Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция. Тема и идея литературного произведения.




II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебно-методические материалы лекционного курса

Учебно-методические материалы к практическим занятиям;

Учебно-методические материалы к аудиторной самостоятельной работе студентов;

Учебно-методические материалы к внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

Программа предполагает использование традиционных и новых форм учебной работы.

Традиционные: усвоение лекционных занятий, подготовка к практическим занятиям по заданиям, определенным преподавателем, проведение аудиторной самостоятельной работы студентов, проведение контрольного среза знаний путём контрольных тестов, опросов. Ко всем видам практических занятий и аудиторной СРС разработаны планы работы, которые студенты накануне занятий обязаны выполнять в рабочих тетрадях. Материалом для практических занятий служат тексты русской литературы, предлагаемые в Приложении к ООП. 

Новые формы работы: анализ литературных текстов в часы СРС членов Литературного клуба при НовГУ, подготовка и выступление с рецензиями в Литературном клубе при НовГУ, подготовка статей.

Учебно-методические материалы лекционного курса

Студентам, желающим получить концептуальное представление о науке о литературе и овладеть профессиональными компетенциями в полной мере, рекомендуется полностью прочесть одно из современных учебных пособий по литературоведении, приведенных в списке основной литературы.

Кроме того, по некоторым тематическим блокам – «тропы», «стилистические фигуры», «эпические жанры», «лирические жанры», «драматические жанры» и другим – требуется ознакомиться с монографиями или главами из авторитетных научных работ и различных научно-методических изданий, указанных в разделе дополнительной литературы.

В качестве самопроверки по изученным теоретическим темам рекомендуется ответить на контрольные вопросы.

 

Содержание теоретических занятий (по темам)

Лекция. Литература как вид искусства.

Искусство как «текст». Искусство как вид духовно-практической деятельности человека. Коммуникативный, созидательный, эстетический и гносеологический аспекты искусства. Носитель образности в литературе, место литературы среди изобразительных и выразительных искусств. Мимесис, подражание и символизация в литературе. История термина «литература».

 

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки, благодаря которым литература относится как к выразительным, так и к изобразительным искусствам.

2. В чем состоит высокое предназначение литературы?

Литература

1. Мельников Н. Г. Массовая литература // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 177–191.

2. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 20–24.

3. Чернец Л. В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 153–177.

 

Дополнительная литература

 

1. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 6–38.

2. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977. С. 31–32; 219–244.

3. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 21–26.

 

Лекция. Наука о литературе.

Литературоведение в ряду других гуманитарных наук. Предмет и основные методы науки о литературе. История литературы, теория литературы, вопрос о статусе литературной критики. Текстология, палеография, библиография, источниковедение, археография, историография.

Контрольные вопросы

1.Что мешает литературоведению быть объективной наукой?

2. Что подразумевается под областью изучения поэтики, исторической и теоретической поэтики?

3. Перечислите основные методы науки о литературе.

4. Чем являлась литературная критика для русского общества XIX века?

5. Какими проблемами занимается текстолог?

6. Приведите существующие определения слова «библиография».

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 5–20, 382–421.

2. Зинченко В. Г. Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учеб. пособие. М., 2002. С. 48–177.

 

Дополнительная литература

1. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001. С. 21–28.

2. Лотман Ю. М. Семиотика и литературоведение // Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2003. С. 92–97.

3. Николаев П.А. История русского литературоведения: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. М., 1980. 349 с.

4. Елина Е. Г., Книгин И. А. Текстология // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 415–425.

5. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999. С. 7–13.

6. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. С. 313–368.

7. Старобинский Ж. Отношение критики // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. М., 2002. Т. 1. С. 19–48.

8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1975. С. 282–283.

9. Рейтблат А. Российское литературоведение: современная ситуация // Новое литературное обозрение. 2004. № 69. С. 292–300.

10. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 8–14.

 

Лекция. Содержание и форма литературного произведения.

Разные подходы к пониманию структуры художественного произведения. Единство формы и содержания в литературном тексте. Объём понятий «содержание» и «форма» в литературоведении. Проблема соответствия формы и содержания, вопросы изучения этих категорий.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлено различие пониманий структуры литературного текста?

2. Как между собой соотносятся понятия «структура», «содержание» и «форма»?

3. Как философия повлияла на изучение формы и содержания литературных произведений?

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 29–32.

2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М., 1998. С. 25–34.

3. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учеб. пособие. М., 2002. С. 165–177.

 

Дополнительная литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–181.

2. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 21–22; 101–127.

3. Содержательность форм в художественной литературе. Проблемы поэтики: Межвузовск. сб. научн. трудов. Самара, 1991. 182 с.

4. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 27–29.

 

Лекция. Тема и идея литературного произведения.

Тема как объективная основа содержания произведения. Виды тем. Вопрос и проблема. Типы идей в литературном тексте. Понятие художественной идеи. Виды пафоса.

Контрольные вопросы

1. Чем различаются тема и идея?

2. Что такое онтологические темы?

3. Что различного в идеях рассудочных и идеях художественных?

4. Откуда и в связи с чем происходит термин «пафос»?

5. Что такое целостность художественного текста?

6. Возможно ли широкое толкование идейного содержания?

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов [и др.] ; под общ. ред. В. П. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 33–37, 47–51.

2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М., 1998. С. 34–74.

 

Дополнительная литература

1. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. С. 23–36.

2. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. С. 161–162.

3. Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 176.

5. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 1998. С. 30–33.

6. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2004. С. 10–20.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...