Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ознакомление младших школьников с пунктуацией.




Пунктуация – совокупность употребления знаков препинания. В начальных классах это - . ? ! , В русском языке предложение строиться на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Практическое ознакомление начинается в 1 классе. Дети знакомятся с употреблением . Слушают предложение в устной речи, устанавливают, что одно предложение от другого отделяется паузой – голос в конце предложение понижается. Затем читают текст, соблюдая правила. Обращается внимание на правильное произношение. Смысловая и интонационная основы – главные при ознакомлении с постановкой в конце предложения точки. ? и ! тоже вводятся в речь в буквенный период. Интонация и смысл – основа для постановки этих знаков.

Н-р, Папа приехал (произнести с разной интонацией, требующей постановки разных знаков).

При знакомстве с однородными членами обращается внимание на интонацию перечисления и функцию ,  постановка которой указывает на незавершенность предложения, на то, что оно будет продолжено.

Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега.

В процессе работы и выполнения различных заданий учитель знакомит детей с использованием : ,- (при перечислении) при однородных членах.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять мысли, опираясь на знания из области синтаксиса.                                            

 

 

                 

             Методические задачи по разделу:

 

         «Методика изучения языковой теории»

 

 

1. По каким признакам вы учите детей определять принадлежность слова к той или иной части речи? Достаточно ли только постановки вопроса?

 

 

2. Перед вами фрагменты записей, сделанных на доске учащимися и одобренных учителем. Все ли в этих записях верно?

 

 Складывать – склад; письмо – письменный; осмотр – осмотреть.

3. Проанализируйте задание учителя. К чему он стремился? Какие навыки он стремился сформировать у школьников.

Запишите словоформу [к п̉ит̉и], но сначала подумайте, все ли звуки этого слова можно обозначить буквами, доверяясь слуху. Какие правила орфографии нужно применить, чтобы верно написать это слово?

Леша знает, что писать надо к пяти. Он и говорит так: [к пати]. Его соседка по парте Маша сделала Леше замечание: «Надо говорить [к пити]. Ты забыл правило произношения безударных гласных после мягких согласных». Кто прав: Леша или Маша?

 

4. Определите, правильно ли сформулировано задание:

 От слова роза образовать новое слово прибавлением звука [г].

 

 

5. Опытная учительница однажды пожаловалась методисту: «Дети мои как будто уже научились слышать звуки, но начинать звуковой разбор всегда трудно: первоклассники никак не научатся сразу правильно отвечать на первый вопрос». «Какой же у вас вопрос первый?» - поинтересовался методист. «Как какой? – удивилась учительница. – Сколько звуков в слове?».

Почему нельзя сразу требовать от учащихся ответа на этот вопрос?

 

 

6. Сравните ответы второклассников. Выберите из них правильный и более полный.

1-й ученик. Мягкий знак пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук: коньки, конь.

2-й ученик. Мягкость согласного на конце слова и перед согласным обозначается мягким знаком: соль, письмо.

 

             Методические задачи по разделу:

 

         «Методика изучения языковой теории»

 

 

1. Учитель для фонетического анализа подобрал слова:

 тюльпан, букварь, лес, бантик, мороз, кость, пятка.

Какие из них не рекомендуется использовать для фонетического разбора  в начальных классах?

 

̉

2.Как вы думаете, все ли верно в вопросах учителя?

1)Какая буква смягчает согласный звук в слове Нина?

2)Какие буквы поются: гласные или согласные?

 

 

3. При формулировании заданий, связанных с обозначением твердости/мягкости согласных звуков буквами гласных, учителя допускают много ошибок. Сравните две формулировки одного задания. Какая из них лингвистически неграмотна? Почему?

Прочитайте буквы: А О И Ы Е.

а) найдите те, которые смягчают согласные.

б) найдите те, которые обозначают мягкость согласных.

