Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.Ю. Лермонтова «Парус». 2 часа.




 

1. Стиховедческий разбор. Определить метр, размер, пиррихии, клаузулы, способ рифмовки.

2. Рассмотрение пространственной структуры.

а) Найти все тропы и выписать их; ответить на вопрос: “Что означает фраза: “Противопоставление двух первых стихов каждой строфы отражает антитезу “физического пространства” (стихи 1-2) и “пространства оценок” (стихи 3-4)”?

б) взгляд лирического субъекта меняется от 1 до 3 строфы. Откуда смотрит, что видит лирический субъект (что является объектом изображения в стихотворении)? Почему вместо парусника – парус?

в) Как вы понимаете слова: “Субъект и объект изображения предстают не в физическом, а в метафорическом “пространстве души”?

3. Лингвистический анализ.

а) Разбор лексики: по словарю В. Даля определить толкование слов: “одинокой”, “мятежный”, “скрыпит” и “в бурях есть покой”.

б) Почему парус одинокой, мачта скрыпит?

в) Определить грамматические категории, которыми выражены рифмующиеся слова в каждой строфе. Как здесь закономерность?

г) Синтаксис и пунктуация. Каково синтаксическое и смысловое значение всех “!”, “?”, “…” и “ - ” ? Как это связано с антитезой внутри каждой строфы?

4. Звуковые повторы и стилистические фигуры.

5. Что нового открыл этот анализ текста? Почему, зная все написанное о тексте, Вы не могли понять всю его глубину?

 

1 час – работа в группе, ответы на вопросы согласно плану. 2 час – письменное оформление ответа-эссе «Мои знания о лермонтовском «Парусе» (вопросы пункта № 5). Ответ предоставляется в рабочей тетради на контроль.

Материалы для подготовки к занятию.

1. Текст стихотворения М. Лермонтова.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

2.  Даль В. Словарь живого великорусского языка (различные издания).

3. Маранцман В.Г., Гиршман М.М. Парус // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 366–367 (или более новое издание).

4. Маркович В.М. Стихотворение Лермонтова “Парус” // Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

5. Лотман Ю.М. О стихотворении М.Ю. Лермонтова “Парус” // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии, СПб., 1996. С. 549–552.

6.  Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. М., 1981.

 

Практическое занятие. Анализ композиции рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой».

Часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Определить тему каждой части рассказа.

2. Характеристика художественного времени.

2.1. Почему в повествовании содержатся, в основном, глаголы прошедшего времени? Что этим достигается?

2.2. Что меняется во времени глаголов в финале рассказа?

3. Анализ деталей-символов.

3.1. В 1 и 2 частях Чехов несколько раз повторяет слова, по-особому называющие людей – и общество в целом и персонажей. Найдите их, выпишите (с достаточным контекстом), подумайте о смысле их использования.

3.2. Найдите и выпишите все слова, характеризующие предопределенность, “заданность” поступков Дмитрия Дмитрича и Анны Сергеевны до их встречи в Ялте.

4. Анализ художественной речи.

4.1. Что вводится в текст с фразой Гурова “Что-то в ней есть жалкое все-таки”?

4.2. Почему Гуров обращается к Анне Сергеевне то на “вы”, то на “ты”? В каких ситуациях, с чем это может быть связано?

4.3. Как через речь повествователя обнаруживает себя его точка зрения?

5. Характеристика сюжета.

5.1. В чём суть конфликта между поэзией и прозой жизни, между мечтою и действительностью?

5.2. Есть ли в рассказе развязка? Содержится ли какая-то мораль? Нужно ли уяснить какую-то идею после прочтения рассказа?

5.3. Что составило сюжет рассказа?

1 час – работа в группе, ответы на вопросы согласно плану. 2 час – письменное оформление ответа-эссе «Мои знания о «Даме с собачкой». Ответ предоставляется в рабочей тетради на контроль.

