Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о склонении имен существительных. Методика изучения падежей.




Падеж – категория синтаксическая. Падеж имени существительного выражает отношение существительного к другим словам в предложении. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически. Целесообразно дать детям связный текст, в котором одно имя существительное употребляется в разных падежах. Дается задание: выписать словосочетания глагол + существительное в разных падежах. – От чего зависит окончание имени существительного? (от вопроса). Вывод: изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам. Дети знакомятся с изменением имен существительных по падежам (склонением), узнают наименование падежей и учатся распознавать падежи по вопросу (падежному и смысловому), предлогу, окончанию и по роли существительных в том или ином падеже в предложении (сравнение существительного в и.п. и в в.п.), путем подстановки существительного одного склонения вместо существительного другого.

Итак, 1 этап: уточнение знаний о склонении как изменении окончаний существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении. Окончания на первых порах ударные. На падежные формы влияет предлог, поэтому составляется таблица падежей с предлогами (наборное полотно с шестью планками, на каждую из которых выставляются подвижные детали: падежи, вопросы предлоги).

2 этап. Знакомство с 1,2, 3 склонением. На данном этапе у учащихся формируется умение определять склонение имен сущ-х по роду и по окончанию в начальной форме. Желательно работу организовать так, чтобы учащиеся самостоятельно установили признаки, по которым имена существительные делятся на 3 склонения. Например, учащимся предлагается определить склонение существительных: осень, зима, вьюга, метель, осина, сирень. Выясняется, чем сходны имена сущ. (ж.р.) и как определить их склонение. Аналогичная работа проводится и с существительными м.р.: мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Володя, Владимир. Предлагаются для распознавания склонения и такие группы сущ-х, которые сходны окончанием, но отличны родом: медведь, олень, рысь, корабль, пристань, картофель, морковь.

Вывод: устанавливая сходство и различие слов, учащиеся лучше осознают, что для определения склонения необходимо учитывать и род, и окончание в начальной форме. Далее дети сами подбирают слова разного рода, но одинакового склонения и наоборот. Труднее узнать склонение у существительных в косвенном падеже. Здесь широко используются тексты. Учащиеся находят имена сущ-е, ставят слово в им. п. и определяют склонение.

3 этап. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. числе. Основная задача – формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах. Большое внимание уделяется последовательности действий: 1)поставить вопрос к существительному от слова, с которым оно связано; 2) по вопросу и предлогу определить падеж; 3) узнать склонение; 4) написать окончание. Например, живет (где? в чем? Пр. п., 1 скл., -е) в деревне. По мере обучения этот алгоритм сокращается, и в конце остаются только 2 действия: падеж и скл. Важные условия: 1) сопоставление падежей, имеющих близкие по произношению окончания (р., д., пр. п. 1 и 3 скл); 2) систематичность упражнений, предусматривающих постепенное усложнение материала и предоставление учащимся большей самостоятельности; 3)связь работы по орфографии с усовершенствованием грамматических знаний и с развитием речи.

4 этап. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе. Задачи работы на этом этапе: подвести детей к выводу, что во мн. ч. сущ-е не делятся на 3 скл.; совершенствовать умение правильно употреблять сущ-е во мн. числе в речи, особенно отдельные формы им. и р. падежей (помидоров, чулок, носков). Работа на уроках носит практическую направленность, дети учатся правильно использовать падежные формы существительных и писать падежные окончания.   

    

 

 

 

Лекция № 9            

 

 

 Методика изучения имени прилагательного.

 

 

Задачи изучения имени прилагательного.

1)Сформировать лексико-грамматическое понятие «имя прилагательное».

2)Познакомить с изменением имен прилагательных по родам, числам и падежам.

3)Выработать навык правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных.

4)Познакомить с синтаксической ролью имен прилагательных

5)Обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь.

 

Содержание и последовательность работы по классам.

1 этап– начинается с наблюдения над лексическим значением имен прилагательных и вопросов. Дети делают вывод, что признаки, которые обозначают имена прилагательные, характеризуют предмет с разных сторон: цвет, качество, форма, размер.

Чтобы показать значение прилагательных в речи, детям предлагается сравнить два текста: с прилагательными и без них. Дети должны сделать вывод: текст с употреблением прилагательных более точный, выразительный, красивый. Разнообразные творческие задания на этом этапе помогают им убедиться в правильности этих выводов.

Задания:

1)Списать текст и подчеркнуть имена прилагательные, найти имена существительные, к которым относятся имена прилагательные, и обозначить их.

2)Подобрать к существительным подходящие имена прилагательные:

 Соседний – соседский                    кот – дом

 Жёсткий – жестокий                      человек – стул

 Костистый – костлявый                 старик – рыба

(вырабатывается точность употребления прилагательных в речи)

 

3)Образовать от имени существительного имя прилагательное:

Н-р, город – городской

(По учебникам проанализировать другие упражнения)

 

2 этап– формировать понятие «имя прилагательное», развивать умение употреблять имена прилагательные в речи и формировать навык правописания родовых окончаний имен прилагательных.

