Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие правила безопасной работы в лаборатории технического анализа
1. В лаборатории все работают в специальных халатах. 2. Учащиеся обязаны содержать свое рабочее место в порядке и не держать на столе предметов, не используемых в опыте. 3. Учащиеся должны уметь пользоваться средствами тушения пожара. Приступая к работе в лаборатории, необходимо ознакомиться с их местонахождением. 4. Собранный прибор следует показать преподавателю и лишь после получения от него разрешения приступить к выполнению работы. 5. При отклонении хода анализа от описанного в методике немедленно обращаться к преподавателю. 6. Нельзя оставлять работающий прибор или установку без надзора. 7. По окончании работы нужно выключить на своем рабочем месте электроприборы, закрыть газ, водопроводные краны и навести порядок. Употреблявшуюся при работе посуду нужно чисто вымыть и убрать в лабораторный стол, оставшиеся реактивы и растворы сдать лаборанту. Перед уходом сдать свое рабочее место дежурному по лаборатории. 8. В лаборатории категорически запрещается принимать пищу и пить воду из лабораторной посуды. 9. Нельзя выливать в раковины остатки кислот, щелочей и органических жидкостей.
Меры предосторожности при работе с едкими и ядовитыми веществами. В лаборатории технического анализа постоянно находятся едкие (кислоты, щелочи) и токсичные вещества (фенол, бром, ртуть, метиловый спирт, дихлорэтан, бензол и др.). При работе с этими веществами нужно стараться их не просыпать и не проливать. Для защиты глаз и рук необходимо пользоваться предохранительными очками и резиновыми перчатками. Сосуд, в который наливают раствор, не следует держать в руках; его надо поставить на стол или предварительно укрепить в штативе. Отбор точно замеренных объемов едких веществ производят пипетками с грушей, но не ртом. Кислоты. Из кислот наиболее опасна азотная. При попадании на одежду она ее разрушает, вызывает долго не заживающие ожоги на коже. Серная кислота менее опасна. Если она попадает на кожу, ее нужно быстро стереть сухой тряпкой, а пораженное место промыть спиртом, слабым раствором соды и затем большим количеством воды. Соляная кислота не поражает кожу, но опасна для глаз и слизистых оболочек. Уксусная (ледяная и 80%-ная) кислота вызывает раздражение дыхательных путей, слизистых оболочек. Все работы с концентрированными кислотами следует вести только в вытяжном шкафу при хорошей тяге. Растворение концентрированных кислот протекает с большим тепловым эффектом. Поэтому при разбавлении кислоту приливают к водеили к более разбавленным растворам небольшими порциями, постоянно помешивая. Щелочи. Концентрированные растворы щелочей и твердые Щелочи вызывают сильные ожоги. При работе даже со слабыми растворами щелочей необходимо тщательно оберегать глаза, так как попавшая в глаза щелочь может вызвать частичную или полную потерю зрения. Растворение твердых щелочей в воде приводит к сильному разогреванию или даже вскипанию жидкости. Поэтому растворение их лучше осуществлять в широких фарфоровых стаканах, постоянно перемешивая раствор стеклянной палочкой. Разбавлять крепкие растворы щелочей следует прибавлением их к менее слабым или воде. Фенол. Ядовит. Кристаллический фенол и его растворы, проникая даже через одежду, вызывают болезненные и трудно заживающие ожоги. Работать с фенолом необходимо под тягой, в очках и резиновых перчатках. При попадании на кожу необходимо немедленно промыть пораженный участок спиртом и смазать мазью от ожогов. Стирол. Горючее легковоспламеняющееся вещество. При работе со стиролом следует избегать открытого огня. Пары стирола умеренно токсичны при вдыхании, действуют раздражающе на слизистые оболочки глаз и носа. Если стирол случайно попал в рот, следует принять рвотное и обратиться к врачу. Метилметакрилат. Горючее легковоспламеняющееся вещество с очень низкой температурой вспышки (10°С). При работе с ним следует избегать открытого огня и искр. Пары метилметакрилата токсичны. Первый признак острого отравления— угнетенное состояние. Метилметакрилат вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз. Меры предосторожности при работе с другими акрилатами аналогичны описанным для метилметакрилата. Формальдегид. Раздражающе действует на слизистые оболочки. Вдыхание больших количеств формальдегида опасно для жизни. При попадании формалина (водный раствор) на кожу омертвляется верхний кожный покров. Бром. Пары брома даже в небольших концентрациях вызывают поражение дыхательных путей, отек легких, поражение глаз и слизистых оболочек. Ртуть. Особую осторожность следует соблюдать при работе с ртутными термометрами. Пары ртути являются сильно действующим ядом. Они обладают способностью быстро распространяться в воздухе, адсорбироваться тканями, штукатуркой, деревом, заражая все помещение. Поэтому пролитую ртуть необходимо сразу собрать, поместить в толстостенную склянку с хорошо притертой пробкой и хранить под слоем воды. Пожароопасность при работе в лаборатории.