Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие. Основные строфические единицы и жанровые формы лирики. 3 часа.




 1 час – фронтальный опрос.

Вопросы

1. Основные признаки лирического рода.

2. Лирика и эпос.

3. Формы выражения авторского сознания в лирике.

4. Лирические жанры античности и средневековья. 

5. Судьба жанров в XVIII–XXI века.

6. Что современная лирика наследует из античного искусства?

7. Приведите все формы выражения авторского сознания в лирике.

8. Охарактеризуйте жанр сонета по формальным и содержательным признакам.

9. Почему многие лирические произведения приобретают повествовательность?

10. Какие строфы, созданные известными поэтами, вам знакомы?

11. Что общего у лирических жанров и твердых строфических форм?

12. Понятие строфы. Рифмовка как количественный признак строфы. Функции строфы

13. Виды строфических единиц.

 

Всем студентам для освоения материала необходимо из литературоведческих словарей выписать определения терминов: строфа, двустишие, терцет, терцина, четверостишие, катрен, шестистишие, секстина, восьмистишие (октава), рондо, онегинская строфа, хокку, рубаи, газелла, танка, сонет, венок сонетов, элегия, эпиграмма, ода, поэма, послание, баллада, цикл, эпиграмма, эпитафия, мадригал.

 

2 часть СРС – подготовка доклада-презентации.

ü Сонет и его виды.

ü Эпиграмма как лирический жанр.

ü Судьба жанра оды.

ü История элегии.

ü Гимн и его разновидности (дифирамб, пеан, акафист, кондак, канон).

ü Сатира: переход от жанра к способу изображения.

ü Послание и песня (романс, частушка) как лирические жанры.

ü Баллада как лиро-эпический жанр.

ü Цикл лирический.

В докладе необходимо представить не только научную литературу по данному вопросу (обязательно использование монографий), но и основные издания художественных текстов – сборники, антологии и др. План выступления: определение, истоки жанра, развитие (основные этапы, примеры из стихотворений), расцвет, современное состояние (приведите примеры из стихотворений), назвать научную литературу, которая применялась. Перед выполнением задания см. рубрику «Литература для рефератов».

Второй час занятия – выступления с докладами.

Третий час – взаиморецензирование, корректировка ответов, дополнение записей, сделанных в тетрадях. Работа в группе: составление эпиграммы по избранной на занятии теме.

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 71–77, 170–175.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я.Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 153–169; 430–434.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.

4. Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 103–105.

5. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 65–69.

6. Хализев В. Е. Лирика // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 133–141.

7. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 141–153.

8. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 496.

9. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964. С. 47–50; 160–171.

10. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 2001. С. 90–115.

11. Сквозников В. Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М., 1964. С. 173–237.

12. Роднянская И. Б. Лирический герой // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 185.

13. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Глав. ред. А. А. Сурков. М., 1962–1978.

14. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.

Литература для докладов

1. Балашов Д. М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966. 72 с.

2. Лирические жанры. Русская эпиграмма второй половины XVIII – начала XX века / Сост. В. Е. Васильева. Л., 1975.

3. Русская элегия XVIII – начала XX века: Сборник / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. и библиограф. справочник авторов Л. Г. Фризмана. Л., 1991. 640 с.

4. Русская эпиграмма / Сост., вступ.статья и примеч. В. Васильева. М., 1990. 366 с. (Классики и современники. Поэтическая б-ка).

5. Соколов А. Н. Очерки истории русской поэмы XVIII века и первой половины XIX века. М., 1955.

6. Сонетов сладкозвучье. Всемирная библиотека поэзии: Избранное. Ростов н/Д., 1996. 576 с.

7. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981. 168 с.

8. Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. 360 с.

9. Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., коммент. А. А. Гугина. М., 1989. 671 с.

 

Практическое занятие. Основные эпические жанры. 3 часа.

Формы проведения – работа в команде, выступление с докладом-презентацией, рецензирование ответов.

Студенты распределяются по темам докладов.

Задание:

Используя научные издания, монографии, словари:

а) законспектировать определения: роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, притча, поэма, басня, анекдот;

б) подготовить выступления-презентации на темы (выборочно, для одного студента):

анекдот; басня; новелла; роман и его виды; повесть и её виды; очерк и его виды; рассказ.

В докладе необходимо представить научную литературу по данному вопросу, основные издания художественных текстов – сборники, антологии и др. План выступления: истоки жанра, развитие (основные этапы), расцвет, современное состояние, свежая научная литература.

1 час – выступления с докладами. 2 час – рецензирование докладов выступавших. 3 час – индивидуальная работа по созданию притчи, заслушивание ответов, обсуждение работ, взаимооценка с комментариями.

 

 

Практическое занятие по работе М.М. Бахтина «Эпос и роман». 2 часа.

Форма проведения – работа в команде.

Задание:

1. Прочитать статью М.М. Бахтина.

2. По основным положениям статьи каждый студент должен подготовить краткое сообщение с использованием цитат (по одному из ниже предлагаемых аспектов на выбор):

а) эпическое предание и эпическая дистанция;

б) эпопея как жанр:

в) истоки жанра романа в античной литературе;

г) возникновение образа автора в романе;

д) влияние смеха на развитие эпических жанров;

е) образ человека в романе;

ж) место романа в системе жанров (по «поэтикам» прошлого);

з) романизация литературы;

и) роман как развивающийся жанр;

к) роман и внелитературные жанры.

3. Тезисы и цитаты для сообщения необходимо записать в рабочие тетради.

1 час – опрос согласно плану и комментирование ответов; 2 – час составление эссе-ответа в объеме полстраницы по теме «Мое знание романа», представление ответов в рабочих тетрадях на контроль преподавателю.

Литература

1. Бахтин М. М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Эпос и роман. М., 2000. С. 194–232. (Есть другие издания).

 

Практическое занятие. Анализ лирического текста. Анализ стихотворения










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...