Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы обучения с точки зрения познавательных операций.




Лекция № 1

 

           Научные основы методики грамматики и правописания

 

 

Основные разделы методики грамматики и правописания

 

Методика обучения русскому языку – это наука, предмет которой представляет процесс обучения языку, его практическому использованию.

Особенность любой частной методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. В нашем случае, применительно к методике русского языка, - это лингвистика, литературоведение, педагогика, психология.

Методика грамматики и правописания включает разделы: методика изучения фонетики, словообразования и орфографии. Следовательно, научные основы методики грамматики и правописания будут представлять, в первую очередь, языкознание (лингвистика), педагогика, психология, научно проанализированный и обобщенный педагогический опыт, данные истории методики.

Но для внедрения и распространения педагогического опыта недостаточно его описания, каким бы детальным оно ни было. Опыт, данный на уровне описания приёмов работы учителя, может быть механически скопирован и в других условиях дать не только положительный, но и отрицательный результат. Необходимой предпосылкой распространения передового опыта является его научный анализ, в ходе которого раскрывается его сущность, устанавливаются источники результативности, определяются условия, формы его применения.

Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики грамматики и правописания. Грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для обучения грамматике.

Второй составной частью основ методики грамматики и правописания является психология, основные положения как общей психологии (психология памяти, восприятия, воображения), так и возрастной, в частности, психологии младшего школьника.

Третья составная часть – педагогика (например, ее дидактические принципы обучения).Некоторые из традиционных принципы дидактики сегодня претерпевают изменения. В частности, наметился новый подход к пониманию наглядности. Помимо основной, иллюстративной функции, за наглядностью закрепляется и другая: служить средством фиксации выявляемых признаков языковых явлений, их связей и отношений. Современная реализация принципа наглядности проявляется и в моделировании, которое широко применяется в начальной школе, начиная уже с периода обучения грамоте.

 

Лингвистические основы обучения грамматике и правописанию

 

Система обучения грамматике и правописанию основывается на существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Эта внутренняя связь проявляется в коммуникативной функции языка.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких выступают звуки речи, фонемы; для лексикологии – слово с точки зрения его семантического значения и употребления; для грамматики – слово в своих формах, а также словосочетание и предложение; для словообразования – морфема и слово со стороны его строения и способа образования.

С грамматической стороны слово, словосочетание и предложение имеют целый комплекс особенностей. Слово имеет свою морфемную структуру, свой тип словообразования, ему свойственны те или иные грамматические категории, определенная синтаксическая роль. Словосочетание тоже имеет формы словоизменения, а в предложении его составные компоненты имеют самостоятельное лексическое значение, которое в составе предложения лишь уточняется.

В аналогичных сложных отношениях находятся и разделы русского языка.

а) Фонетика связана как с лексикологией, так и с грамматикой. Звуки, фонемы, слоги существуют в языке не сами по себе, а в составе слова, обладающего определенным лексическим значением. Связь фонетики с синтаксисом проявляется в том, что каждое предложение имеет определенную интонацию, от которой зависит смысл предложения.

б) Тесно связаны лексикология и словообразование, так как словарный состав языка пополняется в основном за счет образования новых слов по моделям слов, уже существующих в языке.

в)Морфология связана с лексикологией и словообразованием. Морфология изучает грамматические свойства слов. Но грамматическое значение всегда выступает в единстве с лексическим (у слова есть лексическое значение и определенные грамматические категории). Для слова характерен определенный морфемный состав, от которого зависит как лексическое значение слова, так и ряд его грамматических признаков (дом – домик – домишко).

г) Связь морфологии и синтаксиса проявляется уже в том, что у них совпадают объекты изучения: слово изучается и в морфологии, и в синтаксисе. Однако аспект изучения слова разный. В синтаксисе в центре внимания предложение, слово изучается в плане его смысловой и грамматической связи с другими словами. В морфологии слово может изучаться и вне предложения. При определении членов предложения учитывается морфологическая природа слова, способ сочетаемости с другими словами: например, ветка берёзы – способ связи – управление, способ выражения – имя существительное в родительном падеже, следовательно, член предложения – несогласованное определение.

 

 

Задачи обучения грамматике и правописанию

1. Усвоить основные нормы русского литературного языка, дать начальные сведения по грамматике.

2. Способствовать выработке практических навыков в области устной и письменной речи.

3. Выработать умения:

а) по фонетике: различать и правильно произносить звуки; обозначать их на письме сильной и слабой позицией;

б) по морфологии (и словообразованию): разбираться в морфемном составе слов, различать части речи, знать их особенности;

в) по лексике: практически познакомить детей с лексическим значением слова, с многозначностью, синонимами, антонимами, омонимами;

г) по синтаксису: устанавливать связь между словами, строить предложения, разбираться в их структуре.

4. Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

5.Развивать у детей познавательные способности, умение анализировать, обобщать, систематизировать, объяснять и доказывать.

 

Выводы

1.Для сознательного владения языком учащимся необходимо усвоение особенностей каждой из сторон языка, так как все стороны языка взаимосвязаны между собой и в то же время каждой из них свойственны специфические черты.

2.Система обучения русскому языку строится с учетом сущности связи между разделами русского языка. Это положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов грамматики), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы).

3.Взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции: в целях общения основные единицы языка должны быть правильно произнесены или написаны, одинаково поняты всеми людьми, грамматически правильно организованы в предложения.

 

 

  

 

 

Лекция № 2

 

                  Методы изучения русского языка в школе

 

 

1. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижения целей обучения.

 Приемы обучения – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы.

 

Выбор метода обусловлен многими факторами:

спецификой учебного материала, возрастом учащихся, степенью их подготовленности, конкретными задачами работы и т.д.

 

Группировка методов.

 

1) С точки зрения организации учебного процесса:

а) сообщение учителем новых знаний;

б)беседа учителя и учащихся;

в)метод самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя).

 

2) По источнику получаемых знаний:

а)словесные методы (объяснение учителя, работа с учебником);

б)наглядные методы (демонстрация учебных пособий, наблюдение);

в)практические работы (устные и письменные упражнения).

 

3) По конкретным задачам, стоящим перед учителем:

а) сообщение новых знаний;

б)закрепление знаний, автоматизация;

в)учет, проверка знаний, умений и навыков.

 

В настоящее время в современных школах в работе по обучению русскому языку младших школьников отдается предпочтение эвристическим методам (в сравнении с догматическими – методами получения готовых знаний): проблемному, поисковому и частично-поисковому, исследовательскому. Особенно популярен в современной начальной школе проблемный метод, который позволяет воспитывать у младших школьников аналитическое мышление, основы творческой деятельности.

Например, по улице, но по площади;

              В тетрадке, но в тетради;

              В кроватке, но в кровати.

 

Методы обучения с точки зрения познавательных операций.

 

Анализ и синтез – основные мыслительные операции при соединении со сравнением, сопоставлением, обобщением, классификацией и систематизацией. Вспомним, что на звуковом аналитико-синтетическом методе основано обучения грамоте первоклассников. Эффективность обучения зависит от правильного соотношения этих методов. Если на начальном этапе изучения какой-либо темы больше внимания уделяется аналитической работе, то к концу – синтетической. Процесс проговаривания последовательности действий сокращается (например, при списывании, решении грамматико-орфографической задачи), так как формируется автоматический навык, т.е. достигается цель обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...