Причиной пожара в лаборатории могут быть только несоблюдение правил пожарной безопасности, невнимательность и небрежность. Пожар может возникнуть при нарушении правил пользования бытовым газом. Категорически запрещается оставлять зажженные горелки без присмотра. Все работы с огнеопасными веществами следует проводить вдали от горящих газовых горелок и других источников воспламенения. Не допускается нагревание огнеопасных жидкостей пламенем газовой горелки или электронагревательными приборами с открытым обогревом. Пожарную опасность может создать электрический ток (искрение, перегрев, плохое присоединение проводов, короткое замыкание). Неосторожное обращение с электрическим током представляет также большую опасность для здоровья и жизни человека. Все работы, связанные с применением электрического тока, требуют особого внимания и осторожности. Учащимся запрещается самостоятельно переключать провода в собранной электрической схеме. Включать в электросеть собранную установку можно только после осмотра ее преподавателем и получения от него разрешения. Следует избегать прикосновения к проводникам, находящимся под напряжением. Особую осторожность необходимо соблюдать при пользовании реостатом. Причиной вспышек и пожаров может служить неправильная сборка приборов и установок. Стеклянные детали прибора следует закреплять в лапках штатива достаточно надежно, но не слишком сильно, чтобы их не раздавить. Металлические лапки штатива применяют только с эластичными прокладками; сами штативы должны быть устойчивыми. При тушении вспышек в зависимости от характера загоревшихся веществ применяют шерстяные одеяла, песок, огнетушители и др. Нельзя тушить водой несмешивающиеся с ней органические жидкости. В этих случаях следует пользоваться шерстяным одеялом или огнетушителем. При тушении электропроводов, находящихся под напряжением, нельзя применять ионные огнетушители, так как струя пены является хорошим проводником и возможно поражение электрическим током. Применение огнетушителей недопустимо при тушении загоревшейся одежды. Оказание первой помощи.Каждый учащийся обязан знать меры оказания первой помощи: 1. При ожогах кислотами необходимо быстро промыть обожженное место большим количеством воды из-под крана, а затем нейтрализовать разбавленным раствором соды. При ожогах щелочами после обильного промывания водой производят нейтрализацию 1%-ными растворами уксусной или борной кислоты. 2. При попадании кислоты или щелочи в глаза нужно немедленно промыть их, водой из-под крана. Никаких нейтрализующих средств применять не следует, во всех случаях после оказания первой помощи пострадавшего необходимо направить к врачу. 3. При ожогах фенолом пораженное место немедленно обрабатывают этиловым спиртом, а затем теплой водой с мылом. После этого накладывают повязку, с борным вазелином. 4. При ожогах бромом пораженное место быстро промывают водой или спиртом, затем накладывают компресс из 5%-ного раствора тиосульфата натрия. 5. При термических ожогах на обожженное место делают примочку раствором перманганата калия или этилового спирта, затем наносят мазь от ожогов. Для оказания помощи при несчастных случаях в лаборатории имеется аптечка с перевязочными средствами и необходимыми медикаментами. В серьезных случаях после оказания первой помощи пострадавшего нужно направить к врачу.
3.4. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОБ ДЛЯ АНАЛИЗА
Технические продукты, как правило, не бывают однородными. Отбор пробы и правильная ее подготовка для анализа имеют важное значение. Небольшое количество вещества, взятое для анализа из общей массы и соответствующее среднему составу всего испытуемого продукта, называют средней пробой. Самый точный анализ неправильно взятой средней пробы может создать неверное представление о составе и свойствах анализируемого продукта. Метод отбора пробы зависит от агрегатного состояния и степени однородности вещества чем однороднее вещество, тем легче взять его среднюю пробу. Методы отбора проб конкретных продуктов обычно приводят в стандартах или технических условиях на продукт. На заводах отбор средних проб и их подготовку производит ОТК- Подготовленную пробу делят на две части: одну часть отправляют на анализ в лабораторию, а другую хранят установленное время (не более 6 месяцев) на случай арбитражного анализа. Порядок отбора проб из однородных веществ и материалов, расфасованных в таре, а также порядок упаковки и маркировки указан в специальном стандарте (ГОСТ 3885—73). Подготовка вещества для анализа включает отбор первичной и лабораторной проб. Лабораторную пробу отбирают из первичной пробы в результате ее разделки, т. е. измельчения, перемешивания и сокращения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 361. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |