Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи изучения местоимения.




В лексико-семантическом плане изучаются личные местоимения, изучаются они и функционально, т.е. как заменители существительных в предложениях и в тексте, что служит средством устранения повторов. Другая их функция – служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивные формы падежей (я, меня, она, ей…) В речевой практике дети пользуются всеми формами личных местоимений и довольно часто допускают ошибки: «у их, с им».

Задачи изучения местоимений состоят в том, чтобы

1) Преодолеть ошибки как в устной, так и в письменной речи.

2) Довести до сознания учащихся стилистическую функцию местоимений 1, 2, 3 лица.

3) Устранять излишние повторы одного слова путем подстановки местоимений. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которым заменяется, то оно становится непонятным. Если же одно местоимение повторяется несколько раз, оно так же нежелательно, как и повторяющееся существительное. В подобном случае существительное заменяется не местоимением, а синонимом к этому существительному.

4) Знания о местоимениях 1,2,3 лица необходимы для успешного изучения большой и сложной темы «Глагол» (т.к. глагол изменяется по лицам).

 

Методические рекомендации.

Необходимо сознательное усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3 лица. Оно служит предпосылкой правильного написания местоимений и употребления их в речи. Давая общее понятие о местоимении, в процессе упражнений довести до сознания детей их значение.

Содержание сообщаемых сведений можно выразить в таблице «Местоимения»

 

 

Тот, кто сообщает или спрашивает          - я

Я и другие                                                   - мы            1 лицо

Тот, к кому обращаются с речью              - ты

Ты и другие                                                 - вы            2 лицо

Тот, о ком говорят                                      - он (она, оно)

Все, о ком говорят                                      - они           3 лицо

 

 

Необходимо научить детей узнавать местоимения 1,2,3 лица.

Поможет таблица.

 

 

Л.        ед.ч.         мн.ч.

1            я              мы 

2           ты             вы

    3     он,она,оно     они

 

3. Формирование понятия о местоимении связано с выработкой навыков правописания и речевых умений:

1) Серьезное внимание нужно уделять правописанию местоимений с предлогами. Само орфографическое правило не вызывает у детей затруднения, т.к. местоимений с приставками нет, оно ошибки у детей встречаются часто. Объясняется это тем, что они не узнают местоимение как часть речи.

2) Важно упражнять учащихся (в письменной и устной речи) в правильном употреблении местоимений после предлогов, когда к ним прибавляется –н- (помог ему, подошел к нему, увидел его). Это правило не является орфографическим, оно касается устной речи, но если в устной речи дети делают ошибки, то они отразятся и в письменной. Большое значение имеют не только специальные упражнения (письменные и устные), но и постоянное внимание учащихся к устной речи на уроках русского языка и литературного чтения.

 

Приемы работы.

1. Списывание с заданием. Найти местоимения в связном тексте, списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть местоимения.

2. Списывание с заданием: Указать местоимения 1,2,3 лица и число местоимений.

Н-р, В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой.

3. Списывание с заданием. Вставить местоимения в нужной форме:

Мама – самый светлый, самый дорогой человек. Мама учит … добру, первым играм, объясняет все, что … непонятно. Когда … больна, … ночами сидит возле … . Везде и всегда с … мама.

4. Составление и запись словосочетаний с заданием: Употребить местоимение. Даются глаголы и предлоги, а местоимение в начальной форме.

Н-р: Встретиться с (мы, он, она, оно). Написать о (мы, вы, они).

5. Составление предложений с данными местоимениями. Можно предложить детям картину, по которой составляются предложения с заданием употребить местоимения, данные ниже. Или даётся текст с пропущенными местоимениями, которые нужно взять из слов для справок. Или предлагаются местоимения с предлогами для составления предложений, связного текста на определенную тему.

6. Замена существительных местоимениями (редактирование компонентов текста): Учитель читал детям книгу о Пришвине. Книга всем понравилась. – Причитайте предложения. Что бы вы хотели исправить?

7. Грамматический разбор: вы – местоимение, 2 лицо, мн. ч.

8. Упражнения на замену местоимений 1 лица 2-ым или 3-им, а также местоимений 3-его лица 1-ым или 2-ым.

9. Выписывание местоимений 3 л. с предлогам или без него. Это упражнение подводит к осмыслению правила, когда же после предлога к местоимению прибавляется буква «н».

10. Необходимы упражнения, направленные на формирование умения правильно выбирать местоимения для речевого высказывания. Наиболее полезны с этой точки зрения сочинения и изложения.

