Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и методика работы над частями слов.




                           Однокоренные слова

Формирование понятия Однокоренные слова связано с усвоением их существенных признаков: 1) семантическая общность (имеют что-то общее по смыслу) и 2) структурная общность (наличие общего корня). Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Например, малина, малинник, малиновый.

Учащиеся сравнивают, устанавливают, что их можно объединить в группы родственных слов, так как они сходны по смыслу и имеют общую часть. Смысловая общность создается общностью корня, приставки и суффиксы вносят в смыл слова что-то новое. Для развития умения распознавать однокоренные слова по двум существенным признакам даются примеры на противопоставление однокоренных слов и синонимов, а также слов, имеющих корни-омонимы:

Смелый – смелость, храбрый – храбрость;

Гора – горный – горняк, гора – гореть.

Целесообразно использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом обязательным является сравнение слов с целью установления их сходства и различия со стороны смысла и состава.

Построить урок по ознакомлению с родственными словами можно так.

1.Учащиеся записывают под диктовку текст.

У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.

2.Наблюдение над родственными словами. Выделение двух признаков родственных слов.

- Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близкие (водитель, водит).

- Выделите общую часть этих слов.

3.Формулировка вывода: слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются родственными.

4.Первичное закрепление.

- Почему слово водник не является родственным словам водитель, водить?

- Подберите к нему родственные слова (вода, водичка, водяной).

- Выделите общую часть.

 

                  Особенности изучения корня.

При формировании понятия корень младшие школьники ориентируются на 3 признака корня.

Корень – главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов. Понятие корень вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравнивают, выделяют корень, делают вывод.

 

                                 Фрагмент урока.

1.Подбор родственных слов к слову дом.

Дом, домик, домовой.

2.Выделение общей части в родственных словах.

- Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем, т. е. корень – это общая часть близких по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то над ним ставят значок.

3.Первичное закрепление.

- Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

- Почему нельзя?

- Какими должны быть слова, в которых находится корень?

4.Осознание алгоритма определения корня слов.

- Надо найти корень в слове ученик.

- Что такое корень?

- Подберите близкие по смыслу слова: ученик, учит, ученье.

- Сравним слова и найдем общую часть (корень).

- Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

5.Формулировка вывода.

Чтобы найти корень, надо:

1)Подобрать родственные слова;

2)Сравнить их;

3)Выделить общую для них часть.

6.Работа над формулировкой, данной в учебнике.

- Прочитайте правило в учебнике.

- Как по-другому называются там родственные слова?

- Что означает название «однокоренные»?

7.Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

 

Работа над корнем не ограничивается 2-3 упражнениями, специально отведенными на эту тему. Она органически входит в содержание уроков, на которых изучаются другие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.

Упражнения.

1)Выделить корень из ряда однокоренных слов;

2)Найти родственные слова в связном тексте, выделить приставку;

3)Выяснить, почему назвали корову Рыжухой, курицу – Пеструшкой, в яйце – желток, белок и др. – осмысление значения корня.

4)Образовать от данного корня однокоренные слова: названия птиц от слов синий, снег; кустарника – шип.

Для разбора по составу даются слова от простого к сложному

 

После изучения корня дается правописание безударной гласной в корне слова на морфологической основе. Упражнения:

1)Написать ряды родственных слов, выделить корень, поставить ударение, сделать вывод.

2)От слова с ударной гласной в корне образовать слова с безударной гласной, обозначить корень, поставить ударение.

3)Списать предложение, вставить пропущенные буквы.

4)Подобрать к словам однокоренные, выделить корень, подчеркнуть те, которые могут быть проверочными.

 

                                  Окончание.

В отличие от корня, при знакомстве с которым ведущей была семантическая функция, для формирования понятия окончание ведущей является грамматическая функция.

Изучение окончания начинается с раскрытия 2-х его признаков. Надо раскрыть как формальный признак – изменяемая часть слова, так и синтаксическую роль – служит для связи слова с другими словами.

                                  Фрагмент урока.

1.Комментируемая запись текста

                                           Книга.

Книга – твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи. Береги книгу, не пачкай, не рви.

2.Наблюдение над изменяемой частью слова.

-Подчеркните в тексте слово, которое встречается во всех предложениях.

- Выпишите все форму слова книга и объясните, чем они различаются.

