Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование знаний о временных формах.




Знакомство с временными формами глагола проходит на основании анализа языкового материала относительно момента речи (зима, весна, лето – что вы делали зимой? Что вы делаете сейчас? А что вы будете делать летом?) Так выясняется значение времени. Затем все это проверяется по вопросам.

Вывод: глаголы изменяются по временам, имеют 3 временных формы;

         Глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее в данный момент, и отвечают на вопрос что делает?

         Глаголы прошедшего времени обозначают действие, происшедшее до момента речи, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?

          Глаголы в будущем времени обозначают действие, происходящее после момента речи, и отвечают на вопросы что сделать? что буду делать?

Особое внимание обращается на грамматический вопрос и на суффикс -л- , по которому определяют форму прошедшего времени.

Составляется таблица, где указывается зависимость формы времени от вида глагола ( у детей ориентировкой служит вопрос).

 

неопр. форма   наст. вр.     прош. вр.        буд. вр.

                                                                              пр. ф. сл. ф. 

написать                 ____           написал      напишу

писать                пишу          писал                         буду писать

 

 

Дети делают вывод: глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, имеют 2 формы; глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, имеют 3 формы.

Упражнения:

1)Найти в тексте глаголы разных времен, пользуясь вариантами вопросов.

2)Дописать предложение, называя действие.

3)Изменить глагол так, чтобы показать, что действие уже совершилось.

4)Составить свои предложения, вводя в них глаголы разных времен.

5)Устно пересказать, а затем написать изложение небольшого рассказа, выдерживая в каком-то одном времени или меняя время глагола в рассказе.

6)Написать рассказ, а затем определить время встречающихся в нем глаголов.

 

Изменение глаголов по лицам и числам.

Начинается работа с повторения всего изученного о глаголе. Она направлена на развитие навыка точного употребления глаголов в речи, умения пользоваться синонимами, антонимами; дети упражняются в образовании временных форм.

Далее дети знакомятся с тем, что в настоящем времени глаголы изменяются по лицам и числам или спрягаются. Выводы дети делают самостоятельно на основе анализа языкового материала, оформленного в таблицу (в ней глаголы с ударными окончаниями 1 и 2 спряжения одновременно).

Вывод по таблице: глаголы изменяют окончания по лицам, эти окончания называются личными. Перечисляются окончания. (Работа с учебниками).

Упражнения:

1)Спряжение глаголов по образцам с ударными личными окончаниями, личные окончания выделить.

2)Выписать глаголы из текста: сначала 1 лица, затем 2, выделить окончания, обозначить лицо и число.

3)Образовать одни личные формы от других: от 2 лица ед. числа – 2 лицо мн. числа и наоборот; от 3 лица ед. числа – 3 лицо мн. числа и т. д. Обязательно выделять окончания.

 

Знакомство с I и II спряжением глаголов.

Познакомить с I и II спряжением глагола рекомендуется путем анализа языкового материала в сопоставлении. Учащиеся дифференцируют 2 типа окончаний. Затем делают схематическую запись.

          I спр.           II спр.     

          -е-                 -и-

         -ут, -ют        -ат, -ят 

Здесь возможна работа и с безударными окончаниями, но только в том случае, если дети образуют одну личную форму от другой:

Читают – читает – читаешь.

Строят – строит – строишь.

При этом дети выделяют окончания, по окончанию определяют спряжение и делают вывод, какое окончание нужно писать в другой форме.

 

6. Работа над навыком правописания личных окончаний глагола занимает особое место, так как навык этот сложный. Его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо, число; умение перейти от временной формы к начальной; определить спряжение по неопределенной форме; знание окончаний I и II спряжений.

При формировании навыка очень важно овладеть последовательностью действий, алгоритмом.

1.Определить время глагола.

2.Поставить к глаголу вопрос: что делать? или что сделать?. Образовать неопределенную форму.

3.Применить правило (на –ить  II спр., остальные – I, кроме глаголов-исключений -11).

Необходимо развить у учащихся понимание обязательного соотношения: е – -ут, -ют - I спр.

        и – -ат, -ят - II спр.

 

Работа по изучению глагола ведется на всех 3-х уровнях: грамматическом, орфографическом и развитии речи.  

 

Лекция № 11

 

            Методика изучения имени числительного

 

Введение этой части речи в школьную программу объясняется практической необходимостью: дети не умеют склонять числительные, для них слишком трудны некоторые формы косвенных падежей (тв. п. – семьюдесятью, тремястами), орфография для них еще труднее.

 

Что должно быть усвоено в начальных классах по теме «Имя числительное».

1) Общее понятие об именах числительных.

2)Их деление по функциям на количественные (обозначают определенное число однородных предметов) и порядковые (порядок предметов при счете).

3)Сходство первых с именами существительными, вторых – с прилагательными.

4) Деление числительных по составу – простые, сложные, и составные.

5)Склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются).

6) Правописание простых и некоторых сложных числительных.

Дробные и собирательные числительные не изучаются, но использование их не исключено.

 

2. Основные лексические и грамматические признаки числительныхучащиеся могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа языкового материала (предложений и текста). См. учебник. Школьники убеждаются в том, что числительные один и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один – даже по числам, при этом во множественном числе в форме одни существенно изменяется семантика.

Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различие, которое выявляется самими школьниками (см. учебник).

Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Числительные один, два, три обладают особенностями склонения (см. учебник).

Полезно ознакомить учащихся со склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятьдесят, пятьсот, составных – двести сорок семь (хотя бы устно).

 

Примерные схемы-модели числительных.

Несмотря на большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных, тем не менее можно построить несколько схем-моделей:

 

а) схема числительных по значению, по функциям;

б) схема по составу слов и числительных типа семьсот восемьдесят шесть;

в) схема-модель сходства с другими именами – существительными, прилагательными;

г) таблицы склонения.

 

Задания и упражнения.

1) Проследить на текстовых примерах роль имен числительных в предложении.

2) Подготовить сообщение на тему «Числительные в русских пословицах и поговорках» («Семеро одного не ждут» и т. д.).

3) Попытаться просклонять числительное восемьсот, на этой основе составить правило склонения числительных от двухсот до девятисот, обращая внимание на правописание в них мягкого знака.

Привести примеры других упражнений из учебников начальной школы.

Орфография имен числительных сложна. Основной материал усваивается практически.

 

 

 

 

 

Лекция № 12

Методика изучения местоимения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...