Литература

1. Чехов А. П. «Дама с собачкой» (любое издание).

2. Набоков В. В. Дама с собачкой // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 330–338.

 

Практическое занятие. Анализ сюжета и композиции повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». 3 часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Определить фабулы, связанные с образами старой графини, Германна, других персонажей. Изложить пересказы фабул в тетради для практических занятий.

2. Обозначить основные сюжеты.

Выяснить по главам состав сюжета о Германне и трёх выигрышных картах: завязка, экспозиция, развитие действия, перипетии, кульминация, развязка, эпилог.

3. Привести в тетрадях характеристику деталей (все значимые формы мотивов: события и ситуации), которые определяют каждый из этапов развития сюжета. Узнать правила игры «в фараон».

4. Проанализировать время и пространство в повести; ответить, как организован ритм повествования, течение времени?

5. Меняются ли точки зрения по мере раскрытия сюжета трех верных карт?

6. Меняется ли характер голоса повествователя? Каков он в «Заключении»?

7. В чём состоит значение фантастических элементов? Связаны ли они с развитием действия?

8. Какая сила в кульминационном эпизоде одерживает победу над Германном? Каково значение развязок в эпилоге? Какова роль случая?

9. Как можно трактовать сюжетную модель повести? Справедливо ли утверждение, что у Пушкина азартная игра имеет не только отрицательное начало?

1,5 часа – работа в группе, ответы на вопросы согласно плану. 1,5 час – использование ролевой игры «Третья игра Германна»: трое участников разыгрывают кульминационную сцену повести с соблюдением правила игры «в фараон», дополнение изученного в рабочую тетрадь, сдача тетрадей на контроль.

Литература

1. Пушкин А. С. Пиковая дама (любое издание).

2. Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточный игры в русской литературе XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3 томах. Таллин, 1992. Т. 2. С. 389–415.

 

Практическое занятие. Анализ трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина. 2 часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Вспомните закон трех единств, характерный для драматических произведений со времен античности до XIX века.

2. Дайте характеристику: обращению Пушкина к историческим источникам, фабуле его драмы.

2.1. Определите две сюжетные линии – Бориса Годунова и Димитрия.

2.2. В чём основной конфликт изображаемого Пушкиным? Как это влияет на содержание жанра?

3. Пушкин следует драматическим канонам или изменяет их? 

3.1. Обратите внимание на проблемы: разделение драмы на акты; наличие центрального персонажа; иерархия персонажей (“перечень действующих лиц как авторский текст”), отраженная в списке действующих лиц.

3.2. Как Пушкин обращается с местом, временем и действием в своей драме?

3.2.1. Как автор сообщает о важнейших исторических событиях?

3.2.2. Верно ли, что Пушкин в своих сценах помещает – в диалогической или монологической форме – рассказ о том, что уже произошло вне нашего поля зрения?

3.2.3.Есть ли в драме рассказчики?

3.2.4. Верно ли, что Пушкин применяет принципы трагедии Шекспира?

4. Обратите внимание на сны Димитрия и Бориса Годунова.

5. Охарактеризуйте структуру ремарок.

5.1. Что сообщается в ремарках?

5.2. Связаны ли они с основными действиями?

6. Проанализируйте финал.

 

1 час – работа в группе, ответы на вопросы согласно плану. 2 час – работа в команде и решение в микрогруппах проблемной ситуации «Постановка эпизода трагедии «Борис Годунов» в школе»: сценарное решение.

 

Литература

2. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 77–79.

3. Пушкин А. С. «Борис Годунов» (любое издание).

4. Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978. С. 192–215.

5. Винокур Г. О. Язык Бориса Годунова // Винокур Г. О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М., 1991. С. 194–228.

6. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Альфа-Книга, 2008. Том 11. Главы I–IV. (Или в Интернете по ссылке http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_1110.shtml#1104)

7. Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 6–27.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...