Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.




В процессе изучения частей речи учитель знакомит детей с тем, что образование одной части речи от другой или от той же самой происходит с помощью приставки или суффикса. Главная трудность состоит в том, чтобы определить производящее слово. Для этого предлагается установить 1) от какого слова образовалось данное и 2) при помощи каких морфем. При этом учитель обязательно фиксирует внимание детей на том:

1)От какой части речи образовано слово;

2) При помощи какой морфемы;

3)Какой смысл имеет образованное слово;

4)Какой частью речи является.

 

 

Лекция № 7

          Процесс формирования грамматических понятий

                      у младших школьников

 

Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения.

В начальной школе дети усваивают достаточно много грамматических понятий (части речи, части слова, синтаксические понятия и т.д.).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях. Сложность состоит в том, что грамматическое понятие требует большей степени абстракции, чем биологическое или физическое. С этим связаны и трудности в формировании грамматических понятий.

Например, стол, дерево, грусть, радость, бег – это предметы;

               бежать, стоять, спать – это действия.

Все это очень удивляет детей. Чтобы прийти к правильному выводу, необходимо абстрагироваться от значения слов и объединить их в одну общую группу по общим признакам. (Н-р, имена существительные отвечают на вопросы кто-что? и обозначают предмет).

 

2.Процесс усвоения грамматических понятий условно делится на 4 этапа:

1)Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков данного понятия. Происходит абстрагирование от лексического значения и выявление типичного для данного языкового явления. Основные приемы умственной деятельности: анализ, абстрагирование.

2)Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина. Основные приемы: сравнение, синтезирование.

3)Осознание формулировки определения понятия и уточнение сущности признаков и связей между ними.

4)Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике.

 

3. Практическая работа. Рассмотрим, как происходит знакомство с новым грамматическим понятием «глагол».

Для анализа языкового материала используются разнообразный исходный материал, лучше всего, чтобы он создавался на уроке с помощью самих детей. Возможно составление предложений по вопросам учителя, по картине, по материалам экскурсии, наблюдения и т.д.

Накануне изучения темы «Глагол» учащиеся были на экскурсии – на реке весной. На основании вопросов учителя дети записывают с комментированием несколько предложений: Лед потемнел, треснул. Появились разводы. Лед отошел от берега. Показалась вода.

- Какие слова вы употребили, чтобы обозначить действия предметов? Подчеркните их.

- Чем они сходны? Поставьте к ним вопросы. Как называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делает?

- Каким членом предложения является глагол? (1)

Расскажите все, что вы знаете о глаголе по плану (план на доске): что означает, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения чаще всего бывает. (2)

После этого дети знакомятся с определением понятия по учебнику.(3)

Затем выполняется несколько упражнений по учебнику. (4)

Таким образом, в приведенном фрагменте урока нашли отражение все 4 этапа работынад новым грамматическим понятием.

1)Анализ языкового материала и выделение признаков понятия;

2)Их обобщение;

3)Знакомство с определением нового понятия по учебнику;

4)Сопоставление с аналогичными понятиями и включение в речевую практику.

Например, какие части речи, кроме глагола, вы знаете?

- От глагола строить образуйте слово с помощью суф. –тель. Какая часть речи получилась? Прибавьте суф. –н- строительный. Какая часть речи получилась? Как отличить одну часть речи от других?

 

Методические условия, обеспечивающие эффективность усвоения понятий.

Активная умственная деятельность учащихся.

Репродуктивный метод не обеспечивает активной познавательной деятельности, ориентирует на запоминание. Более эффективен в начальных классах частично-поисковый метод. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в работе.

Н-р, речевая задача:

- Как правильно сказать и почему?

Душист(ый-ая) карамель, сочн(ый-ая) морковь и т.д.

Выводы: 1)окончание прилагательных зависит от рода существительных; 2)род прилагательных можно узнать по роду существительных.

3)Прилагательные имеют окончания: м. р. – ый; - ий; - ой;

                                                        ж. р. – ая; - яя;

                                                        ср. р. – ое; ее.

 

Для создания проблемной ситуации можно использовать и орфографическую задачу.

  Д.п.             Д.п.

По улице и по площади двигались машины. (Дети знают падежи и предлог, но объяснить различные окончания не могут).

Решение проблемной ситуации требует новых знаний.

Чтобы поддержать возникший интерес, учитель предлагает выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Просклонять существительные стена, земля, Юра, дядя, стол, пень, окно, море, степь.

- На сколько групп можно разделить эти существительные по окончаниям косвенных падежей? (на 3)

- Какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению? (см. по именительному падежу).

Для выявления осознанности следует поставить вопросы:

- Могут ли существительные одного рода относиться к разным склонениям?

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному склонению?

Выполняя упражнения и задания на распознавание слов, учащиеся сами устанавливают последовательность действий для правильного решения задачи.

1.Поставить сущ. в н.ф.

2.Выделить окончание.

3.Узнать род.

4.По роду и окончанию определить склонение.

Теперь можно вернуться к решению первоначальной орфографической задачи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 786.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...