Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция. Виды образов в литературном произведении.




Разные понимания категории образ. Типология литературных образов. Вопрос о взаимосвязи категорий «герой», «характер», «тип», образ-мотив, топос. Статус символа.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки литературного образа.

2. Чем обусловлена терминологическая сложность в обозначении образа персонажа?

3. Как между собой соотносятся мифологемы и архетипы?

4. Каковы значения символа?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 24–29, 98, 110–113.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 22–45; 533–539.

3. Скиба В. А., Чернец Л. В. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 209–220.

Дополнительная литература

1. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 237–242, 248–263.

2. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 40–44.

3. Якушева Г. В. Архетип // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. Стлб. 59–60.

4. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 7–10.

 

Лекция. Художественная речь и средства художественной выразительности.

Язык и речь. Литературный язык и его функциональные стили. Отличие художественной речи от речи практической. Специфика использования лексики в художественной речи.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки литературного языка.

2. Почему художественная речь становится объектом изучения литературоведов?

3. Как писатели воздействуют на литературный язык?

4. Что такое сказ?

5. В чем отличие аллюзии от реминисценции?

6. Почему образ автора – это субъект повествования?

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 126–138.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев,                А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 389–402; С. 434–439.

3. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. С. 129–142; 148–162.

4. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 113–123.

5. Шапир М. И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 512–528.

 

Дополнительная литература

1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995. С. 18–23.

2. Винокур Г.О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1991. 448 с.

3. Гиршман М. М. Стихотворная речь // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 317–328.

4. Кожинов В. Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 234–238; 292–316.

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 28–30.

6. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 45–53; 64–71.

7. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 3–9; С. 85–89; С. 136–139.

8. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 42–43.

 

 

Стих и проза как две формы художественной речи.

Стих и проза как основные виды художественной речи. Понятие «прозы», смысловое значение ритма в прозе. Разные толкования термина «стих». Фонетическая природа ритма в стихе.

Контрольные вопросы

1. Назовите единицы повтора в прозе.

2. Что такое «единство и теснота стихового ряда»?

3. Как известные писатели относились к делению художественной речи на стих и прозу?

 

Литература

Основная

 

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 142–145.

2. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002 (С. 48,177, 321, 411, другие страницы; книга в кабинете литературы)

3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Глав. ред. А. А. Сурков. М., 1962–1978.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.

 

Дополнительная

1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995. С. 18–23.

2. Гиршман М. Стихотворная речь // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 317–328.

3. Гиршман М. М. Проза художественная // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 308–312.

4. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. С. 8–70.

5. Кожинов В.  Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 234–238, 292–316.

6. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 3–9, 85–89, 136–139.

 

Лекция. Системы стихосложения.

Античное (метрическое стихосложение). Понятия моры, стопы, метра. Тоническая система стихосложения. Тактовое ударение как главный ритмообразующий принцип в анонимной демократической поэзии. Силлабическая система стихосложения. Значение количества слогов, цезуры, рифмы. Реформа В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятия сильной и слабой позиций, метра, ритма и размера в русской силлабо-тонической системе. Связь длины стиха, цезуры, переноса, сверхсхемного ударения, пауз, пиррихия, клаузулы с ритмом стиха. Тоническая система в ХХ веке. Отступления от силлабо-тоники в XIX веке.

 

Контрольные вопросы

1. На чем основан ритмический принцип метрического стихосложения?

2. Укажите значение ударных и безударных слогов в тонической системе.

3. Чем силлабика обогатила русский стих?

4. Почему реформа Тредиаковского и Ломоносова воспринимается неоднозначно?

5. Чем вызвано различие в пониманиях категорий «метр» и «ритм»?

6. Что такое пиррихий в силлабо-тонике?

7. Назовите фамилии русских поэтов, изменявших в XIX веке нормы силлабо-тоники.

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 145–165.

2. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев,  

А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 416–427; 425–426.

 

 

Дополнительная литература

1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995. С. 23–58.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Поспелова. М., 1988. С. 368– 370.

  1. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 19–24.
  2. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост. В. Е. Холшевников. Л., 1983. С. 418–426.
  3. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 105–134.
  4. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 72–102.

 

Лекция. Тоническая система и современный стих

Тоническая система в ХХ веке. Распространение дольника, тактовика, акцентного стиха. Воздействие стиха на прозу. Влияние прозы на стих. Прозиметрические тексты.

Контрольные вопросы

В чем отличие дольника от тактовика и акцентного стиха?

Назовите поэтов, часто использовавших в своем творчестве дольник.

Как акцентный стих влияет на звучание художественной речи?

Приведите названия форм воздействия прозы на стих.

Назовите формы воздействия стиха на прозу.

 

Литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, 

А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 416–427; 425–426.

2. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. С. 48–293, 295–409, 411–431.

 

 

Дополнительная литература

  1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995. С. 23–58.
  2. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Поспелова. М., 1988. С. 368– 370.
  3. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991. С. 5–131.
  4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 105–134.
  5. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 72–102.

Лекция. Рифма.

Понятие рифмы. Историческое становление рифмы в русском классическом стихе. Смыслообразующая, организующая функции рифмы. Различные виды рифм.

 

Контрольные вопросы

1. С какого времени в русском стихе появляется рифма?

2. Как рифма воздействует на смысл стихотворения?

3. Что такое холостые стихи?

Литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под. ред. Л. В. Чернец. М., 2004. С. 427–430.

 

Дополнительная литература

  1. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 254–356.
  2. Мысль, вооружённая рифмами / Сост. В. Е. Холшевников. Л., 1983. С. 19–37.
  3. Самойлов Д. Книга о русской рифме. 2-е изд-е, доп. М., 1982. 351 с.

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 146–149.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...