Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы обучения рассматриваются с точки зрения путей рассуждения.




Различают два метода: индуктивный(от частных случаев к общему правилу, от фактов к обобщению) и дедуктивный (от общих положений, правил, законов к конкретным примерам).

Например, иллюстрация первого случая - тема «Три склонения имени существительного», второго – правописание слов, содержащих отступления от слогового принципа русской графики («жи-ши»).

 

В своей работе учитель пользуется сочетанием многих методов, принимая во внимание разнообразные факторы, о которых говорилось выше.

 

Лекция № 3

 

Типы уроков русского языка в современной школе.

            Методические требования к уроку.

 

I.

1. Согласно наиболее принятой в современной дидактике точке зрения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова) тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки:

1) изучения нового материала;

2) закрепления знаний;

3) обобщающие уроки;

4) учетно-контрольные;

5) комбинированные.

Для каждого типа урока характерна определенная структура. Таким образом, между дидактической целью урока, его типом и структурой существует взаимосвязь. Дидактическая цель конкретного урока определяется, исходя из задач изучения темы в целом и места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока, а следовательно, и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, который должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Учитель в соответствии с программой выделяет узловые вопросы темы (подтемы) и на каждую из них отводит определенное количество уроков. Таким образом, каждая новая подтема имеет свой цикл уроков разного типа. В теме обязательно предусматриваются уроки обобщающего типа (причем повторительно-обобщающий урок может быть в начале изучения темы, чтобы обобщить то, что уже известно учащимся, и ввести их в тему, и в конце изучения темы). После изучения каждой подтемы проводятся учетно-контрольные уроки.

 

2. Прежде чем разработать структуру урока, учитель определяет тип урока. Трафарета в построении урока быть не должно. В последние годы широкому обсуждению подвергался вопрос о комбинированном уроке. Признано целесообразным отказаться от жёсткого и обязательного деления урока на этапы: опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Первый шаг в этом направлении был сделан ещё в 60-х годах XX века учителями Липецка и Липецкой области, которые отошли от трафарета в построении урока и применили такой вариант урока, на котором приобретение новых знаний и закрепление ранее изученных сливаются в единый процесс; опрос осуществляется в течение всего урока. Однако это не означает, что этапы урока, свойственные любому комбинированному уроку, не нужны. Так, в практике обучения вполне оправдывают себя уроки. На которых соблюдается такая этапность работы: проверка домашнего задания, повторение, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Но учителя вправе творчески решать, с какого этапа начать урок. Повторение можно провести таким образом, что объяснение нового материала будет логическим продолжением начатой работы. Мастерство учителя и состоит в том, чтобы сделать все этапы урока единым процессом.

 

3. Например, тема урока «Склонение имен прилагательных». Цель – познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, с приёмами распознавания падежа.

1 этап– самостоятельная работа над словами, имеющими в корне непроверяемую гласную. Учитель диктует слова из «Словаря», учащиеся образуют от них однокоренные прилагательные и записывают их вместе с подходящими по смыслу именами существительными. Обозначают ударение, гласную букву подчёркивают (билет – билетная касса, комната – комнатное растение, библиотека – библиотечная книга, дорога – дорожный знак, мороз – морозное утро). Проверка с помощью сигнальных карточек.

На этом же лексическом материале учащиеся выполняют задание, которое представляет собой повторение и связано с новой темой: определяют число и род имен прилагательных.

- Как узнать род имен прилагательных?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Доказать, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам?

2 этап – ознакомление со склонением имен прилагательных.

Дается зрительный диктант (записанный на доске текст прочитывают, анализируют, затем он стирается).

- Подчеркните прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны, укажите их род и число.

- Почему прилагательные зимний и зимнего имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые?

- Определить падеж имен существительных и по падежу существительного узнайте падеж связанного с ним прилагательного.

- Просклоняйте слова зимний день, зимнее утро, зимняя погода. (Коллективно). Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

Обобщение.

- Что нового вы узнали о прилагательном? (Изменяется по падежам; падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного; прилагательные м. и ср. рода склоняются одинаково).

- Прочитайте вывод в учебнике.

3 и 4 этапами урока являются упражнения в распознавании рода, числа и падежа имени прилагательного, а также составление предложений по картине с использованием имен прилагательных.

Такая структура типична для уроков, на которых изучается новый материал:

I. Повторение об изменении имен прилагательных по числам и родам.

II. Изучение нового материала. Изменение имен прилагательных в ед. числе по падежам.

1)Ознакомление с определением падежа имени прилагательного по падежу имени существительного.

2)Наблюдение над особенностями склонения прилагательных м., ср. и ж. рода.

3)Обобщение.

III.Упражнения в определении рода, числа и падежа имен прилагательных.

IV.Упражнения в правильном употреблении имен прилагательных в нужной падежной форме

V.Домашнее задание. (Помощь учителя в том, чтобы направить учащихся на сознательное выполнение домашнего задания: с чего начинать, почему, как проверить выполненную работу).

 

4. Особым типом урока грамматики является обобщающий урок, на котором систематизируются знания, приобретённые в процессе изучения темы или раздела программы. Чтобы не превратились эти уроки в воспроизведение отдельных теоретических положений, усвоенных на предыдущих уроках, целесообразно применить такие виды заданий, выполнение которых уже по своей сути требует их сравнения. Обобщение должно носить действенный характер.

Например, фрагмент урока. Тема: «Части речи. Обобщение». Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов и местоимений; развитие умения распознавать их и правильно употреблять.

- На какие большие группы делятся все слова в грамматике? (на части речи).

- Назовите известные вам части речи. Напишите по 3 примера каждой части речи.

- Сравните их по плану: 1) что обозначают? 2) на какие вопросы отвечают? 3) как изменяются? 4) каким членом предложения чаще всего бывают? 

 - Какие части речи имеют сходство?

Далее – упражнения на распознавания частей речи; творческая работа.

 

Своеобразны контрольно-учетные уроки и уроки работы над ошибками.Урок проверки знаний проводится для выяснения, как учащиеся могут применять теоретические знания в практической деятельности. В соответствии с целью проверки определяются виды и содержание проверочных заданий. Это могут быть диктанты, изложения и специальные грамматические задания. В последние годы практикуются учетные уроки, содержание которых составляют грамматико-орфографические задания.

   

Лекция № 4

 

         Методика изучения лексики и семантики

Задачи лексической работы.

1)Количественное обогащение словаря;

2)Работа над значениями слов;

3)Активизация словаря учащихся.

 

Лексическая работа вплетается в уроки чтения, развития речи, языковой теории. Работа в основном практическая:

а)объяснение значений слов (семантизация);

б)включение их в текст, в собственную речь (активизация);

в)выяснение сочетаемости нового слова, его переносных значений;

г)некоторые случаи многозначности.

 

2.Лексические, семантические, лексикографические понятия, подлежащие усвоению младшими школьниками:

Слово, значение слова, прямое и переносное, многозначные слова, употребление слова, его сочетание с другими словами, словарь как совокупность слов, словарная статья в словаре; синонимы, синонимическая группа (ряд), антонимы, антонимическая пара, тематические группы слов, выбор слова, замена слова; слова, заимствованные из других языков; типы словарей: толковый, орфографический, словообразовательный, синонимов, антонимов, словарь произношения; фразеологизм, использование фразеологизмов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...