 

4. У учителя был подобран определенный дидактический материал. Какие задания, пользуясь им, он мог бы предложить?

а) Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже очень старые зайцы. Очень уж смешной заяц! (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

б) Надломить, обломить, сломать (палку); надрубить, срубить, обрубить, вырубить.

 

5.Перед вами несколько морфологических вопросов, предложенных учителями младшим школьникам. Определите их цели, оцените обучающий и развивающий характер.

 1)Охарактеризуйте, что общего у зимы и у лета. А у слов зима и лето?     Что различного в первом случае и во втором?

2)В словах у стола, стояла окончание –а. Это правильно? Значит у этих слов одинаковое окончание? А у слов ягодка и у леса?

 

 

              Методические задачи по разделу:

         «Методика изучения языковой теории»

 

1. Проанализируйте предложения и решите, какие из них более оправданно (с лингвистической точки зрения) использовать в школе для выделения словосочетаний. Решение аргументируйте.

Вечером все были в сборе. Папа купил большой арбуз, мама разрезала этот арбуз на куски. И скоро на столе лежали только арбузные корки и черные арбузные косточки.

 

2.Какие задания можно предложить детям при знакомстве с пространственными отношениями, выраженными с помощью первообразных предлогов?

 

3. По каким критериям можно классифицировать ошибки детей в правописании предлогов?

1)Охотник остался бес сапог.

2)Он смело прыгнул воду.

3)Мальчик забежал заповорот.

4)Я увидел удороги машину.

5)Он выпил воды ис кувшина.

6)Донас доносились голоса.

7)Я пошел гулять Сашей.

 

4. Какие предложение не могут быть использованы при синтаксическом разборе в начальных классах?

1)Таня делает на кухне салат. 2)Девочка хочет помочь маме.

3)Он имел мужество промолчать. 4)Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5)На улице похолодало. 6)В саду затихли голоса.

 

5.Вычленение предложений из потока речи – это упражнение, позволяющее работать над основными признаками предложения, и прежде всего над интонацией. Умение вычленять законченную мысль должно отрабатываться не только на устных, но и на письменных текстах.

Учитель предложил второклассникам сначала про себя прочитать текст, чтобы понять содержание, а потом переписать его, расставляя знаки препинания и заменяя, где нужно, маленькую букву большой. При проверке учитель попросил детей читать текст «цепочкой» по предложениям.

На каких этапах работы была упущена возможность наблюдать за интонацией? Чем это плохо? Какие способы проведения описанной работы могли бы вы предложить?

 

            Методические задачи по теме:

 

     «Методика обучения фонетике и графике»

 

1.Ученик 2 класса, выполняя звуковой разбор слова морковь, охарактеризовал звуки так: «Первый звук в этом слове [мэ] – он согласный; второй [о] – он гласный, третий звук – согласный [эр], четвертый звук [к] – он согласный твердый глухой. Потом идет звук [о] – он гласный, шестой звук [в ] – это согласный звонкий. Последний звук – мягкий знак».

Найдите все ошибки, которые допустил ученик. Объясните их.

 

2.В первый день учебного года первоклассники сделали рисунок на память о 1 сентября. Учительница попросила тех, кто сказал, что умеет писать, подписать свои рисунки. Вот как они это сделали: рамашка, пийзаш, сат. А один мальчик написал под рисунком свое имя Косьтя.

С помощью этих примеров докажите, что дети до обучения хорошо слышат звуки речи.

3.Задача учителя – познакомить детей со звуком. Сначала он напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол – из дерева, дом – из кирпича и бетона, тетрадь и книги – из бумаги и т. п. А из какого «материала» сделаны слова? Обычно на этот вопрос ученики отвечают, что из букв.

Как поступит учитель дальше? Спрогнозируйте продолжение его беседы. Подберите такие вопросы, чтобы они подвели детей к верным выводам, а учителя к ожидаемым результатам.

