Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности поисковой




деятельно­сти следователя

 

В ходе проведения обыска принято выделять четыре его ста­дии: подготовительную, обзорную, детальную и заключитель­ную. Первые три этапа осуществляются в полном соответствии с общими тактическими рекомендациями: внезапность, планомер­ность, последовательность, привлечения к участию в производ­стве обыска специалистов для оказания помощи следователю.

Фактической основой проведения обыска является возбужде­ние уголовного дела, наличие достаточной и необходимой ин­формации по обстоятельствам дела, уверенность в принятии правильного решения по проведению обыска, а значит полное его нравственное оправдание111. Логическим основанием для производства обыска является следственная версия и данные, достоверность которых следователь оценивает исходя из обстоя­тельств дела и следственной ситуации. Признание их достаточ­ными – результат оценки и выражение внутреннего убеждения следователя.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 УПК РФ, основанием производ­ства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела. Обыск производится на основании постановления сле­дователя, если обыск производится в жилище, то необходимо по­лучить судебное решение (ч. 2, 3 ст. 182 УПК РФ). Особый поря­док обыска в жилище обусловлен ст. 25 Конституции РФ: «Жи­лище неприкосновенно. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, уста­новленных федеральным законом или на основании судебного решения». Таким образом, в случае необходимости производства обыска в жилище следователь обращается к руководителю след­ственного органа, который дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства на производства обыска (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).

Некоторые следователи ошибочно полагают, что подготовка к обыску сводится к решению вопроса о необходимости его про­изводства и вынесению постановления. Составлением постанов­ления подготовка к обыску только начинается.

Подготовка к обыску состоит в получении максимума ин­формации из процессуальных и непроцессуальных источников. Успех обыска в значительной степени определяется качеством его подготовки и планирования. Эта работа включает в себя:112

– принятие решения о производстве обыска;

– определение времени обыска;

– подбор участников обыска и порядок прибытия группы к месту обыска;

– вызов, инструктаж участников обыска;

– подготовка технических средств.

Данные о личности обыскиваемого, сведения об образе жизни, связях, функционально-профессиональных качествах дают основания следователю предполагать с той или иной степе­нью вероятности, где могут храниться искомые объекты.

Сведения о личности субъекта, у которого решено произве­сти обыск собираются путем изучения материалов расследуемого дела, изучения оперативной информации.113 Особенно важны сведения о лице, которое предстоит обыскивать: профессия; об­раз жизни; обычный распорядок дня; привычки; связи.114

В зависимости от образа жизни обыскиваемого и его распо­рядка дня выбирается время для производства обыска. Весьма большое значение имеет вопрос о связях лица, которое решено обыскать. Этот вопрос становиться центральным, если намечено обыскивать не одно лицо, а несколько лиц. При подготовке к та­кому групповому обыску собираются сведения о каждом наме­ченном к обыску лице в отдельности, о взаимоотношениях их между собой, о способах их общения. Собирание данных о связях лица, которое решено обыскать, важно для определения, у кого из родственников или знакомых могут быть спрятаны вещи или кому преступник мог передать их на хранение предметы или ценности, интересующее следствие.

Одним из условий обеспечивающих результативность произ­водства обыска является внезапность его проведения. Соблюде­ние этого условия позволяет предотвратить уничтожение вещест­венных доказательств, предупреждает возможность их более тщательного сокрытия, препятствует возможности лица скрыться от следствия и суда. Поэтому при подготовке к обыску, при вы­движении к месту производства обыска, при проникновении в обыскиваемое помещение следует соблюдать максимальную пре­дусмотрительность, с целью не допустить утечку информации. При производстве обыска вправе присутствовать, защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ). Указанное право не зависит от во­леизъявления следователя.115 Этим положением законодатель подкрепил соблюдение прав обыскиваемого, в процессе осущест­вления обыска. Адвокат имеет право присутствовать, если обыск проводиться у свидетеля, потерпевшего и других лиц.116 Проце­дура обеспечения следователем защитника и адвоката в произ­водстве обыска не урегулирован уголовно-процессуальным зако­ном, что создает определенные трудности реализации их полно­мочий.

