Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция. Виды и жанры литературных произведений.




Термин «вид» в научном мире. Различные понимания категории «жанр». Функции жанров. Вопрос о месте в жанровых системах цикла. Способы циклообразования.

 

Форма проведения – лекция, работа в команде.

 

Контрольные вопросы

1. Как относятся к категориям «вид» и «жанр» российские, польские и французские литературоведы?

2. Какими значениями термин «жанр» наделен в России?

3. Как жанр соотносится с циклом?

4. С помощью чего образуются циклы в эпосе и лирике?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 53.

2. Сапогов В. А. Вид литературный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 64.

3. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001. С. 4–7.

 

Дополнительная литература

1. Кузьмичёв И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький, 1983. 208 с.

2. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999. 281 с.

3. Чернец Л. В. Литературные жанры. М., 1982. С. 6.

4. Чернец Л. В. О функциях литературного жанра // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. 1979. Т. 38. № 6. С. 549.

 

 

Лекция. Эпос и эпические жанры.

Сущность эпического рода, повествование. История эпических жанров (сказка, басня, эпопея, поэма, роман, притча, анекдот, новелла, повесть, очерк, рассказ). Типология современного эпоса: традиционный, романический, очерковый.

Контрольные вопросы

1. Какие эпические жанры могут существовать в форме стиха?

2. Почему роман называют эпосом нового времени?

3. Что положено в основу типологии современного эпоса?

4. Укажите содержательные отличия рассказа, новеллы, повести, очерка.

5. Каковы жанровые признаки фельетона, памфлета, мемуаров, сказки, басни, притчи?

6. Как связаны с анекдотом фабльо и фацеция?

 

Литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. Ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 142–146.

2. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 53–71.

3. Хализев В. Е. Эпос // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 507–512.

 

Дополнительная литература

1. Кузьмичёв И. К. Типология современного эпоса // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Филология». 2000. № 1. С. 19–27.

2. Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 112–114.

Лекция. Драма и драматические жанры.

Основные признаки драматического рода. Принцип построения драмы с античных времён до XIX века. Эпизация драмы. Влияние характера конфликта на пафос драматического произведения. История жанра трагедии, её характер в Древней Греции. Происхождение и развитие комедии, драмы, иных драматических жанров. Строение драматического сюжета.

 

Контрольные вопросы

1. Почему важен для драмы принцип единства места, времени и действия? Как это связано с историей и современностью?

2. Какими способами и какие русские авторы вносили в драму эпическое начало?

3. Дайте характеристику комедии, трагедии и драме.

4. Как организуется композиция драмы?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 77–85.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 147–152.

3. Хализев В. Е. Драма // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 87–94.

 

Дополнительная литература

1. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977. С. 45–49.

2. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 210–230.

3. Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 115–117.

 

Лекция. Литературный процесс, стиль.

Толкования категории «литературный процесс». Литература в её историческом развитии. Литературная жизнь. Понятие литературного течения, направления, школы. Основные литературные направления. Понятие художественного стиля, индивидуального стиля.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существуют подходы к категории «литературный процесс»?

2. Изложите концепции Д.С.Лихачева, Ю.М. Лотмана, характеризующие общие тенденции развития мировой литературы.

3. Раскройте объем понятия «литературная жизнь».

4. Кто создает художественный стиль? Индивидуальный стиль?

5. По каким принципам различаются понятия литературное направление, литературное течение, литературная школа?

 

Литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 594–616.

2. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2. С. 184–216.

3. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 105–108.

 

Дополнительная литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 184–361.

2. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 141–164.

3. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964. С. 232–235.

4. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999. С. 13–20, 57, 184–185.

5. Одинцов, В. В. Стилистика текста. М., 1980. 264 с.

6. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 161–312.

7. Соколов А. Н. Теория стиля.  М., 1968.

8. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 446–456.

9. Келдыш В.А. Предисловие // Теория литературы. Том IV. Литературный процесс / Гл. ред. Ю. Б. Борев. М., 2001. С. 3–12.

10. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. Стлб. 604–606; 1033–1034.

11. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 121–129.

 

Учебно-методические материалы практических и форм аудиторной СРС

Практическое занятие. Виды образов в литературном произведении. 2 часа

1. Разные понимания категории образ. 2. Типология литературных образов. 3.Вопрос о взаимосвязи категорий «герой», «характер», «тип».

        1 час, форма проведения – фронтальный опрос преподавателем и работа в команде. По каждому вопросу необходимо определить группу студентов, которые поочередно должны дать ответы на вопрос, дополняя друг друга, но не повторяясь. Другие команды оценивают качество выполнения работы: уровень продемонстрированных знаний и уровень их представления.

        2 час - аудиторная СРС. Проблемные задачи: словарь литературоведческих терминов в рабочей тетради дополнить недостающими сведениями по изученным категориям, обратиться к учебным пособиям.

 

Литература

Основная

1. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 17, 123.

2. Скиба В. А., Чернец Л. В. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 209–220.

3. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 22–45; 533–539.

Дополнительная

1. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 7–10.

2. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 237–242, 248–263.

3. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 40–44.

4. Якушева Г. В. Архетип // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. Стлб. 59–60.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...