Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие. Анализ тропов в художественном произведении. 2 часа.




Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Виды тропов. Тропы на основе переноса значения.

1) Метафора.

ü признаки метафоры в художественном тексте, параллелизм основного и переносного значений в метафоре;

ü отличие индивидуально-стилистической метафоры от общеязыковой метафоры,

ü характеристика тропов во фрагментах “Евгения Онегина”:

 

Но лето быстрое летит,

Настала осень золотая

 

Готовы санки беговые.

Он сел, на мельницу летит

ü простая и развернутая метафоры. Определите признаки развернутой метафоры:

 

а) Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета…

                                    А. Пушкин

 

б) И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,

Оно – колокольчик фарфоровый в желтом Китае

На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,

В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…

                                  Н. Гумилев

 

в) Любовь уподоблена тройке взбешенной и шалой,

Стремящейся к отплывающему кораблю…

                                   Игорь Северянин

 

2) Метафора-загадка, или симфора. Дайте характеристику контексту:

 

Одна, печальна, под окном,

Озарена лучом Дианы,

Татьяна, бедная, не спит…

 

3) Эпитет:

ü логическое определение и поэтическое определение,

ü виды эпитетов (лирические, изобразительные, постоянные) и их функции,

ü приведите примеры на каждый случай – из литературных произведений.

4) Олицетворение (антропоморфизм). Объясните суть явления, используя пример:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

 

5) Оксюморон. Дайте толкование термина, используя пример – фрагмент стихотворения Игоря Северянина «Дым льда»:

 

На белом белая белеет, -

Вся вихрь, вся воздух, вся полет.

А лёд всё тлеет, тлеет, тлеет, -

Как будто вспыхнет этот лёд!

 

6) Сравнение:

ü в каком значении используются слова в сравнении? 

ü структура сравнения,

ü приведите примеры из художественных текстов.

     7) Аллегория, сфера её использования.

8) Символ, его многозначность, способы введения символов в литературное произведение. Приведите примеры из «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока.

9) Гипербола и литота. Дайте характеристику категорий, приведите примеры из былин и сказок.

 

2. Тропы, в основе которых переименование предмета или замена явления.

1) Метонимия.

2) Синекдоха.

3) Ирония.

4) Антономазия.

 

3. «Совмещение тропов» (А. Потебня). Вопрос о перифразе и эвфемизме.

4. Во фрагменте рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте» определить использованные тропы, попытаться обосновать их целесообразность, раскрыть эстетическую функцию; задание выполните письменно: «Небольшая компания комаров занималась штопаньем воздуха над мимозой, которая цвела, спустя рукава до самой земли; двое рабочих в широких шляпах закусывали сыром с чесноком, прислонившись к афишной доске, на которую были наклеены гусар, укротитель в усах и оранжевый тигр<…>».

 

1 час – заслушивание ответов всех студентов. 1 час - аудиторная СРС: написать рассказ на полстраницы, в котором должен быть каждый из изученных тропов; провести взаимопроверку, зачитывая тексты и давая характеристику использованным тропам.

Литература

1. Клинг О. А. Тропы // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 432–436, 438–446.

2. Томашевский Б. В. Изменение значения слова (Поэтическая семантика. Тропы) // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 54–67.

3. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1940. С. 73–92.

Практическое занятие. Анализ тропов и стилистических фигур в рассказе

В. В. Набокова “Весна в Фиальте”. 2 часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Для характеристики темы судьбы и счастья необходимо определить:

а) судьбу Василия до встречи с Ниной в Фиальте (чему противопоставляется “система счастья” на “севере” его “естества”: “счастливый, умный, добрый мир”?);

б) судьбу Нины (чем наполнена её жизнь? как относятся к Нине те, кого она “охотно поила” “родниковой водой” своей любви?).

2. Контрапунктом теме судьбы и счастья развивается тема цирка.

2.1. Какова её роль? Проследите все эпизоды её развития.

2.2. Какие композиционные приемы и тропы участвуют в создании тревожной атмосферы Фиальты?

3. Большую часть персонажей объединяет тема творчества.

3.1. В чём смысл антитезы рассказчика и Фердинанда? Охарактеризуйте Фердинанда как человека и писателя. Какими художественными средствами пользуется Набоков для изображения его творчества?

3.2. Какими способностями обладает рассказчик; что значит: “прозрачная голова”, “раскрываюсь, как глаз”, “всё понимаю” (что именно?), “вбираю всё”; в чём его творческое кредо; как понять фразы “сердцу своему позволял бы иметь воображение…”, “…любая идейная дребедень”? Почему рассказчик с такой неприязнью относится к обитателям кафе? В чём особенность его метафор?

3.3. В чём значение образа англичанина? Как занятия энтомолога (ловля бабочек) могут быть связаны с событиями в рассказе? Если он представитель автора, созерцатель, то почему его-то глаза «прозрачные»?

3.4. Проблемы искусства, намеченные в рассказе, свойственны писателям эмиграции или писателям XX века вообще?

4. Образ Фиальты.

4.1. Запах и «звучание» в названии города. Метафоры, характеризующие его.

4.2. Почему важно замечание, что старый и новый город Фиальты борются? Как это может быть связано с мироощущением Василия?

4.3. Вспомните внезапное появление букета фиалки в финале рассказа. Зачем и откуда эти фиалки? Почему важно, что их запах бескорыстный?

5. Тема любви – основная для двух героев.

5.1. Дайте характеристику амплификации («И с каждой новой встречей мне делалось тревожнее…»). Почему она выливается в риторические вопросы и восклицания?

5.2. Почему в финале рассказа происходит замена «дешёвого “ты”» «одухотворённым “вы”»? Какая традиция Вами вспоминается?

5.3. Признание в любви сделано в вопросительной форме. Оно как бы и не состоялось. Отчего слова о любви так опасны персонажам?

1 час – фронтальный опрос, заслушивание ответов студентов согласно плану, корректировка ответов. Второй час - аудиторная СРС: индивидуальные записи скорректированных ответов по изученным вопросам, выступления с чтением записанных комментариев, контроль качества комментариев.

Литература

1. Набоков В. В. Весна в Фиальте // Набоков В. В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 4. С. 305–322.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...