Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические особенности поисковой
деятельности следователя
В ходе проведения обыска принято выделять четыре его стадии: подготовительную, обзорную, детальную и заключительную. Первые три этапа осуществляются в полном соответствии с общими тактическими рекомендациями: внезапность, планомерность, последовательность, привлечения к участию в производстве обыска специалистов для оказания помощи следователю. Фактической основой проведения обыска является возбуждение уголовного дела, наличие достаточной и необходимой информации по обстоятельствам дела, уверенность в принятии правильного решения по проведению обыска, а значит полное его нравственное оправдание111. Логическим основанием для производства обыска является следственная версия и данные, достоверность которых следователь оценивает исходя из обстоятельств дела и следственной ситуации. Признание их достаточными – результат оценки и выражение внутреннего убеждения следователя. В соответствии с ч. 1 ст. 182 УПК РФ, основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела. Обыск производится на основании постановления следователя, если обыск производится в жилище, то необходимо получить судебное решение (ч. 2, 3 ст. 182 УПК РФ). Особый порядок обыска в жилище обусловлен ст. 25 Конституции РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения». Таким образом, в случае необходимости производства обыска в жилище следователь обращается к руководителю следственного органа, который дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства на производства обыска (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ). Некоторые следователи ошибочно полагают, что подготовка к обыску сводится к решению вопроса о необходимости его производства и вынесению постановления. Составлением постановления подготовка к обыску только начинается. Подготовка к обыску состоит в получении максимума информации из процессуальных и непроцессуальных источников. Успех обыска в значительной степени определяется качеством его подготовки и планирования. Эта работа включает в себя:112 – принятие решения о производстве обыска; – определение времени обыска; – подбор участников обыска и порядок прибытия группы к месту обыска; – вызов, инструктаж участников обыска; – подготовка технических средств. Данные о личности обыскиваемого, сведения об образе жизни, связях, функционально-профессиональных качествах дают основания следователю предполагать с той или иной степенью вероятности, где могут храниться искомые объекты. Сведения о личности субъекта, у которого решено произвести обыск собираются путем изучения материалов расследуемого дела, изучения оперативной информации.113 Особенно важны сведения о лице, которое предстоит обыскивать: профессия; образ жизни; обычный распорядок дня; привычки; связи.114 В зависимости от образа жизни обыскиваемого и его распорядка дня выбирается время для производства обыска. Весьма большое значение имеет вопрос о связях лица, которое решено обыскать. Этот вопрос становиться центральным, если намечено обыскивать не одно лицо, а несколько лиц. При подготовке к такому групповому обыску собираются сведения о каждом намеченном к обыску лице в отдельности, о взаимоотношениях их между собой, о способах их общения. Собирание данных о связях лица, которое решено обыскать, важно для определения, у кого из родственников или знакомых могут быть спрятаны вещи или кому преступник мог передать их на хранение предметы или ценности, интересующее следствие. Одним из условий обеспечивающих результативность производства обыска является внезапность его проведения. Соблюдение этого условия позволяет предотвратить уничтожение вещественных доказательств, предупреждает возможность их более тщательного сокрытия, препятствует возможности лица скрыться от следствия и суда. Поэтому при подготовке к обыску, при выдвижении к месту производства обыска, при проникновении в обыскиваемое помещение следует соблюдать максимальную предусмотрительность, с целью не допустить утечку информации. При производстве обыска вправе присутствовать, защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ). Указанное право не зависит от волеизъявления следователя.115 Этим положением законодатель подкрепил соблюдение прав обыскиваемого, в процессе осуществления обыска. Адвокат имеет право присутствовать, если обыск проводиться у свидетеля, потерпевшего и других лиц.116 Процедура обеспечения следователем защитника и адвоката в производстве обыска не урегулирован уголовно-процессуальным законом, что создает определенные трудности реализации их полномочий. Процессуальный закон запрещает производство обысков в ночное время, т. е. с 22 часов до 6 часов утра по местному времени. В случае, не терпящем отлагательств, обыск может быть произведен в ночное время, а обыск в жилище без судебного решения, с последующим уведомлением о произведенном обыске прокурора и суда, в соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ.117 При решении производства обыска в случае, не терпящем отлагательства, следователь должен, во-первых, соотнести возникшую следственную ситуацию с перечнем случаев, не терпящих отлагательства. Согласно п. 1.9. Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 6 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете РФ»118 к случаям, не терпящим отлагательства, относятся: а) необходимость реализовать меры по предотвращению, пресечению преступления, закреплению его следов; б) появление фактических оснований для производства указанных следственных действий в ходе осмотра, обыска и выемки в другом месте; в) появление возможности для подозреваемого скрыться в случае промедления с их производством; г) обусловленность неотложности проведения следственного действия обстановкой только что совершенного преступления; д) возникновение реальной угрозы уничтожения или сокрытия искомых объектов; е) наличие достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся какие-либо следственные действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела. Во-вторых, в постановлении, вынесенном следователем обязательно указать, помимо времени, места проведения обыска, оснований его производства, аргументирование обоснование производства обыска без судебного решения. Требование производить обыск днем, несомненно, имеет принципиальное значение. В ночное время обыск причиняет особое беспокойство, нарушает обычный порядок, мешает нормальному отдыху обыскиваемого, членов его семьи, соседей и лиц, привлекаемых в качестве понятых.119 Кроме того, обыск в дневное время имеет ряд важных преимуществ. Днем удобнее проникнуть в обыскиваемое помещение, естественное освещение значительно облегчает поиски, легче привлечь дополнительных участников обыска и т. д. При этом обыск целесообразнее всего производить в часы, когда во-первых, обыскиваемое лицо или члены его семьи находятся дома и не ожидают появления участников обыска: во-вторых, когда, когда легко осуществить незаметный подход к объекту обыска и без затруднений проникнуть в него. На практике это чаще всего ранее утро. К тому же утром следователь и его помощники начинают работу со свежими силами, имеют впереди запас времени, необходимый для производства обыска и мероприятий, вытекающих из его результатов. При выборе времени производства обыска на открытой местности следует учитывать погодные условия.120 Однако если имеются опасения, что искомые предметы могут быть спрятаны или разыскиваемое лицо скроется, на место проведения обыска желательно избрать такой день и час когда: а) наиболее вероятно наличие искомых предметов на месте обыска; б) наиболее легок доступ в обыскиваемое помещение или на обыскиваемую территорию; в) наиболее доступны искомые предметы для ищущего; г) наиболее благоприятные условия для поисков; д) наиболее затруднено противодействие обыску со стороны заинтересованных лиц.121 При производстве обыска необходимо организовать наблюдение за обыскиваемым. С целью выявления непроизвольных реакций обыскиваемого на поисковые действия, а также выявления его сознательных уловок с целью препятствования эффективному поиску. Изменение тембра голоса, цвета лица, дрожание рук и другие реакции, свидетельствующие о высокой степени его нервного напряжения и возникающих конкретных объектов, служат своеобразными сигналами, свидетельствующими о близости от следователя тайника.122 Для выявления подобных реакций следователем в ходе обыска могут быть применены такие тактические приемы: 1) «словесная разведка», которая может применяться в двух вариантах: – следователь прежде, чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется, что там находиться и наблюдает за реакцией обыскиваемого либо беседе с обыскиваемым об обследуемых в этот момент объектах; – четкая отдача команд участникам обыска при распределении секторов поиска и наблюдение за реакциями обыскиваемого; 2) метод испытания, при котором следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованию предмета или объекта, осмотр которого ранее совпал с проявлением у обыскиваемого непроизвольной реакции; 3) следователю целесообразно широко использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с сокрытыми объектами, способом сокрытия, местом сокрытия и т. д. Существенное значение могут сыграть суждения, вопросы, действия следователя допускающие их многозначное толкование обыскиваемым; 4) зачастую обыску, предшествует допрос. При допросе следует побеседовать с обыскиваемым о предстоящем месте обыска, обстановке, знакомых, друзьях, обыскиваемого. При этом следует обращать внимание какие обстоятельства вызывают у обыскиваемого обостренные реакции, либо он перескакивает с этих обстоятельств на другие, создавая «зону недоступности». Чтобы наблюдение за обыскиваемым и иным находящимся на месте обыска лицами было более эффективным, его целесообразно поручать специально выделенному для этой цели оперативному работнику. Следователь при производстве обыска имеет право вскрывать любые помещения, если владелиц отказывается добровольно их открыть. При этом разрушения должны быть разумными, не должно происходить преднамеренного не вызванного необходимостью повреждения имущества. Следователь имеет право и возможность препятствовать попыткам обыскиваемого уничтожить подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, а также препятствовать попыткам их спрятать. При этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Если при этом обыскиваемое лицо получило какие-то телесные повреждения, это тоже необходимо отразить в протоколе, подробно описав их. В ходе обыска следователь сталкивается иногда с обстоятельствами личной и интимной жизни обыскиваемого. Например, при осуществлении обыска он может обнаружить личную переписку обыскиваемого, документы и различные предметы, относящиеся к интимной стороне жизни граждан не имеющие отношение к расследуемому событию. Закон, оберегая интересы граждан, обязывает следователя принять меры к тому, чтобы подобные обстоятельства не стали предметом гласности. Поэтому при производстве поисковых действий следователь не должен акцентировать внимание понятых и других участников обыска на указанных обстоятельствах, если они не относятся к делу. Если же эти обстоятельства имеют отношение к делу и