Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие. Определение метра, размера в лирическом произведении. 3 часа.




Определите метр, количество стоп, нарисуйте метрические схемы. Обозначьте стрелочками переносы, объясните их функции. Обозначьте клаузулы. Всю работу выполнить в тетрадях:

 

 

                * * * Уж солнце маревом не мает, Но и луны прохладный блеск Среди хлебов не унимает Кузнечиков тревожный треск.   Светло, пустынно в небе лунном, И перистые облака Проходят стадом среброрунным, Лучистой мглой пыля слегка.   И только изредка зарница, Сгущая млечной ночи гнет, Как будто девка-озорница, Подолом красным полыхнет.                             М. Зенкевич Весенняя оттепель   Ленивым золотом текло Весь день и капало светило, Как будто влаги не вместило Небес прозрачное стекло.   И клочья хмурых облак, тая, Кропили пегие луга. Смеялась влага золотая, Где млели бледные снега.                          В. Иванов  
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!..                          С. Есенин           Рассвет на рельсах   ….Покамест день не встал С его страстями стравленными — Во всю горизонталь Россию восстанавливаю!   Без низости, без лжи: Даль — да две рельсы синие… Эй, вот она! — Держи! По линиям, по линиям…                          М. Цветаева

 

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад…

 

                             А.С. Пушкин

Выполнить задание можно в электронном виде на ресурсе e-learning.novsu.ru

1,5 часа – заслушивание ответов всех студентов, исправление ошибок в рабочих тетрадях. 1,5 часа - аудиторная СРС: дополнение литературоведческих словарей недостающими сведениями по пройденному материалу. Индивидуальное консультирование. Контроль качества исправления ошибок.

Литература:

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 154–165.

2. Илюшин А.А. Стих // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 1999. С. 364-382.

3. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. (Раздел “Рифма, ее история и теория”.)

 

Практическоезанятие. Тоническая система и современный стих. 2 часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1. Дольник как форма существования тонической системы стихосложения в XX веке.

1.1. Особенности расположения сильных и слабых слогов, стяжения.

1.2. Русский гекзаметр – «дактило-хореический» стих – как разновидность дольника.

1.3. Дольник в поэзии русских символистов.

2. Тактовик.

3. Акцентный стих.

4. По разным источникам повторить, что такое гекзаметр, пентаметр, элегический дистих; тоническая система анонимной демократической поэзии, акцентные группы. Характеристику терминам дать в литературоведческих словарях в рабочих тетрадях.

5. В рабочих тетрадях представить ритмическую схему нижеприведенного стихотворения А. Блока.

 

Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.   В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней.   О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.   О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты.                                             1902  

1 час – заслушивание ответов всех студентов, исправление ошибок в рабочих тетрадях. Взаимооценка. 1 час - аудиторная СРС: дополнение литературоведческих словарей недостающими сведениями по пройденному материалу, индивидуальное консультирование, контроль качества исправления ошибок.

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 175–180.

Илюшин А. Стих // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 372–373.

2. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. С. 188–200, 200–209.

3. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 13–134, 167–172.

 

Практическоезанятие. Рифма. 2 часа.

Задание: подготовить ответы на вопросы по плану:

1.     Рифма.

1.1.  Смысловое, звуковое, организующее значение рифмы.

1.2.  Классификация рифм: по месту в стихе (корневая, внутренняя, концевая); по клаузулам (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); по степени отступления от точности (точная, неточная, приблизительная); по морфологическим признакам; по составу (простая, составная; бедная, богатая, глубокая); по месту ударения.

2.     Рифмовка (смежная, перекрестная, кольцевая).

3.     Холостые стихи, белый стих.

4. Подобрать примеры из литературных произведений по каждому пункту практического занятия и записать их в рабочих тетрадях.

5. Письменно охарактеризовать рифмы (по точности, составу и т.д.) в текстах Игоря-Северянина, обозначить латинскими буквами клаузулы.

6. Напишите стихотворение в 4 строки: с холостыми рифмами, с составными рифмами, используя http://rifmovnik.ru

 

1 час – заслушивание ответов всех студентов, исправление ошибок в рабочих тетрадях. 1 час - аудиторная СРС: дополнение литературоведческих словарей недостающими сведениями по пройденному материалу. Индивидуальное консультирование. Контроль качества исправления ошибок.

Литература

  1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 166–170.

2. Илюшин А. А. Стих // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 364–381.

3. Лебедев П. Словарь рифм: Более 100000 слов и рифм. М, 2004. 639 с.

4. Мысль, вооруженная рифмами / Сост. В. Е. Холшевников. Л., 1983. С. 19–37.

5. Жирмунский В. М. Рифма, её история и теория // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 245–376.

 

Серенада (хоровод рифм) Как сладко дышится В вечернем воздухе, Когда колышутся В нё м нежных роз духи! Как высь оранжева! Как даль лазорева! Забудьте горе Вы. Придите раньше Вы, Над чистым озером В кустах акации Я стану грез пером Писать варьяции И петь элегии, Романсы пылкие. Без вас – как в ссылке я, При Вас же – в неге я <…> 1907 г. Рифмодиссо   Вдали, в долине играют Грига, В игранье Грига такая нега. Вуалит негой фиордов сага. Мир хочет мира, мир хочет бога. О, сталь поляра! о, рыхлость юга!   Пук белых молний взметнула вьюга, Со снежным полем слилась дорога. Я слышу поступь мороза-мага; Он весь из вьюги, он весь из снега. В мотивах Грига – бессмертье мига.   1916 г.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...