 

4.Сравните и оцените реакцию учителей на одну и ту же ошибку учащихся. Оба ученика неверно выделили первый звук в слове зима: они назвали звук [з] (твердый).

Учитель. Разве в слове зима первый звук [з]? Кто скажет, какой первый звук в этом слове? Молодец, Нина, в этом слове первый звук [з ]̉ – он мягкий, а не твердый.

Учитель. Проверь, правильно ли ты вычленил первый звук в слове зима. Что нужно сделать, чтобы узнать отдельный звук? Правильно: нужно произнести все слово, протягивая (выделяя) нужный звук, и послушать его. (Отвечающий пытается тянуть названный звук, учитель своим произношением старается подсказать ученику, как звучит все слово с этим звуком: «зыма»).

Учитель. Произнеси еще раз все слово, протягивая в нем первый звук, и послушай себя.

Ученик. з з з з зима.

Учитель. Так какой первый звук в этом слове? Скажи его.

 

            Практическое занятие по теме

                          «Состав слова»

1. Место этой темы и задачи (См. лекцию).

2. Система изучения морфемного состава слова.

Найти примеры в учебниках.

I этап – Азбука.

II этап – Русский язык, 2 класс.

III этап – Русский язык, 3 класс.

IV этап – Русский язык. 3-4 классы.

 

3. Когда и как ведется пропедевтическая работа. Привести примеры.

4. Как проводится работа над понятием «однокоренные слова»?

                        Анализ фрагментов урока.

- Что предлагает учитель? На какие существенные признаки понятия обращает внимание?

- Какой делает вывод на основе анализа?

- Посмотреть учебник. Как там дано правило?

- На что обращается внимание на этапе первичного закрепления?

- Посмотрите в учебнике 5-6 упражнений, как меняются задания?

 

5. Как вводится понятие «корень»?

- Какой языковой материал и в какой форме предлагается? Какое наблюдение ведется, какой вывод?

- Как строиться закрепление? (беседа, алгоритм).

- Как работать с правилом в учебнике?

- Какие упражнения предлагаются для первичного закрепления? Как они усложняются?

 

6. В чем особенности окончания? Как с ним познакомить? Какой дидактический материал предложить?

- На что направить внимание детей? Какой вывод сделать? На какие 2 существенных признака обратить внимание?

 

7. Назвать особенности суффикса и приставки, что их объединяет?

- Что узнают дети о приставке и о суффиксе? Как можно познакомить с ними?

     Анализ фрагмента урока.

- Какой материал можно предложить детям для наблюдения? На что обратить внимание?

- Как представлено знакомство с новыми понятиями в учебнике.

- Проанализировать систему упражнений.

Как дано в учебнике закрепление нового материала?

 

8. Решение методических задач.

 

 

                             Семинарское занятие по теме:

 

«Грамматические упражнения, их виды. Методические требования к их проведению»

                                       План.

 

1. Значение упражнений для формирования знаний, умений и навыков учащихся в обучении русскому языку.  

2. Принципы классификации грамматических упражнений с учетом различных методических подходов.

3. Виды грамматических упражнений:

а) фонетические;

б) морфологические;

в) синтаксические;

г) словарные.

4. Методические требования к проведению грамматических упражнений.

5. Демонстрация фрагментов уроков с проведением грамматических упражнений.

 

                                 Литература

1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987. С. 217 – 218. («Грамматические и словообразовательные упражнения»).

2. Кустарева В.А. Методика русского языка. М., 1982. С. 213 – 218.

3. Учебники русского языка различных методических линий.

 

                Методические задачи по теме:

«Методика изучения морфемики и словообразования в начальных классах»

Оборудование: учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик. 2 класс.

 

- Сравните фрагмент урока, описанный учителем, с тем, который предложен в учебнике. Что исчезло в уроке?

- Как вы думаете, стоило ли в данном случае проявлять творчество и полностью отказываться от материала учебника?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...