Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность работы по классам.




Подготовительный этап работы (1 класс) совпадает с периодом ОГ. Подготовка учащихся к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, фрукты, одежду). Упражнения по подбору видовых названий к родовым и родовых к видовым. Все это в грамматике называется одним словом – предметы. Так постепенно подготавливается понятие «название предметов» (так же – «названия признаков, действий»). Учащиеся получают критерий для распознавания этих понятий – вопросы (кто-что). Классификация слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, умение абстрагировать.

Во 2 классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных. К названиям предметов относятся слова, обозначающие явления природы, действия, качества: гроза, лето, работа, шум, смелость. Чтобы учащиеся различали такие слова, целесообразны задания, связанные с образованием однокоренных слов разных частей речи.

Например, на доске слова: бегает, прыгает, кричит, стучит.

Дети объясняют, что эти слова отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие.

Задание: назвать однокоренные слова, отвечающие на вопрос что? и написать их вместе с вопросом (что? – бег)

Или слова: добрый, жадный, скромный, хитрый. Задание аналогичное.

Другие упражнения на отработку понятия «имя существительное»: 1)ответы на вопросы по картинкам: кто это? что это? с предварительным разбором и записью на доске и в тетрадях;

2)выписывание слов, обозначающих предметы по группам (посуда, мебель);

3)списывание предложений, вставляя нужные по смыслу слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

4)к данному слову устно подобрать родственное и определить, к какому разряду слов оно относится.

В 3 классе учащиеся знакомятся с категорией рода и числа имен существительных, в 4 классе основное внимание уделяется склонению, т.е. изменению имен существительных по падежам и числам.

 

Ознакомление с родом имен существительных.

Знакомство с родом имен существительных дается практически: путем подстановки местоимений: он мой. Но этот прием не гарантирует от ошибок. Чтобы определить род существительных, учащиеся должны в своей речи правильно употреблять местоимения (яблоко – оно, моё, туфля – она, моя, фамилия – она, моя). Необходимо использовать слова, вызывающие затруднения: тюль (м.р.), помидор (м.р.), шампунь (м.р.). целесообразно принести на урок толковый словарь.

Специальное внимание уделяется формированию навыка правописания окончаний имен существительных среднего рода (золото, блюдо, солнце, повидло, полотенце). Предмет особого изучения – существительные м. и ж. рода с основой на шипящий. Следует подчеркнуть отличие роли ь после шипящих (ь показывает, что существительное женского рода). Целесообразны упражнения на сравнение 2-х групп слов: чем похожи, по какому признаку поделены на группы, почему у существительных одной группы ь пишется, а у другой не пишется.

 

Ознакомление с категорией числа.

В процессе работы над числом имен существительных у учащихся формируются умения: 1) различать слова в единственном и во множественном числе по смыслу и по окончанию; 2) образовывать от формы единственного числа форму множественного числа и наоборот; 3) правильно употреблять существительное в речи, учитывая связь слов в предложении.

Сущность категории числа учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов (яблоко – яблоки). Лексическое значение: один – много, грамматическое выражается в изменении окончания (стол – столы). Возникает необходимость сообщить детям, что в русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе (ножницы, каникулы, очки) или только в единственном (смелость, молоко, грусть).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...