Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие правила безопасной работы в лаборатории технического анализа




1. В лаборатории все работают в специальных халатах.

2. Учащиеся обязаны содержать свое рабочее место в поряд­ке и не держать на столе предметов, не используемых в опыте.

3. Учащиеся должны уметь пользоваться средствами туше­ния пожара. Приступая к работе в лаборатории, необходимо оз­накомиться с их местонахождением.

4. Собранный прибор следует показать преподавателю и лишь после получения от него разрешения приступить к выпол­нению работы.

5. При отклонении хода анализа от описанного в методике немедленно обращаться к преподавателю.

6. Нельзя оставлять работающий прибор или установку без надзора.

7. По окончании работы нужно выключить на своем рабочем месте электроприборы, закрыть газ, водопроводные краны и на­вести порядок. Употреблявшуюся при работе посуду нужно чис­то вымыть и убрать в лабораторный стол, оставшиеся реактивы и растворы сдать лаборанту. Перед уходом сдать свое рабо­чее место дежурному по лаборатории.

8. В лаборатории категорически запрещается принимать пи­щу и пить воду из лабораторной посуды.

9. Нельзя выливать в раковины остатки кислот, щелочей и органических жидкостей.

 

Меры предосторожности при работе с едкими и ядовитыми ве­ществами.

В лаборатории технического анализа постоянно нахо­дятся едкие (кислоты, щелочи) и токсичные вещества (фенол, бром, ртуть, метиловый спирт, дихлорэтан, бензол и др.). При работе с этими веществами нужно стараться их не просыпать и не проливать. Для защиты глаз и рук необходимо пользоваться предохранительными очками и резиновыми перчатками.

Сосуд, в который наливают раствор, не следует держать в руках; его надо поставить на стол или предварительно укрепить в штативе.

Отбор точно замеренных объемов едких веществ производят пипетками с грушей, но не ртом.

Кислоты. Из кислот наиболее опасна азотная. При попа­дании на одежду она ее разрушает, вызывает долго не зажива­ющие ожоги на коже.

Серная кислота менее опасна. Если она попадает на кожу, ее нужно быстро стереть сухой тряпкой, а пораженное место промыть спиртом, слабым раствором соды и затем большим ко­личеством воды.

Соляная кислота не поражает кожу, но опасна для глаз и слизистых оболочек.

Уксусная (ледяная и 80%-ная) кислота вызывает раздраже­ние дыхательных путей, слизистых оболочек.

Все работы с концентрированными кислотами следует вести только в вытяжном шкафу при хорошей тяге.

Растворение концентрированных кислот протекает с большим тепловым эффектом. Поэтому при разбавлении кислоту прилива­ют к водеили к более разбавленным растворам небольшими пор­циями, постоянно помешивая.

Щелочи. Концентрированные растворы щелочей и твердые Щелочи вызывают сильные ожоги. При работе даже со слабы­ми растворами щелочей необходимо тщательно оберегать гла­за, так как попавшая в глаза щелочь может вызвать частичную или полную потерю зрения.

Растворение твердых щелочей в воде приводит к сильному разогреванию или даже вскипанию жидкости. Поэтому раство­рение их лучше осуществлять в широких фарфоровых стаканах, постоянно перемешивая раствор стеклянной палочкой. Разбав­лять крепкие растворы щелочей следует прибавлением их к ме­нее слабым или воде.

Фенол. Ядовит. Кристаллический фенол и его растворы, проникая даже через одежду, вызывают болезненные и трудно заживающие ожоги. Работать с фенолом необходимо под тягой, в очках и резиновых перчатках. При попадании на кожу необ­ходимо немедленно промыть пораженный участок спиртом и сма­зать мазью от ожогов.

Стирол. Горючее легковоспламеняющееся вещество. При работе со стиролом следует избегать открытого огня. Пары сти­рола умеренно токсичны при вдыхании, действуют раздражаю­ще на слизистые оболочки глаз и носа. Если стирол случайно попал в рот, следует принять рвотное и обратиться к врачу.

Метилметакрилат. Горючее легковоспламеняющееся вещество с очень низкой температурой вспышки (10°С). При ра­боте с ним следует избегать открытого огня и искр. Пары метилметакрилата токсичны. Первый признак острого отравле­ния— угнетенное состояние. Метилметакрилат вызывает силь­ное раздражение слизистой оболочки глаз. Меры предосторож­ности при работе с другими акрилатами аналогичны описанным для метилметакрилата.

Формальдегид. Раздражающе действует на слизистые оболочки. Вдыхание больших количеств формальдегида опасно для жизни. При попадании формалина (водный раствор) на ко­жу омертвляется верхний кожный покров.

Бром. Пары брома даже в небольших концентрациях вы­зывают поражение дыхательных путей, отек легких, поражение глаз и слизистых оболочек.