Процессуальный закон запрещает производство обысков в ночное время, т. е. с 22 часов до 6 часов утра по местному вре­мени. В случае, не терпящем отлагательств, обыск может быть произведен в ночное время, а обыск в жилище без судебного ре­шения, с последующим уведомлением о произведенном обыске прокурора и суда, в соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ.117 При решении производства обыска в случае, не терпящем отлагатель­ства, следователь должен, во-первых, соотнести возникшую следственную ситуацию с перечнем случаев, не терпящих отлага­тельства. Согласно п. 1.9. Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 6 «Об организации предва­рительного расследования в Следственном комитете РФ»118 к случаям, не терпящим отлагательства, относятся: а) необходи­мость реализовать меры по предотвращению, пресечению пре­ступления, закреплению его следов; б) появление фактических оснований для производства указанных следственных действий в ходе осмотра, обыска и выемки в другом месте; в) появление возможности для подозреваемого скрыться в случае промедления с их производством; г) обусловленность неотложности проведе­ния следственного действия обстановкой только что совершен­ного преступления; д) возникновение реальной угрозы уничто­жения или сокрытия искомых объектов; е) наличие достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся какие-либо следственные действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела. Во-вторых, в постановле­нии, вынесенном следователем обязательно указать, помимо вре­мени, места проведения обыска, оснований его производства, ар­гументирование обоснование производства обыска без судебного решения.

Требование производить обыск днем, несомненно, имеет принципиальное значение. В ночное время обыск причиняет осо­бое беспокойство, нарушает обычный порядок, мешает нормаль­ному отдыху обыскиваемого, членов его семьи, соседей и лиц, привлекаемых в качестве понятых.119 Кроме того, обыск в днев­ное время имеет ряд важных преимуществ. Днем удобнее про­никнуть в обыскиваемое помещение, естественное освещение значительно облегчает поиски, легче привлечь дополнительных участников обыска и т. д. При этом обыск целесообразнее всего производить в часы, когда во-первых, обыскиваемое лицо или члены его семьи находятся дома и не ожидают появления участ­ников обыска: во-вторых, когда, когда легко осуществить неза­метный подход к объекту обыска и без затруднений проникнуть в него. На практике это чаще всего ранее утро. К тому же утром следователь и его помощники начинают работу со свежими си­лами, имеют впереди запас времени, необходимый для производ­ства обыска и мероприятий, вытекающих из его результатов. При выборе времени производства обыска на открытой местности следует учитывать погодные условия.120 Однако если имеются опасения, что искомые предметы могут быть спрятаны или разы­скиваемое лицо скроется, на место проведения обыска жела­тельно избрать такой день и час когда:

а) наиболее вероятно наличие искомых предметов на месте обыска;

б) наиболее легок доступ в обыскиваемое помещение или на обыскиваемую территорию;

в) наиболее доступны искомые предметы для ищущего;

г) наиболее благоприятные условия для поисков;

д) наиболее затруднено противодействие обыску со стороны заинтересованных лиц.121

При производстве обыска необходимо организовать наблю­дение за обыскиваемым. С целью выявления непроизвольных ре­акций обыскиваемого на поисковые действия, а также выявления его сознательных уловок с целью препятствования эффективному поиску. Изменение тембра голоса, цвета лица, дрожание рук и другие реакции, свидетельствующие о высокой степени его нерв­ного напряжения и возникающих конкретных объектов, служат своеобразными сигналами, свидетельствующими о близости от следователя тайника.122

Для выявления подобных реакций следователем в ходе обы­ска могут быть применены такие тактические приемы:

1) «словесная разведка», которая может применяться в двух вариантах:

– следователь прежде, чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется, что там находиться и наблюдает за реакцией обыскиваемого либо беседе с обыскиваемым об обсле­дуемых в этот момент объектах;

– четкая отдача команд участникам обыска при распределе­нии секторов поиска и наблюдение за реакциями обыскиваемого;

2) метод испытания, при котором следователь через некото­рое время вновь возвращается к обследованию предмета или объ­екта, осмотр которого ранее совпал с проявлением у обыскивае­мого непроизвольной реакции;

3) следователю целесообразно широко использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с сокрытыми объек­тами, способом сокрытия, местом сокрытия и т. д. Существенное значение могут сыграть суждения, вопросы, действия следова­теля допускающие их многозначное толкование обыскиваемым;

4) зачастую обыску, предшествует допрос. При допросе сле­дует побеседовать с обыскиваемым о предстоящем месте обыска, обстановке, знакомых, друзьях, обыскиваемого. При этом следует обращать внимание какие обстоятельства вызывают у обыски­ваемого обостренные реакции, либо он перескакивает с этих об­стоятельств на другие, создавая «зону недоступности».

Чтобы наблюдение за обыскиваемым и иным находящимся на месте обыска лицами было более эффективным, его целесооб­разно поручать специально выделенному для этой цели опера­тивному работнику.

Следователь при производстве обыска имеет право вскрывать любые помещения, если владелиц отказывается добровольно их открыть. При этом разрушения должны быть разумными, не должно происходить преднамеренного не вызванного необходи­мостью повреждения имущества. Следователь имеет право и возможность препятствовать попыткам обыскиваемого уничто­жить подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, а также препятствовать попыткам их спрятать. При этом в прото­коле делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Если при этом обыскиваемое лицо получило какие-то те­лесные повреждения, это тоже необходимо отразить в протоколе, подробно описав их.

В ходе обыска следователь сталкивается иногда с обстоя­тельствами личной и интимной жизни обыскиваемого. Например, при осуществлении обыска он может обнаружить личную пере­писку обыскиваемого, документы и различные предметы, отно­сящиеся к интимной стороне жизни граждан не имеющие отно­шение к расследуемому событию. Закон, оберегая интересы гра­ждан, обязывает следователя принять меры к тому, чтобы подоб­ные обстоятельства не стали предметом гласности. Поэтому при производстве поисковых действий следователь не должен акцен­тировать внимание понятых и других участников обыска на ука­занных обстоятельствах, если они не относятся к делу. Если же эти обстоятельства имеют отношение к делу и ознакомление с ними понятых и других присутствующих неизбежно, следователь вправе предупредить их о недопустимости разглашения таких сведений, о чем при необходимости собирается подписка (ст. 161 УПК РФ).

Помимо имеющих значение для дела предметов и докумен­тов при обыске изымаются объекты, свидетельствующие о со­вершении обыскиваемым лицом другого преступления, незареги­стрированное огнестрельное оружие и иные предметы, изъятые из гражданского оборота.

При производстве обыска на работе подозреваемого (обви­няемого), а также в гостинице, общежитии, обследованию под­лежат предметы, находящиеся в пользовании обыскиваемого или являющиеся его собственностью. Ими могут быть рабочий стол обыскиваемого, используемые им инструменты, шкаф для хране­ния спецодежды, специальное место в общежитии, тумбочка, ко­торой пользовался обыскиваемый, его личные вещи. Следователь не вправе производить поисковые работы в отношении имуще­ства других лиц, работающих или проживающих совместно с обыскиваемым. Он может лишь предложить этим лицам осмот­реть свои вещи и сообщить, нет ли среди них предметов, им не принадлежащих.123

В связи с развитием техники, наличием почти у каждого че­ловека сотового телефона следователь при производстве обыска имеет право попросить обыскиваемого отдать ему сотовый теле­фон на время обыска. Это право вытекает из ч. 8 ст. 182 УПК РФ. Большинство обыскиваемых, скорее всего, добровольно не вы­полнят данное требование. Поэтому производство личного обы­ска в ходе производства обыска в помещении, может быть обу­словлено не только тем, что есть достаточные основания пола­гать, что лицо, находящееся в помещении, скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для уго­ловного дела, но и с целью изъятия сотового телефона. Личный обыск производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых и специалистов того же пола. Это должно учитываться при планировании и подготовке к обыску. Для производства личного обыска в помещении, которое обыски­вается на основании судебного решения, дополнительного поста­новления и судебного решения на его проведение не требуется. Кроме того, личный обыск может быть проведен без постановле­ния и судебного решения: 1) при задержании лица; 2) заключения задержанного под стражу (ч. 2 ст. 184 УПК РФ).

Основное и обязательное средство фиксации - протокол обы­ска. Закон устанавливает, что протокол должен оставляться в ходе следственного действия или тот час же по его окончании (ст. 166 УПК РФ.). Однако оформить протокол до конца можно только по завершению обыска. Поэтому, ведя черновые записи, предпочтительнее переходить к написанию протокола, когда объ­ект обыска исследован полностью. Протокол оформляется безот­лагательно и только на месте обыска.

Глава 5 Судебно-психологическая экспертиза124

К компетенции судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уго­ловном процессе является совокупность компонентов психики подо­зреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсу­димого, экспертное установление и оценка которой имеет значе­ние для объек­тивного расследования и судебного разбиратель­ства уголовного дела и соответствует современным возможно­стям психологической науки.125 Основными компонентами пси­хики (психическими явлениями) человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства лично­сти. Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека, т. е. не страдающего определенным психическим заболеванием.

Задачи судебно-психологической экспертизы складываются из установления двух основных групп обстоятельств:

1) характера психического состояния лица (интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами);

2) юридического значения этого состояния (т. е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение).

Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источ­ни­ком, из которого эксперт черпает сведения об устанавливае­мых им фактах, является человек (его психическая деятельность в юридически значимых ситуациях).

К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отра­жением психической деятельности человека:

1) вещественные доказательства;

2) документы как особый вид доказательств;

3) протоколы допросов и следственных действий;

4) заключения судебных экспертиз;

5) справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п., продукты психической дея­тельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки и пр.) и т. д.;

6) фото и видеодокументы.

Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

1) общие психологические сведения о субъекте;

2) сведения о психическом состоянии и особенностях психи­ческой деятельности (в том числе поведения) субъекта в опреде­ленный значимый момент.

Виды судебно-психологической экспертизы классифициру­ются в зависимости от правового статуса подэкспертного, катего­рии объекта, специфики предмета исследования, возраста по­дэкспертного.

В зависимости от правового статуса подэкспертного выде­ляют:

– судебно-психологическая экспертиза свидетелей;

– судебно-психологическая экспертиза потерпевших;

– судебно-психологическая экспертиза подозреваемых;

– судебно-психологическая экспертиза обвиняемых.

В зависимости от категории объекта выделяют:

– судебно-психологическая экспертиза живых лиц, предполагающая очное обследование лица;

– судебно-психологическая экспертиза заочная, проводимая в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемая посмертной);

– судебно-психологическая экспертиза вещественных доказа­тельств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных про­дуктов деятельности);

– судебно-психологическая экспертиза группы (преступной, семейной, формальной, творческой).

В зависимости от специфики предмета исследования выде­ляют:

– судебно-психологическая экспертиза психических (эмо­циональных) состояний;

– судебно-психологическая экспертиза индивидуально-пси­хологических особенностей; 

– судебно-психологическая экспертиза психических процес­сов;

– судебно-психологическая экспертиза групповых отноше­ний и процессов;

– судебно-психологическая экспертиза ситуации;

– судебно-психологическая экспертиза психологического воздействия.

В зависимости от возраста подэкспертного выделяют:

– судебно-психологическая экспертиза ребенка (возраст до 12 лет);

– судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних (возраст от 12 до 18 лет);

– судебно-психологическая экспертиза взрослого человека;

– судебно-психологическая экспертиза лица престарелого или старого возраста.

Чаще всего судебно-психологическая экспертиза назначается в следующих следственных ситуациях:

1) определение способности несовершеннолетних обвиняе­мых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с пси­хическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать от­чет в своих дейст­виях;

2) установление способности потерпевших от половых пре­ступлений понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «бес­помощного состояния» и квалификации ст. 131, 132 УК РФ;

3) определение способности верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания (для применения ст. 196 УПК РФ);

4) определение наличия или отсутствия физиологического аф­фекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения пре­ступления (для возможной судебной квалификации ст. 107, 113 УК РФ);

5) установление психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоин­ства или изнасилования) – для квалификации ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131УК РФ;

6) установление обстоятельств, связанных с управлением транспортными средствами и производственными механизмами;

7) определение возможного психологического давления со сторо­ны работников правоохранительных органов на участников уголовно­го процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступлений;

8) определение индивидуально-психологических особенно­стей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуа­лизации уголовной ответственности и наказания (ст. 60 УК РФ);

9) установление состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст. 106 УК РФ.

Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения. Содержание задачи определяется воз­можностями исследования объекта экспертизы.

Экспертиза психических состояний решает следующие за­дачи:

– установление, находился ли обвиняемый в период совер­шения преступления в состоянии аффекта либо ином эмоцио­нальном состоянии;

– установление причин возникновения, механизмов и сте­пени влияния психического (эмоционального) состояния на соз­нание и психическую деятельность обвиняемого в юридически значимой ситуации;

– установление эмоционального состояния жертвы сексуаль­ного преступления и влияния этого состояния на ее способность оказывать сопротивление;

– установление состояния суицидента в период, предшество­вавший его гибели (покушению) и влияния этого состояния на его психическую деятельность;

– установление психического состояния оператора (водителя транспортного средства, диспетчера, машиниста, летчика и пр.) в период, относящийся к аварии и влияния этого состояния испол­нения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию);

– установление психического состояния потерпевшего (сви­детеля) в период восприятия важной для дела информации;

– диагностика влияния простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интере­сующий следствие (суд) период;

– установление состояния стороны сделки в момент ее со­вершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления);

– установление психического состояния истца (потерпев­шего) в период, последовавший после действий причинителя вреда и обнаружение качественных характеристик изменения со­стояния (глубины и стойкости). 

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (свойств) (ИПО):

– обнаружение ИПО (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, зависимости и др.), которые могли ограничить способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства дела, запоминать их и давать показания;

– установление ИПО субъекта права, способных существенно повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) пе­риод и диагностика этого влияния;

– обнаружение конкретных индивидуально-психологических свойств и качеств лица (например, повышенной враждебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.) и диагностика их проявления в конкретной ситуации;

– установление тех индивидуально-психологических особен­ностей, которые могли повилять на способность жертвы сексу­ального преступления оказывать сопротивление;

– установление соответствия психологических и психофи­зиологических особенностей субъекта (например, водителя транспортного средства, др.) требованиям деятельности в объек­тивно сложной ситуации (например, ситуации ДТП); 

– становление особенностей самосознания субъекта;

– установление ценностей и отношений истца (по делам о возмещение морального вреда), наименее устойчивых к психо­травмирующему воздействию, а также особенностей истца, спо­собствующих увеличению глубины и интенсивности его негатив­ных субъективных переживаний (страданий).

Экспертиза психических процессов разделяется на экспер­тизу:

– способности правильно воспринимать обстоятельства и да­вать показания;

– способности понимать характер и значение действий обви­няемого;

– способности оказывать сопротивление;

– способности осознавать характер и значение своих дейст­вий;

– способности руководить своими действиями;

– полноценности волеизъявления;

– способности противодействовать психологическому воз­действию.

Экспертиза групповых, межличностных отношений и про­цессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья, разделя­ется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отно­шений; структуры (иерархии) группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; особенностей межличностных взаимоотношений в группе, ведущего стиля со­циального взаимодействия, степени сплоченности коллектива.

Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психо­травмирующий, экстремальный); ситуации транспортного про­исшествия с точки зрения требований, предъявляемых к психиче­ской деятельности ее участников; обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания информации; внешних фак­торов суицидального риска; причинно-следственной связи между изменением психического состояния потерпевшего и конкрет­ными жизненными обстоятельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуации и условий развития ребенка; семейного кон­фликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка; особенностей обращения и способов воспита­ния ребенка (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.); ситуационных признаков психологического воздействия, условий, повышающих эффективность воздействия.

Судебно-психологическая экспертиза психологического воз­действия проводится при исследовании: 1) обстоятельств дачи показаний и проведения иных следственных действий; 2) текстов (выступлений, писем, печатных изданий, пр.); 3) взаимоотноше­ний между соучастниками преступления (принуждение); 4) не­правомерных действий (мошенничество, обман, шантаж, введе­ние в заблуждение и пр.); 5) отношений «преступник – жертва» (по различным составам); 6) обстоятельств суицида (доведение); 7) полноценности волеизъявления (пороки воли при совершении юридически значимых актов); 8) обстоятельств вступления в секту или иные организации; 9) влияния информационных техно­логий, др. Основными задачами является установление факта психологического воздействия и раскрытие механизмов воздей­ствия.

Проведение представителями различных областей знания со­вместного исследования и оценка выявленных признаков, позво­ляют конкретизировать ответы на поставленные вопросы в боль­шей степени, чем самостоятельные исследования тех же призна­ков, произведенных каждым экспертом в отдельности.126

Особенность комплексного исследования заключается в том, что общим для экспертов выступает цель исследования, а спо­собы дости­жения результатов могут быть различными. Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, отно­сящихся к погра­ничным знаниям экспертов, когда достигаются полиаспектные (цело­стные) представления об исследуемом объ­екте.127

Комплексные психологические исследова­ния можно класси­фицировать на следующие виды экспертиз:

1. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Во­просы психологического характера нередко ставятся перед пси­хиатрами, которые некомпетентны в их решении. Нередко искус­ственно соединяются психиатрическая и психологическая экс­пертиза. При назначении комплексной экспертизы следует учи­тывать, что для комплексного психолого-психиатрического ис­следования должен иметься специфический объект исследования. Комплексная экспертиза целесообразна только в тех случаях, ко­гда вопрос не может быть решен самостоятельно ни психиат­рами, ни психологами, а только совместно специалистами обеих областей знаний.

Основными направлениями совместных экспертных исследо­ваний психологов и психиатров являются:

а) констатация или отрицание существования факта психопа­тии;

б) установление физиологического аффекта в момент совер­шения противоправных действий у лиц, страдающих психиче­скими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.);

в) определение общего недоразвития психики несовершенно­летних, когда наблюдается нарушение их познавательной дея­тельности, например, олигофрения в легкой степени дебильно­сти;

г) установление признаков психофизической или психиче­ской инфантильности;

д) выявление признаков, указывающих на функциональные             на­рушения высшей нервной деятельности, неврозы и др.;

е) определение психического состояния свидетелей и потер­певших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени де­бильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.128

2. Психолингвистическая экспертиза. Ее объектом является речь как форма психической активности, речевая деятельность, психическая деятельность человека в момент речевой коммуни­кации, процессы производства и восприятия знаков языка. Пред­метом служат психологические особенности речи, состояние коммуникатора, особенности передаваемой информации (смы­словой, целевой, эмоциональный контексты сообщения).

Видами психолингвистической экспертизы являются: экспер­тиза речи (текста); экспертиза говорящего лица (состояния, пси­хологических характеристик, коммуникативных функций); экс­пертиза особенностей восприятия речи (понимания, воздействия).

3. Психолого-педагогическая экспертиза проводится с целью вы­явления закономерностей обучения и воспитания ребенка, воз­никнове­ния психической депривации, педагогической запущен­ности, психо­физического инфантилизма, интеллек­туального раз­вития ребенка, возможностей и путей улучшения психи­ческого развития, возможностей родителей (одного или обоих) по вос­пи­танию и обучению ребенка.

4. Психолого-автотехническая (психофизиологическая) экс­пертиза. Аварийное происше­ствие может быть объяснено не только техническими причинами, но и неудовлетворительным психофизическим состоянием лиц, управляю­щих движением транспортных средств и ответственных за его безопас­ность, не­достаточной их профессиональной подготовкой. Основными за­дачами являются:

– установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям дорожно-транс­портной ситуации (важных для обнаружения, распознания объ­екта, анализа ситуации и т. д.);

– диагностика влияния индивидуально-психологических (в том числе психофизиологических) особенностей водителя и осо­бенностей его профессиональной деятельности в целом, имею­щих отношение к ДТП, на качество выполнения профессиональ­ных функций;

– выявление обстоятельств психологического содержания, способствовавших возникновению ДТП.

5. Медико-психологическая экспертиза проводится с целью         уста­новления психологических последствий наличного или пере­несенного соматического заболевания, наличия признаков умст­венной отстало­сти или иных психических особенностей, вызван­ных перенесенными соматическими заболеваниями.

