Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция. Основные тропы и стилистические фигуры.




Прямое и переносное значения слов в художественной речи. Эстетическая роль тропов. Тропы, основанные на переносе смысла и на замене. Метафорические тропы. Тропы метонимической природы. Фигура как элемент риторики в художественной речи. Понятие стилистической фигуры. Основные виды фигур на разных уровнях текста. Соотношение тропов и фигур.

 

Контрольные вопросы

1. Как тропы помогают оживлять образы?

2. Как происходит перенос смысла и замена значения или слова?

3. Перечислите основные виды метафорических и метонимических тропов.

4. Чем отличается логическое определение от эпитета?

5. Обоснуйте существование разных видов эпитетов.

6. Чем стилистическая фигура отличается от тропа?

7. Почему стилистические фигуры проявляются на разных уровнях художественного текста?

8. Могут ли употребляться вместе эллипсис и анаколуф?

9. Какие средства создания звукописи известны?

 

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 87–126.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 405–415.

3. Клинг О. А. Тропы // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 432–446.

4. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 76–105.

5. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 442–461.

6. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 105–112.

 

Дополнительная литература

1. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 54–55; С. 57–63.

2. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1940. С. 73–92.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. 685 с.

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.
  2. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999. С. 98–127, 139, 183–185.

6. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 67–82.

  1. Томашевский Б. В. Изменение значения слова (Поэтическая семантика. Тропы) // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 51–67.

8. Фоменко И. В. Цитата // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 496–507.

 

Лекция. Композиция литературного произведения.

Понятие композиции. Понятие точки зрения, зависимость композиции от разных видов повествования. Пространство и время художественного произведения. Обусловленность хронотопа родом произведения. Внесюжетные средства композиции. Композиционные приемы. Значение описаний, вставных конструкций, речи персонажей.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существуют понимания термина «композиция»?

2. Почему появилось понятие точки зрения?

3. Кто из отечественных ученых распространил термины «точка зрения» и «хронотоп»?

4. Дайте характеристику разным видам монолога.

5. Укажите все толкования термина «описание».

6. Каким значением могут быть наполнены вставные конструкции?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 42–47.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 322–328, 330–342.

3. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 42–62.

4. Нестеров И. В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 75–87.

 

Дополнительная литература

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–235.

2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. С. 166 с.

3. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб., 2000. 347 с.

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 179–190.

5. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 106–108.

6. Хализев В. Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 164.

 

Лекция. Сюжет в литературном произведении.

Сюжет как событийный способ организации содержания. Различные взгляды на сюжет и фабулу. Состав сюжета эпического произведения. Событие, ситуация, конфликт как элементы сюжета. Виды сюжетов. Вопрос о сюжете в лирике. Мотив, его функции и виды. Разные понимания категории «мотив». Мотив в структуре произведения. Лейтмотив.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит понимание категории «сюжет» Г. Поспеловым и русской «формальной школой»?

2. Как сюжет связан с темой литературного произведения?

3. Назовите единицы состава сюжета.

4. Почему лирику называют несюжетным творчеством?

5. Приведите разные толкования термина «мотив».

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 37–42.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 329–330, 332–334.

 

Дополнительная литература

  1. История и повествование: Сб. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 600 с.
  2. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву / Под ред. В. И. Тюпы. Новосибирск, 1996. 192 с.
  3. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 183–205.
  4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 182–185, 191–193.
  5. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 34–39.

 


Лекция. Литературные роды.

Разделение литературы на три рода: традиция Аристотеля. Эстетические концепции Н. Буало («Поэтическое искусство»), Г. Э. Лессинга («Лаокоон, или Границы живописи и поэзии»). Философское обоснование «триады» у Г. Гегеля. Смысл работы «Разделение поэзии на роды и виды» В. Г. Белинского. Вопрос о происхождении эпоса, лирики и драмы. Категория рода в современной науке о литературе. Произведение как текст вообще.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлено многовековое существование триады родов в литературе?

2. Что сейчас понимается под категорией «род»?

3. Назовите литературные явления, находящиеся за пределами известных литературных родов.

4. Почему существуют разные гипотезы происхождения литературных родов?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 51–53, 85-87.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 134–142.

Дополнительная литература

1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. 3. С. 294–353.

2. Веселовский А. Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтических родов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 200–317.

3. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 86–100; 128–140.

4. Гегель Г. В. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3.

5. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964. С. 17–30.

6. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. С. 100–135.

  1. Днепров В. Роман – новый род поэзии // Днепров В. Проблемы реализма. Л., 1961. С. 3–49.
  2. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М., 1964. С. 39–49.

9. Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 109–111.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...