Ртуть. Особую осторожность следует соблюдать при рабо­те с ртутными термометрами. Пары ртути являются сильно дей­ствующим ядом. Они обладают способностью быстро распрост­раняться в воздухе, адсорбироваться тканями, штукатуркой, деревом, заражая все помещение. Поэтому пролитую ртуть не­обходимо сразу собрать, поместить в толстостенную склянку с хорошо притертой пробкой и хранить под слоем воды.

Пожароопасность при работе в лаборатории.Причиной пожа­ра в лаборатории могут быть только несоблюдение правил по­жарной безопасности, невнимательность и небрежность. Пожар может возникнуть при нарушении правил пользования бытовым газом. Категорически запрещается оставлять зажженные горел­ки без присмотра. Все работы с огнеопасными веществами сле­дует проводить вдали от горящих газовых горелок и других ис­точников воспламенения. Не допускается нагревание огнеопас­ных жидкостей пламенем газовой горелки или электронагрева­тельными приборами с открытым обогревом.

Пожарную опасность может создать электрический ток (ис­крение, перегрев, плохое присоединение проводов, короткое за­мыкание). Неосторожное обращение с электрическим током представляет также большую опасность для здоровья и жизни человека. Все работы, связанные с применением электрического тока, требуют особого внимания и осторожности. Учащимся зап­рещается самостоятельно переключать провода в собранной элек­трической схеме. Включать в электросеть собранную установку можно только после осмотра ее преподавателем и получения от него разрешения. Следует избегать прикосновения к проводни­кам, находящимся под напряжением. Особую осторожность не­обходимо соблюдать при пользовании реостатом.

Причиной вспышек и пожаров может служить неправильная сборка приборов и установок. Стеклянные детали прибора сле­дует закреплять в лапках штатива достаточно надежно, но не слишком сильно, чтобы их не раздавить. Металлические лапки штатива применяют только с эластичными прокладками; сами штативы должны быть устойчивыми.

При тушении вспышек в зависимости от характера загорев­шихся веществ применяют шерстяные одеяла, песок, огнетуши­тели и др.

Нельзя тушить водой несмешивающиеся с ней органические жидкости. В этих случаях следует пользоваться шерстяным одеялом или огнетушителем. При тушении электропроводов, нахо­дящихся под напряжением, нельзя применять ионные огнетуши­тели, так как струя пены является хорошим проводником и воз­можно поражение электрическим током. Применение огнетуши­телей недопустимо при тушении загоревшейся одежды.

Оказание первой помощи.Каждый учащийся обязан знать ме­ры оказания первой помощи:

1. При ожогах кислотами необходимо быстро промыть обож­женное место большим количеством воды из-под крана, а затем нейтрализовать разбавленным раствором соды. При ожогах ще­лочами после обильного промывания водой производят нейтра­лизацию 1%-ными растворами уксусной или борной кислоты.

2. При попадании кислоты или щелочи в глаза нужно немед­ленно промыть их, водой из-под крана. Никаких нейтрализующих средств применять не следует, во всех случаях после оказания первой помощи пострадавшего необходимо направить к врачу.

3. При ожогах фенолом пораженное место немедленно об­рабатывают этиловым спиртом, а затем теплой водой с мылом. После этого накладывают повязку, с борным вазелином.

4. При ожогах бромом пораженное место быстро промывают водой или спиртом, затем накладывают компресс из   5%-ного раствора тиосульфата натрия.

5. При термических ожогах на обожженное место делают примочку раствором перманганата калия или этилового спирта, затем наносят мазь от ожогов.

Для оказания помощи при несчастных случаях в лаборатории имеется аптечка с перевязочными средствами и необходимыми медикаментами. В серьезных случаях после оказания первой помощи пострадавшего нужно направить к врачу.

 

3.4. ОТБОР И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОБ ДЛЯ АНАЛИЗА

 

Технические продукты, как правило, не бывают однородны­ми. Отбор пробы и правильная ее подготовка для анализа име­ют важное значение. Небольшое количество вещества, взятое для анализа из общей массы и соответствующее среднему соста­ву всего испытуемого продукта, называют средней пробой. Са­мый точный анализ неправильно взятой средней пробы может создать неверное представление о составе и свойствах анализи­руемого продукта. Метод отбора пробы зависит от агрегатного состояния и степени однородности вещества чем однороднее вещество, тем легче взять его среднюю пробу. Методы отбора проб конкретных продуктов обычно приводят в стандартах или технических условиях на продукт.

На заводах отбор средних проб и их подготовку производит ОТК- Подготовленную пробу делят на две части: одну часть от­правляют на анализ в лабораторию, а другую хранят установленное время (не более 6 месяцев) на случай арбитражного ана­лиза. Порядок отбора проб из однородных веществ и материа­лов, расфасованных в таре, а также порядок упаковки и марки­ровки указан в специальном стандарте (ГОСТ 3885—73).

Подготовка вещества для анализа включает отбор первичной и лабораторной проб. Лабораторную пробу отбирают из первич­ной пробы в результате ее разделки, т. е. измельчения, переме­шивания и сокращения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...