Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Умения, формируемые у учащихся.




1)Запоминать слова, сохранять их в памяти, воспроизводить быстро и в нужный момент;

2)Объяснять значения слов – прямые и переносные;

3)Давать простейшую характеристику слова (лексический анализ);

4)Обнаруживать в тексте фразеологические единицы, объяснять их значение, целесообразность употребления;

5)Выбирать слова в соответствии с коммуникативной целесообразностью;

6)Пользоваться словарями для начальной школы, составлять свои словарики;

7)Понимать значение новых слов из контекста;

8)Обнаруживать в тексте старинные слова, объяснять их значение, в доступных случаях определять язык и источник заимствованных слов.

 

Работа над словом.

А.Определение понятия «слово» не даётся учащимся, ввиду сложности самого понятия. Но признаки слова могут быть ими замечены и названы:

1)слово выделяется в произношении;

2)имеет самостоятельное значение.

 

Для практической работы используется учебник С.В. Иванова 2 кл., 1 часть. Ребята получают задание придумать слова, соотнести с теми, которые они прочитают в учебнике (кошка, быстро, дом, фрык, кыре).

Работа организуется так, чтобы дети, выполняя задания, предельно внимательно наблюдали за словами. Например,

- Выпишите в тетрадь только слова.

- Почему нельзя назвать словами те, что не выписали?

В результате дети приходят к выводу: мы используем в речи такие слова, которые понятны другим.

 

Многие упражнения носят комплексный характер. Например, дети отвечают на вопрос: если не используешь слова, откуда ты узнал, что они называют («сопелки», «пыхтелки»)?

Далее детям предлагается дать элементарное толкование слова, выбрать слово по его лексическому значению, по тематической группе.

 

Б.Учащиеся знакомятся с многозначными словами путем сравнения и сопоставления (предметы, предметные картинки, предложения), затем слово вводится в контекст.

Знакомство с синонимами происходит на основе сравнения двух текстов: одного с синонимами, другого – без синонимов, с одним и тем же словом. На основе наблюдения выводится правило.

Дети знакомятся с синонимическими группами слов (испуг, страх, ужас), выполняют упражнения на употреблении синонимов в речи.

Подобным образом проводится работа над понятием «антонимы». Дается языковой материал (сюжетные картинки), на основе наблюдений делается вывод.

 

Представление об омонимах дети получают ещё в период обучения грамоте (коса – коса). Поэтому для них не составляет трудности выполнение подобных упражнений:

1)Определить значение слов ключ, свет по толковому словарю в учебнике;

2)Составить предложение с омонимами.

Понятия омофоны, омоформы, омографы даются практически.

 

В.Работа со словами исконными и заимствованными.

 

Рекомендуются следующие упражнения:

1)Уточнение значения выделенных слов по словарю;

2)Определение значения слов по предметным картинкам;

3)Определить по словарю, из каких языков пришли слова;

4)Заменить одним словом данные выражения и т.д.

 

Г.Работа с фразеологическими единицами.

 

Используется прием наблюдения над словом в тексте. На основании этого выводится правило: что же можно считать фразеологизмом, чем он похож на слово, в чем различие.

Рекомендуются упражнения:

1)Составление предложений с использованием фразеологизмов;

2)Заменить выделенные слова фразеологизмами.

3)Выбрать подходящие фразеологизмы из нескольких;

4)Исправить предложения, в которых неверно использованы фразеологизмы.

 

Вывод.

Формы контроля и оценки знаний по изучению этой темы не могут быть такими жесткими, как в орфографии. Поэтому целесообразно учитывать критерии оценки усвоения этого раздела:

- богатство словаря учащегося, его мобильность, быстрота и уместность выбора слов, употребление их в точном значении;

- умение объяснить значение слов, подобрать синонимы, антонимы;

- назвать признаки слова.

 

Лекция № 6

 

       Методика изучения морфемного состава слова

 

Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

Эта тема является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной, так как морфологический состав теснейшим образом связан с теми сторонами языка, которые дети изучают в начальных классах. Это лексика (элементы), словообразование, морфология и, наконец, орфография. Изучение морфемного состава слова содействует формированию точности речи и развитию логического мышления и имеет большое значение для усвоения грамматических знаний и орфографических навыков.

Задачи изучения следующие:

1.В процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем:  ^.

2.Вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: находить в слове определенную морфему, подбирать к слову однокоренные слова с разными и ^ , отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

3.Довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа написания нашей орфографии, который определяет правильное написание большинства слов русского языка.

4.Научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, научить отличать приставку от предлога.

5.В процессе словообразовательных и лексических упражнений творческого характера добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать задачи развития связной речи.

 

Система изучения морфемного состава слов.

Выделяют четыре этапа:

I – пропедевтические (предварительные, подготовительные) словообразовательные наблюдения (1 кл.).

II – знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всх морфем в сопоставлении (2кл.).

III – изучение специфики и роли в языке ^ и , ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания.

IV – углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием.

 

Пропедевтика изучения словообразования.

Задача пропедевтической работы – подготовить учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Наблюдения над словами со стороны их смысла и состава включаются в содержание изучаемого материала.

Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван? – являются наиболее доступной для детей (1кл.) формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. Выясняя это, можно перейти к выяснению соотносимости одного слова с другим (учить – учебник, скворец – скворечник… ), а также к установлению общности слов по смыслу и по составу.

Предварительная работа в 1 классе подразумевает и подготовительные упражнения, которые должны носить целенаправленный и систематический характер, по возможности их надо увязывать с упражнениями по основной теме урока.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...