Изучается категория рода и числа прилагательных.

 

Познакомить с изменением прилагательных по родам можно по-разному.

Ый способ.

Дается группа существительных: день, ночь, утро. Нужно употребить с ними прилагательное теплый.

1-е действие: поставить от существительного вопрос: день какой?

2- действие: ночь какая?

3-е действие: утро какое?

Далее вопросы:

- От чего зависит окончание прилагательного? (от вопроса, а вопрос от рода имени существительного)

- Какие окончание имеют имена прилагательные м. р., ж. р., ср. рода?

 

Необходимо также познакомить с 2 вариантами склонения имен прилагательных – твёрдым и мягким:

     Синий шар, синяя косынка, синее небо.

 

Ой способ.  

Дать группу словосочетаний: тёплое утро, родной город, узкая тропинка.

- Как можно сгруппировать эти словосочетания? По каким признакам? (по роду имени существительного)

Необходимо подвести детей к выводам:

1)Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

2)Род имен прилагательных зависит от рода имен существительных и определяется по вопросу.

3)Имена прилагательные женского рода имеют окончания –ая, -яя;

                                         среднего рода                              – ое, - ее;

                                         мужского рода                     - ый, -ий, -ой.

4)После твердой согласной -                                     - ой; - ая; - ый.

После мягкой согласной -                                      - яя; - ее; - ий.

 

С изменением прилагательных по числам дети знакомятся путем наблюдения над языком.

                    какой?

Начался веселый праздник.

                         

                     какие?       

Раздаются радостные песни.

 

- Какое прилагательное стоит во множественном числе?

- От чего это зависит?

 

3 этап: правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Цель: на основе повторения ранее изученного познакомить детей с изменением прилагательных по падежам путем наблюдения над языковым материалом. (Работа с учебником).

Затем дети знакомятся с формулировкой правила, которое целесообразнее представить в форме следующего алгоритма.

                               Алгоритм

Познакомить детей с падежными окончаниями имен прилагательных – это значит:

1.Найти имя прилагательное, установить связь прилагательного с существительным.

2.Определить род, число, падеж имени существительного и затем род, число, падеж имени прилагательного.

3.Вспомнить падежное окончание прилагательного в этом падеже с использованием вопроса.

 

Составляется таблица падежных окончаний прилагательных. На первых порах она очень нужна.

Отработка правописания падежных окончаний прилагательных идет по принципу сопоставления или противопоставления:

Тёплый день – нет тёплого дня.

Постепенно задания усложняются:

1)Поставить в нужный падеж данные в скобках имена прилагательные, составить предложения с данными словосочетаниями;

2)Комментированное письмо;

3)Слуховой диктант.

Два последних – наиболее употребимые упражнения.

Заканчивается работа над именем прилагательным знакомством со склонением прилагательных во множественном числе. Прием – наблюдение над языковым материалом. Учащиеся делают вывод: во мн. числе прилагательные по родам не изменяются.

Много внимания уделяется работе по употреблению прилагательных в речи: подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний с заданием – выбрать одно из нескольких прилагательных; составление предложений, рассказов, написание сочинений.

Вывод

      В процессе работы учащиеся должны уяснить:

1)Имена прилагательные делают речь точной, выразительной, яркой;

2)Имена прилагательные зависят от имен существительных, поэтому их нужно разбирать только в словосочетании с именами существительными.  

 

 

 

 

 

Лекция № 10

 

                     Методика изучения глагола

 

1. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах дети знакомятся только с некоторыми особенностями этой части речи (н-р, не изучается категория вида, переходность).

Последовательность работы по классам.

В 1 классе внимание детей привлечено к лексическому значению слова, одновременно они учатся ставить грамматический вопрос. Во 2 классе дети выделяют слова, которые отвечают на вопрос что делает? У них формируется умение ставить вопросы что делать? что сделать? Обращается внимание детей на то, что глагол обозначает не только действие, но и состояние предметов. В 3 классе глагол изучается как часть речи. Дети узнают, что глагол изменяется по числам и временам, знакомятся с неопределенной формой глагола. У них формируется умение образовывать временные формы. В 4 классе дети знакомятся с изменением глагола по лицам и числам, вводится понятие спряжение. Учащиеся знакомятся с особенностями 1 и 2 спряжения. Формируется навык правописания безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, а также правописания ь в глаголах на –тся и –ться.

2. Знакомство с понятием глагол.

Работа направлена на выделение слов, обозначающих действие. У детей формируется умение правильно ставить вопросы, тем самым сразу выделять слова, которые обозначают предмет, признак и действие. Используется прием сопоставления.

Упражнения:

1)Списывание с подчеркиванием слов, обозначающих действие.

2)Списывание с постановкой вопросов к словам, обозначающим действие.

3)Списывание со вставкой пропущенных названий действий.

4)Составление предложений со словами, отвечающими на указанные вопросы.

5)Подчеркивание слов, обозначающих предмет, действие, признак.

6)Подбор близких по значению слов, отвечающих на указанные вопросы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1632.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...