заменяет книжную научную литературу. В мировую паутину попадает много ошибочной или устаревшей информации, бесконтрольных сведений, которые не имеют авторов, поэтому доверять таким источникам небезопасно. В связи в этим рекомендуется обращаться к официальным сайтам литературоведов, где работы опубликованы с согласия авторов, где можно обнаружить копии дорогостоящих монографий и учебных пособий, иные полезные материалы. Наиболее авторитетные литературоведческие сайты – это http:// www.ruthenia.ru, http:// slovar.lib.ru, http://www.philology.ru

Более 10 лет крупнейшие научные и литературные издания имеют ссылки по адресу http:// magazines.russ.ru. Через этот адрес общего журнального зала можно получить доступ к электронному блоку содержания журналов «Вопросы литературы», «Новый мир», «Новый журнал», «Звезда» и многих других. Электронная версия самого известного за рубежом отечественного журнала «Новое литературное обозрение», в котором публикуются, кроме всего прочего, рецензии на научные издания, находится по адресу www.nlo.magazine.ru.

       Большой познавательной ценностью обладает информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», находящаяся по адресу http://window.edu.ru. Её цель - обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Каталог и электронная библиотека этого ресурса позволяют обнаруживать и читать учебники, учебные пособия, различные методические материалы по литературоведческим дисциплинам.

Внимательного отношения требует ещё один ресурс, содержащийся в Интернете по адресу http://feb-web.ru. Это – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ), то есть сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI–XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Она содержит несколько разделов. Для начинающего филолога особенно полезен раздел «Наука о литературе и фольклоре», в котором представлены материалы по истории и текущему состоянию гуманитарных наук в России: хронология важнейших событий, биографические справки и личные библиографии ведущих ученых-гуманитариев, словарь специальных терминов, информация о научной периодике, сериальных изданиях, научных и образовательных учреждениях гуманитарной сферы. Разделы «Словари» и «Энциклопедии» содержат толковые словари русского языка и специальные литературоведческие энциклопедии. В аудиторной и самостоятельной работе студентам предлагается воспользоваться возможностями сайта http://rifmovnik.ru/, который предоставляет возможность работать в программе Rhymes, позволяющей легко подобрать рифму, синоним или эпитет, узнать лексическое значение и произношение слова, посмотреть примеры его употребления. Будет предложена аналогичная работа с сайтом электронной версии журнала «Литература» http://lit.1september.ru.

Так же, как и студентам, преподавателям данной дисциплины рекомендуется систематически изучать новую информацию, размещаемую в Интернете. Например, размещены монография В. И. Тюпы «Художественный дискурс: Введение в теорию литературы» – www.nsu.ru/education/virtual/discourse2_10.htm и даже учебно-методические материалы. Так, опыт организации «Введения в литературоведение» отражен в рабочих программах ведущих преподавателей Российского государственного гуманитарного университета: В. И. Тюпы, Н. Д. Тамарченко, Д. М. Магомедовой, С. Н. Бройтмана, И. А. Есаулова, Е. Н. Пенской по адресу http:// kaftip.narod.ru/AHT.html.

В связи с этим рекомендуем общедоступный минимум методических материалов для преподавателей:

  1. Бройтман, С. Н. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электр. ресурс] http:// kaftip.narod.ru/AHT.html (Дата обращения – 15.05.2011).
  2. Магомедова, Д. М. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электр. ресурс] http:// kaftip.narod.ru/AHT.html (Дата обращения – 15.05.2011).
  3. Тамарченко, Н. Д. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электр. ресурс] http:// kaftip.narod.ru/AHT.html (Дата обращения – 15.05.2011).
  4. Теория литературы [Текст] : программа / сост. С. Г. Исаев ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – 22 с.
  5. Тюпа, В. И. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электр. ресурс] http://kaftip.narod.ru/AHT.html (Дата обращения – 15.05.2011).

Кроме того, электронные варианты лекций по «Введению в литературоведению», презентации для занятий, планы практических занятий размещены В.В.Шадурским на странице преподавателя по адресу http://www.novsu.ru

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...