 

Вывод. Объем знаний о местоимениях небольшой. Знакомство с местоимениями проводится на практическом уровне. В результате изучения темы дети должны знать значение личных местоимений, уметь употреблять местоимения с предлогами и без, уметь правильно произносить и писать эту часть речи.

 

Лекция № 13

Методика изучения наречия.

    I. Проблемы, связанные с изучением наречия.

Учащиеся начальных классов часто делают ошибки, смешивая наречия с другими частями речи. При разборе по членам предложения наречия весной, зимой, летом, утром они, не задумываясь, относят к разряду существительных.

Ср. Утром рано просыпаются птицы (нар.).

       Я любуюсь весенним солнечным утром (сущ.).

Задача учителя – предупреждать и устранять случаи ошибочного включения наречия в другие категории слов, тщательно отбирать предложения для разбора, не провоцируя детей на ошибки, а если они допущены, то непременно их исправлять.

II. Задачи изучения наречия.

1. Вооружить детей умением распознавать наречия среди других частей речи (наиболее употребительные, часто встречающиеся – наречия на –о, сегодня, завтра, вчера, вдали, издалека).

2. Формирование осмысленного правописания наречий, предусмотренных программой.

3. Познакомить с процессом образования наречий (от прилагательных с помощью ^ , типа красиво, и от существительных – зимой).

4. Развитие речи, которое осуществляется в процессе выполнения грамматических, орфографических, словообразовательных и лексических упражнений.

 

III. Содержание работы.

Школьники исследуют:

1. Лексическое значение наречий – это слова, обозначающие время, место действия и т.д.

2. Их вопросы: когда? где? как?

3. Роль наречий в предложении.

4. Изменяются или нет.

Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику.

Целесообразно познакомить школьников с несколькими разрядами наречий: время, места, образа действия (самые употребительные в детской речи). Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры, ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев.

Школьники, как правило, относят к числу наречий и слова категории состояния (Мне грустно). Исправлять ответы учащихся в этих случаях не следует, но полезно обратить их внимание на значение и роль таких слов в предложении (обозначают состояние человека, природы).

Дети должны усвоить теоретические понятия: наречие, его разряды, наречия места, времени и особенно – признак действия.

Упражнения: грамматический разбор наречий, введение их в текст, написание наречий типа налево, направо, вверх, вниз, вечером, утром.

Исследовательские задания: проследить способы образования наречий:

а)от имен существительных (вечер – вечером);

б)от имен прилагательных (близкий – близко; добрый – по-доброму);

в)от глагола (спешить – не спеша, шутить – шутя);

г)от местоимений (свой – по-своему).

 

IV. Приемы работы.

1. В процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении при выписывании пар взаимосвязанных слов полезно остановиться на словах, отвечающих на вопрос «как?».

2. При работе с синонимами во 2,3 классах целесообразно использовать синонимические группы наречий: громко – подобрать синонимы – звонко, оглушительно.

3. Можно привлечь наречия при работе над словами-антонимами: далеко – близко, высоко – низко. Лексические упражнения при этом связываются с грамматическими и с орфографическими.

4. Разбор предложений по членам с указанием части речи. При этом необходимо правильно ставить вопрос от главного слова к зависимому.

5. Списывание с заданием. Вставить наречия, подходящие по смыслу, и разбор их по составу (вправо).

6. Заменить словосочетание имя существительное с прилагательным словосочетанием глагол с наречием, наречия подчеркнуть. Интересный рассказ – рассказывать интересно; быстрый бег – быстро бежать.

7. К данным существительным подобрать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия. Друг – дружный – дружить – дружно. Звонок – звонкий – звонить – звонко.

8. Выделить в предложении наречия и доказать, что это наречия.

Медленно всходило солнце и ласково озаряло землю. Тихо веял теплый ветер. По небу плыли легкие облака.

Алгоритм доказательства.

 1. Найти глагол, к которому относится наречие.

 2. Поставить вопрос от глагола к наречию

    3. Определить роль в предложении.

 

   9. Словарный диктант. В словаре для справок среди слов разных частей речи есть наречия. Правописание этих наречий усваивается в процессе выполнения упражнений на запоминание и многократного включения в словарные диктанты.

V. Вывод: Дети должны усвоить характерные особенности наречия как части речи: неизменяемость, связь с глаголом, роль в предложении – обстоятельство; овладеть навыком правописания некоторых наречий и разбора по составу.     

           

 

 

Лекция № 14










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1698.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...