Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическое занятие. Анализ тропов в художественном произведении. 2 часа.
Задание: подготовить ответы на вопросы по плану: 1. Виды тропов. Тропы на основе переноса значения. 1) Метафора. ü признаки метафоры в художественном тексте, параллелизм основного и переносного значений в метафоре; ü отличие индивидуально-стилистической метафоры от общеязыковой метафоры, ü характеристика тропов во фрагментах “Евгения Онегина”:
Но лето быстрое летит, Настала осень золотая…
Готовы санки беговые. Он сел, на мельницу летит… ü простая и развернутая метафоры. Определите признаки развернутой метафоры:
а) Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета… А. Пушкин
б) И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно – колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой… висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи… Н. Гумилев
в) Любовь уподоблена тройке взбешенной и шалой, Стремящейся к отплывающему кораблю… Игорь Северянин
2) Метафора-загадка, или симфора. Дайте характеристику контексту:
Одна, печальна, под окном, Озарена лучом Дианы, Татьяна, бедная, не спит…
3) Эпитет: ü логическое определение и поэтическое определение, ü виды эпитетов (лирические, изобразительные, постоянные) и их функции, ü приведите примеры на каждый случай – из литературных произведений. 4) Олицетворение (антропоморфизм). Объясните суть явления, используя пример: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…
5) Оксюморон. Дайте толкование термина, используя пример – фрагмент стихотворения Игоря Северянина «Дым льда»:
На белом белая белеет, - Вся вихрь, вся воздух, вся полет. А лёд всё тлеет, тлеет, тлеет, - Как будто вспыхнет этот лёд!
6) Сравнение: ü в каком значении используются слова в сравнении? ü структура сравнения, ü приведите примеры из художественных текстов. 7) Аллегория, сфера её использования. 8) Символ, его многозначность, способы введения символов в литературное произведение. Приведите примеры из «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока. 9) Гипербола и литота. Дайте характеристику категорий, приведите примеры из былин и сказок.
2. Тропы, в основе которых переименование предмета или замена явления. 1) Метонимия. 2) Синекдоха. 3) Ирония. 4) Антономазия.
3. «Совмещение тропов» (А. Потебня). Вопрос о перифразе и эвфемизме. 4. Во фрагменте рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте» определить использованные тропы, попытаться обосновать их целесообразность, раскрыть эстетическую функцию; задание выполните письменно: «Небольшая компания комаров занималась штопаньем воздуха над мимозой, которая цвела, спустя рукава до самой земли; двое рабочих в широких шляпах закусывали сыром с чесноком, прислонившись к афишной доске, на которую были наклеены гусар, укротитель в усах и оранжевый тигр<…>».
1 час – заслушивание ответов всех студентов. 1 час - аудиторная СРС: написать рассказ на полстраницы, в котором должен быть каждый из изученных тропов; провести взаимопроверку, зачитывая тексты и давая характеристику использованным тропам. Литература 1. Клинг О. А. Тропы // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 432–436, 438–446. 2. Томашевский Б. В. Изменение значения слова (Поэтическая семантика. Тропы) // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 54–67. 3. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1940. С. 73–92. Практическое занятие. Анализ тропов и стилистических фигур в рассказе В. В. Набокова “Весна в Фиальте”. 2 часа. Задание: подготовить ответы на вопросы по плану: 1. Для характеристики темы судьбы и счастья необходимо определить: а) судьбу Василия до встречи с Ниной в Фиальте (чему противопоставляется “система счастья” на “севере” его “естества”: “счастливый, умный, добрый мир”?); б) судьбу Нины (чем наполнена её жизнь? как относятся к Нине те, кого она “охотно поила” “родниковой водой” своей любви?). 2. Контрапунктом теме судьбы и счастья развивается тема цирка. 2.1. Какова её роль? Проследите все эпизоды её развития. 2.2. Какие композиционные приемы и тропы участвуют в создании тревожной атмосферы Фиальты? 3. Большую часть персонажей объединяет тема творчества. 3.1. В чём смысл антитезы рассказчика и Фердинанда? Охарактеризуйте Фердинанда как человека и писателя. Какими художественными средствами пользуется Набоков для изображения его творчества? 3.2. Какими способностями обладает рассказчик; что значит: “прозрачная голова”, “раскрываюсь, как глаз”, “всё понимаю” (что именно?), “вбираю всё”; в чём его творческое кредо; как понять фразы “сердцу своему позволял бы иметь воображение…”, “…любая идейная дребедень”? Почему рассказчик с такой неприязнью относится к обитателям кафе? В чём особенность его метафор? 3.3. В чём значение образа англичанина? Как занятия энтомолога (ловля бабочек) могут быть связаны с событиями в рассказе? Если он представитель автора, созерцатель, то почему его-то глаза «прозрачные»? 3.4. Проблемы искусства, намеченные в рассказе, свойственны писателям эмиграции или писателям XX века вообще? 4. Образ Фиальты. 4.1. Запах и «звучание» в названии города. Метафоры, характеризующие его. 4.2. Почему важно замечание, что старый и новый город Фиальты борются? Как это может быть связано с мироощущением Василия? 4.3. Вспомните внезапное появление букета фиалки в финале рассказа. Зачем и откуда эти фиалки? Почему важно, что их запах бескорыстный? 5. Тема любви – основная для двух героев. 5.1. Дайте характеристику амплификации («И с каждой новой встречей мне делалось тревожнее…»). Почему она выливается в риторические вопросы и восклицания? 5.2. Почему в финале рассказа происходит замена «дешёвого “ты”» «одухотворённым “вы”»? Какая традиция Вами вспоминается? 5.3. Признание в любви сделано в вопросительной форме. Оно как бы и не состоялось. Отчего слова о любви так опасны персонажам? 1 час – фронтальный опрос, заслушивание ответов студентов согласно плану, корректировка ответов. Второй час - аудиторная СРС: индивидуальные записи скорректированных ответов по изученным вопросам, выступления с чтением записанных комментариев, контроль качества комментариев. Литература 1. Набоков В. В. Весна в Фиальте // Набоков В. В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 4. С. 305–322.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |