Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика изучения служебных частей речи (предлогов, союзов)




Основные подходы к изучению предлога.

Задача учителя в 1 и 2 классах – научить выделять предлог из потока речи и писать его отдельно. В 3 классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыков правописания предлогов и приставок. В 4 классе при изучении темы «Имя существительное» обращается внимание учеников на употребление предлогов с отдельными падежами; дети знакомятся с раздельным написанием предлогов и местоимений.

Работа в течение 4-х лет строится так, чтобы новые знания опирались на приобретенные ранее и являлись звеном в системе дальнейшей работы над предлогом. Постепенно усложняясь, работа проводится не только над правописанием, но и над синтаксической ролью предлогов.

Трудности, возникающие при написании предлогов, вызваны несколькими причинами, поэтому необходимо предусмотреть разные случаи употребления предлогов (в письменной речи).

1.Предлог употребляется с существительными, имеющими конкретное значение (у стола, к дому) и отвлеченное значение (без страха, с радостью).

2.Предлог входит в предложение с бесприставочным глаголом. Плывет по морю, идет в школу. В предложении имеется глагол с приставкой. Вошел во двор, побежал по улице.

3.Графическое начертание предлога не расходится с произношением.

В лесу, из дерева, с моста.

4.Согласные звуки предлога озвончаются или оглушаются.

В траве, к земле, с дуба.

5.Существительное, стоящее после предлога, начинается с гласной буквы. Над окном, с акации, от Оли.

6.Согласный звук предлога и согласный звук, с которого начинается существительное, одинаковы. В воде, к костру.

 

Приемы для ознакомления учащихся с предлогом как с отдельным словом:

1)Подсчет количества слов с акцентированием внимания учащихся на предлоге. У дома аист.

2)Выяснение начальной формы слова, с которым употреблен предлог.

3)Вставка слова между предлогом и существительным.

Таким образом, задачами первоначального изучения предлогов являются:

1.Формирование навыков правописания предлогов (раздельное написание, графически правильное начертание).

2.Усвоение детьми роли предлогов в предложении.

 

Работа над правописанием предлогов.

Начинается работа в период ОГ. Вначале дети учатся выделять предлог в устной речи, «записывать» его графически, а затем писать раздельно с тем словом, к которому он относится.

Типичные ошибки в этот период: пишут слитно; искажают графическое начертание (из кувшина, без пальто); пропуск (прыгнул в воду).

Одно из условий правильного написания предлогов – закрепление их в зрительной памяти (дети должны видеть предлоги). С этой целью необходимо делать запись каждого вновь встречающегося предлога на карточку и выставлять на наборном полотне. К концу первого года обучения на наборном полотне появится перечень большинства первообразных предлогов (за, у, от, к, по, до, в, на, за, из, с…)

К таблице обращаются учащиеся во время выполнения письменных работ. Для облегчения запоминания можно произвести классификацию: предлоги из одной буквы, из двух, из трех; предлоги с гласными о, а, е.

В 3 классе в центре внимания различение предлогов и приставок; распознавание строится на основе понимания функции предлогов и приставок: предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки – для образования новы слов. Предлоги никогда не стоят перед глаголами.

Рекомендуются упражнения:

1)Составить словосочетания, употребив одинаковые по написанию предлоги и приставки.

2)Найти в тексте слова с приставками и предлогами. Доказать.

3)Составить предложения, употребив предлоги, указать, какие слова связаны в словосочетания с помощью предлога и окончания.

 

Ознакомление с семантикой предлогов и их синтаксической ролью.

При изучении предлогов в начальной школе дети больше узнают о том, что предлоги имеют грамматическое значение и отчасти лексическое. Отмечается, что предлоги указывают на отношения между предметами, между действием и предметом и между признаком и предметом (синяя от холода). Обучение направлено на то, чтобы подвести учащихся к выводу о синтаксической роли предлогов, сформировать представление о предлоге как средстве связи между словами в словосочетании или предложении. Упражнения направлены на то, чтобы дети усвоили близость синтаксической функции предлогов и падежных окончаний, а также зависимость падежной формы от окончания и другого слова. Из всего этого учащиеся узнают:

1)Предлог и окончание слова являются средствами связи слов в предложении и словосочетании;

2)Предлог употребляется только со словами, которые изменяются по падежам;

3)Каждый предлог употребляется с определенным падежом.

Для ознакомления с лексическим значением предлога рекомендуется знакомство с первообразными предлогами, выражающими пространственные отношения: в (внутри чего-то), на (на поверхности), под (ниже предмета), у, к, за и т.д.)

В качестве упражнений рекомендуется составить с этими предлогами словосочетания, а затем сопоставить предложения, различающиеся только предлогами. (Книга лежит на столе – в столе – под столом).

Работа по формированию понятия «предлог» реализуется в процессе изучения таких тем, как «Окончание», «Связь слов в предложении», «Имя существительное», «Местоимение».

 

Ознакомление с союзами.

Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Сложное предложение» и «Однородные члены предложения», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но – его значение на поверхности (наиболее прозрачное). Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который.

Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения.

В УМК «гармония» и «Школа XXI века» при ознакомлении с частями речи сразу вводятся служебные слова, четко обозначается деление на знаменательные и служебные части речи. В учебнике русского языка под ред. С. Иванова, кроме предлогов и союзов, представлены и частицы как служебные части речи.

 

 

 

 

Лекция № 15

 

          Методика изучения элементов синтаксиса

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своей мысли – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение вычленять его в речи, определять предмет мыли, соединяя слова в предложение.

1. Формирование понятия предложение.

В 1 классе – формирование грамматического понятия предложение (практически: о ком? о чем? что делает?)

Во 2 классе – понятия предложение, главные члены, подлежащее, сказуемое, связь слов в предложении.

В 3 классе – выражение грамматической связи – предлог, окончание, второстепенные члены.

В 4 классе – однородные члены, сложное предложение.

В 1 классе дети знакомятся (практически) с основными признаками предложения: выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Осознать все это детям помогает работа над вопросами: о чем (о ком) говорится в предложении? Что о нем говорится? Это работа над грамматической основой предложения, пропедевтика изучения главных членов предложения. Дети узнают, что предложение состоит из нескольких слов, в том числе и из одного.

Во 2 классе детям даются теоретические знания: понятие о главных членах – подлежащем и сказуемом. Необходимо обратить внимание, что подлежащее определяется по 2 признакам – слово, которое обозначает о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос кто? что?

Возможные ошибки при использовании одного признака:

В парке весело звенели голоса детей.

Яркие листья устилали все дорожки.

Для разбора предлагаются примеры с возможными вариантами порядка слов в предложении.

В 3 классе – подлежащее и сказуемое, главные члены предложения, второстепенные члены, поясняющие главные или другие члены предложения. Учащиеся находят главные члены, выписывают их с теми словами, которые от них зависят; списывают предложения со вставкой пропущенных слов. Чтобы учащиеся не смешивали понятия части речи и члены предложения, они знакомятся с тем, что не к каждому слову можно поставить вопрос; каждый член предложения выражает определенную часть речи. Затем добавляется понятие однородные члены предложения: отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения; однородными могут быть все члены предложения; они могут соединяться союзами или интонацией перечисления.

Виды работы: грамматический разбор, составление предложений, распространение главных членов (вопросы: какой? когда?).

В 4 классе добавляется понятие о сложном предложении.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 3114.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...