Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осознание существенных и несущественных признаков понятия.




Необходимо знакомить не только с существенными, но и с несущественными признаками, так как это предупреждает ошибки ложного обобщения.

Н-р, при знакомстве с корнем и однокоренными словами использовались только бесприставочные слова, и у детей ошибочно сложилось мнение, что корень стоит в начале слова. При изучении ^ были даны слова, в которых ^ стоял перед окончанием. При анализе слов с нулевым окончанием (кустик, свисток) дети приняли ^ за окончание, т.к. при знакомстве с ^ не было слов с нулевым окончанием.

 

3)Включение нового понятия в систему ранее изученных – важнейшее условие усвоения понятий, применение знаний в речевой практике. Без установления связей между понятиями, без приведения их в систему невозможно познание языка. Основные линии связей, которые усваиваются младшими школьниками:

- Морфологические вопросы, на которые отвечают слова – их грамматические признаки (если слова отвечают на вопросы кто? что? , то они будут обозначать предмет, изменяться по числам, падежам, не изменяться по родам);

- Часть речи – член предложения (существительное в предложении чаще всего – подлежащее или второстепенный член, глагол – сказуемое);

- Род, число падеж имени существительного – род, число, падеж имени прилагательного;

- ^ глагола в неопр. форме – тип спряжения (строить – читать).

 

4)Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий включается в сам процесс изучения новой категории.

Связь между лексическим значением слова и его морфемным составом рассматривается при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно.

Входить (во внутрь пространства)

Переходить (менять путь, пересекать)

Уходить (исчезать)

     

часовой – часовщик; строитель – читатель.

 

С категорией рода имени прилагательного можно познакомить после изучения рода имени существительного, раскрыть сущность связи этих ч. р. Спряжение глаголов можно изучать только после изучения лица местоимений.

Установление связи между компонентами знаний, т.е. приведение их в систему, делает возможным их применение на практике.

Системность знаний в процессе обучения русскому языку заложена в школьную программу.

 

Наглядность изучения понятий.

Наглядность – таблицы, схемы, предметы, рисунки - языковой материал на уроке русского языка. Требование к языковому материалу: чтобы изучаемое подавалось чётко, ярко, выпукло, тогда легче абстрагировать признаки понятия.

Н-р, при изучении темы «Однокоренные слова. Корень» можно предложить для анализа языкового материала текст, а можно предложить картинки для создания материала, для анализа его детьми. Это могут быть деревья (ель, сосна, кедр) и шишки этих деревьев.

Задание: выделить общую часть каждой пары.

Ель – еловая шишка

Кедр – кедровая шишка

Сосна – сосновая шишка.

- Почему так называются шишки? Это помогает выделить смысловую общность родственных слов, один из существенных признаков данного понятия. Второй признак выделяется в ходе анализа подобранных слов, запись которых сделала его наглядным.

При изучении темы «Однородные члены предложения» детям предлагается создать одно предложение из 2-3.

Весной расцветают подснежники.

 _________         фиалки.

_________________ландыши.

Каждое разобрать по членам, назвать повторяющиеся слова. Выяснить, почему выгоднее пользоваться одним предложением вместо трёх. Записать, разобрать.

Языковой материал как наглядность направлен на выделение признаков изучаемого языкового явления, т.е. предшествует определению понятия, выполняет первичную функцию наглядности.

При формировании понятий широко применяются таблицы и схемы, они чаще используются уже после выделения признаков, т.е. выполняют вторичную функцию и служат целям обобщения абстрагированных признаков, установления между ними связи. Чтобы для учащихся наглядными были не только выделяемые признаки и понятия, но и процесс их выделения, целесообразнее таблицу составлять вместе с учащимися.

 

Вывод

Процесс формирования грамматических понятий у младших школьников эффективным может быть только при соблюдении основных методических условий. Это и активная умственная деятельность учащихся, и заинтересованность их в познании нового, и опора на их речевой опыт, и системность знаний.

 

 

 

 

Лекция № 8

 

    Методика изучения частей речи. Имя существительное.

 

Принципы распределения слов по частям речи.

Распределение слов по частям речи в начальной школе осуществляется на основе трех признаков:

1 – семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, признака);

2 – морфологического (категории слова);

3 – синтаксического (синтаксические функции слова). 

Ведущая методическая основа обучения – от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой в отдельности. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.

Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:

1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета); 2)на какие вопросы отвечает; 3)как изменяется или какие имеет постоянные категории; 4)каким членом предложения является; 5)какие имеет окончания; как образуется.

По указанным пяти параметрам учащиеся проводят сравнение и сопоставление изучаемых частей речи. По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. 2 класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. 3 класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В 4 классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Умение распознавать части речи формируется у учащихся с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружба, дружный, дружит, ученик рассуждает так: что? – дружба, слово обозначает предмет женского рода, это существительное; слово дружный отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, изменяется по родам, в предложении употребляется с существительным, это прилагательное; что делает? – дружит, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам, это глагол.

Программа начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на две группы (одни являются членами предложения, другие – нет).  

 

Изучение имени существительного в начальных классах.

Задачи изучения.

1.Сформировать лексико-грамматическое понятие «имя существительное».

2.Овладеть умением различать имена существительные одушевленные-неодушевленные.

3.Формировать умение писать с большой буквы имена собственные.

4.Ознакомить с родом имен существительных, употреблением ь у существительных с шипящим на конце.

5.Развить умение изменять имена существительные по числам и падежам.

6.Вырабатывать навык правописания падежных окончаний

7.Обогащать словарь учащихся новыми именами существительными (синонимами, антонимами).

8.Овладевать операциями анализа, сравнения, обобщения.

Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Но на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. Так, например, в центре 2 и 3 классов – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в 4 классе основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Развитие речи и мышления учащихся решаются в течение всех лет обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 776.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...