6. Психолого-искусствоведческая экспертиза назначается при расследовании незаконного изготовления и оборота порно­графических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ) и возбу­ждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Цель экспертного исследования – установить является ли фото,- видеопродукция, печатная про­дукция и т. п. порнографическими или направленными на возбу­ждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоин­ства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Производство комплексной психолого-искусствоведческой экс­пертизы поручается искусствоведам, с учетом их специализа­ции, и психологам. Сложность экспертной оценки заключается в том, что психологам и искусствоведам необходимо установить не только наличие действия, но и обоснованно доказать, что способ выражения является самоцелью, пресле­дующей возбуждение не­нависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принад­лежности к какой-либо социальной группе.

 7. Комплексная психолого-светотехническая экспертиза по­зво­ляет выяснить особенности светотехнических условий вос­приятия. Производится она с участием специалистов в области инженерной пси­хологии и светотехников. Экспертиза по делам о дорожно-транспорт­ном происшествии устанавливает, как свето­технические условия по­влияли на восприятие водителем дорож­ной ситуации.

8. Комплексная технико-психологическая экспертиза произ­водится с целью исследования автоматических записей радиоте­лефонных переговоров экипажа транспортного средства (само­лета, электровоза, теплохода и др.). Записи радиообмена позво­ляют психологам вы­яснить психическое состояние экипажа, дают оценку психологической атмосферы (фона) взаимоотношений между субъектами общения.

При проведении судебной психологической экспертизы ис­пользуются научно-обоснованные, проверенные практикой ме­тоды исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные (экспериментальные) ме­тоды (и их совокупность – методики). К общим методам психо­логического исследования можно отнести: психологическую ди­агностику, прогнозирование, проектирование, которые относятся к научно-практическому инструментарию психологии как об­ласти знания и присущи любому виду психологической экспер­тизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики ис­следования. Метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, бе­седу, инструментальные личностные методики, методики изуче­ния особенностей отдельных сфер психической деятельности.

Основными методами исследования являются:

1. Анализ материалов уголовного дела (с применением ме­тода психологического анализа и методов герменевтики).

2. Психодиагностические методы исследования: биографиче­ский метод, наблюдение, диалоговые методы – беседа, опрос, структурированное интервью; экспериментальные методы (под­разделяются на психометрические тесты (Векслера, Равена, CF-2A Кеттелла, Амтхауэра и пр.); классические патопсихологиче­ские методы исследования когнитивных структур и процессов (10 слов, пиктограмма, исключение понятий, классификация предме­тов, сравнение понятий, толкование пословиц, аналогии, коррек­турные пробы, таблицы Шульте-Горбова, ассоциативный экспе­римент и др.); стандартизированные самоотчеты (MMPI, СМИЛ, 16-PF Кеттелла, ИТО Л. Собчик, ПДО А. Личко, Стреляу, УСК, ШРЛТ Спилбергера-Ханина, ДМО Т. Лири и пр.); субъективное шкалирование (Дембо-Рубинштейн и пр.); проективные и полу­проективные методы (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Цветовой тест отношений А. Эткинда, ТВЦ М. Люшера, тест руки Э. Вагнера, «Незаконченные предложения», графические (рисуночные) методы и пр.); методы исследования самооценки и Я-концепции (репертуарные решетки Дж. Келли, Ценностные ориентации М. Рокича, тест СМО Д. Леонтьева, МИСС).

3. Методы обработки данных (методы количественного и ка­чественного анализа, метод обобщения независимых характери­стик и пр.); интерпретационные методы, методы описания ре­зультатов наблюдения и исследования; методы исследования до­кументов; методы анализа продуктов спонтанного творчества.

В настоящее время судебная психологическая экспертиза производится в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции России.129 К выполнению обязанностей эксперта-психо­лога допускаются специалисты с высшим психологическим об­ра­зованием, работающие в области психологии (имеющие ученую сте­пень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентно­сти специ­алиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психо­логии он работает и соответствует ли круг его профессиональ­ных, научных знаний содер­жанию вопросов, выносимых на раз­решение экспертизы; каков стаж его работы в области психоло­гии и экспертной деятельности, его про­фессиональные, научные возможности.130

Правовой основой проведения судебно-психологической экспертизы являются:

– Федеральный закон №73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государ­ственной судебно-экспертной деятельности в Российской Феде­рации»;

– Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский про­цессуальный кодекс РФ, Арбитражный кодекс РФ, Кодекс об ад­министративных правонарушениях РФ;

– ведомственные нормативные документы.131

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...