- Найдите изменяемую часть во всех формах слова книга

                                          Книг а

                                                       е                                                                                                                    

                                                       ой

                                                        у

3.Формулировка вывода.

Изменяемая часть слова называется окончанием.

4.Наблюдения над ролью окончания.

- Вставьте во все предложения текста слово книга с одним и тем же окончанием –а.

- Что наблюдается? (Предложения неправильные, слова не связаны между собой).

- От чего зависит связь слов в предложениях?

5.Формулировка вывода.

- Окончание служит для связи слов.

6.Работа над формулировкой, данной в учебнике.

- Прочитайте правило. Что такое окончание? Для чего оно служит?

7.Упражнения для закрепления.

 

Своеобразием окончания по сравнению с другими морфемами усваивается осмысленнее, если для выполнения заданий предлагается дидактический материал, в котором можно проследить функцию каждой морфемы. При этом выяснится, что при изменении и ^ изменяется смысл слов, значит они служат для образования новых слов. А если заменить форму ед. ч. на мн. и установить, какая часть при этом изменилась, то можно сделать вывод – другой смысл слово не приобрело, только изменилась форма числа.

                 Изучение приставки и суффикса.

Объединяет эти морфемы общая функция – служат для образования новых слов.

Существенными признаками приставки являются следующие:

1.Выполняют словообразовательную (реже формообразующую) функцию.

2.Стоят перед корнем

3.Образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, т.к. присоединяются к уже грамматически оформленному слову, чаще глаголу (прыгнуть-перепрыгнуть-выпрыгнуть).

В начальных классах изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

Основная задача изучения ^ - познакомить с его ролью в слове и на этой основе развивать умение осознанно использовать слова с ^ в своей речи. Дети должны усвоить, что с помощью ^ можно образовать новое слово, а можно придать слову новый смысловой оттенок (лес- лесник- лесок).

Определение понятий и ^ целесообразно давать одновременно ввиду сходства их функций (с их помощью от данного слова образуются новые слова), а также различия в положении ( стоит перед корнем, ^ - после корня). Ознакомление можно провести следующим образом.

                                  Фрагмент урока.

1.С доски списывается предложение.

Заморозки – это легкие утренние морозы весной или осенью.

2.Выписываются однокоренные слова, окончания отделяются от остальной части слова

Заморозк – и мороз – ы

3.Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.

4.Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в слове морозы только корень и окончание, а в слове заморозки есть и другие части слова: одна (за-) стоит перед корнем, другая (-к-) – за корнем.

5.Учитель сообщает, что часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой, а после корня, перед окончанием – суффиксом. Термины записываются и проговариваются.

6.Сравнивается смысл слов, чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы.

7.Работа над формулировками, данными в учебнике.

8.Упражнения для закрепления.

Чтобы показать словообразовательную роль суффикса, можно предложить образовать новые слова с помощью суффикса –ник- от слов огород, лыжи, печь. Учащиеся смогут убедиться, что суффикс меняет значение того слова, от которого образовано новое.

Чтобы лучше была понята словообразующая роль приставок, можно иллюстрировать графически их значение. Например, образовать новые слова от глагола ходит и показать при помощи действий:

Вы-  в- под- от- об-

Для осознания словообразовательной роли приставок и суффиксов в единстве с их смысловым значением наиболее эффективными являются следующие упражнения.

1.Сравнить или образовать новые слова, семантическое различие между которыми обусловлено различными приставками или суффиксами:

Бежать + в- вы- от-.

- В чем их сходство? Какая часть слова делает их разными по смыслу? Составить с этими словами предложения.

2.Сравнить или образовать при помощи одной и той же приставки (суффикса) и различных корней различные по лексическому значению слова.

Например, вы –ходить   охот 

                      Бегать    печь -ник  

                      Лететь    лыж

- Установить, чем они сходны по смыслу, какая часть слова передает сходство.

В начальных классах формируется навык слитного и графически правильного написания приставки. Отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

Чтобы учащиеся усвоили признаки морфем, научились их выделять, необходимо систематически и целенаправленно вести эту работу на каждом уроке – разбирать слова по составу (морфемный анализ)

Относительно порядка разбора нет единого мнения.

1 вариант –

2 - (что ведет к выделению основы),

В любом случае вычленение морфем проводится в определенной последовательности. Памятка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...