ознакомление с ними понятых и других присутствующих неизбежно, следователь вправе предупредить их о недопустимости разглашения таких сведений, о чем при необходимости собирается подписка (ст. 161 УПК РФ). Помимо имеющих значение для дела предметов и документов при обыске изымаются объекты, свидетельствующие о совершении обыскиваемым лицом другого преступления, незарегистрированное огнестрельное оружие и иные предметы, изъятые из гражданского оборота. При производстве обыска на работе подозреваемого (обвиняемого), а также в гостинице, общежитии, обследованию подлежат предметы, находящиеся в пользовании обыскиваемого или являющиеся его собственностью. Ими могут быть рабочий стол обыскиваемого, используемые им инструменты, шкаф для хранения спецодежды, специальное место в общежитии, тумбочка, которой пользовался обыскиваемый, его личные вещи. Следователь не вправе производить поисковые работы в отношении имущества других лиц, работающих или проживающих совместно с обыскиваемым. Он может лишь предложить этим лицам осмотреть свои вещи и сообщить, нет ли среди них предметов, им не принадлежащих.123 В связи с развитием техники, наличием почти у каждого человека сотового телефона следователь при производстве обыска имеет право попросить обыскиваемого отдать ему сотовый телефон на время обыска. Это право вытекает из ч. 8 ст. 182 УПК РФ. Большинство обыскиваемых, скорее всего, добровольно не выполнят данное требование. Поэтому производство личного обыска в ходе производства обыска в помещении, может быть обусловлено не только тем, что есть достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении, скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, но и с целью изъятия сотового телефона. Личный обыск производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых и специалистов того же пола. Это должно учитываться при планировании и подготовке к обыску. Для производства личного обыска в помещении, которое обыскивается на основании судебного решения, дополнительного постановления и судебного решения на его проведение не требуется. Кроме того, личный обыск может быть проведен без постановления и судебного решения: 1) при задержании лица; 2) заключения задержанного под стражу (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Основное и обязательное средство фиксации - протокол обыска. Закон устанавливает, что протокол должен оставляться в ходе следственного действия или тот час же по его окончании (ст. 166 УПК РФ.). Однако оформить протокол до конца можно только по завершению обыска. Поэтому, ведя черновые записи, предпочтительнее переходить к написанию протокола, когда объект обыска исследован полностью. Протокол оформляется безотлагательно и только на месте обыска. Глава 5 Судебно-психологическая экспертиза124 К компетенции судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость. Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.125 Основными компонентами психики (психическими явлениями) человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека, т. е. не страдающего определенным психическим заболеванием. Задачи судебно-психологической экспертизы складываются из установления двух основных групп обстоятельств: 1) характера психического состояния лица (интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами); 2) юридического значения этого состояния (т. е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение). Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек (его психическая деятельность в юридически значимых ситуациях). К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека: 1) вещественные доказательства; 2) документы как особый вид доказательств; 3) протоколы допросов и следственных действий; 4) заключения судебных экспертиз; 5) справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п., продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки и пр.) и т. д.; 6) фото и видеодокументы. Материальные источники могут содержать информацию двух типов: 1) общие психологические сведения о субъекте; 2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент. Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного, категории объекта, специфики предмета исследования, возраста подэкспертного. В зависимости от правового статуса подэкспертного выделяют: – судебно-психологическая экспертиза свидетелей; – судебно-психологическая экспертиза потерпевших; – судебно-психологическая экспертиза подозреваемых; – судебно-психологическая экспертиза обвиняемых. В зависимости от категории объекта выделяют: – судебно-психологическая экспертиза живых лиц, предполагающая очное обследование лица; – судебно-психологическая экспертиза заочная, проводимая в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемая посмертной); – судебно-психологическая экспертиза вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных продуктов деятельности); – судебно-психологическая экспертиза группы (преступной, семейной, формальной, творческой). В зависимости от специфики предмета исследования выделяют: – судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний; – судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей; – судебно-психологическая экспертиза психических процессов; – судебно-психологическая экспертиза групповых отношений и процессов; – судебно-психологическая экспертиза ситуации; – судебно-психологическая экспертиза психологического воздействия. В зависимости от возраста подэкспертного выделяют: – судебно-психологическая экспертиза ребенка (возраст до 12 лет); – судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних (возраст от 12 до 18 лет); – судебно-психологическая экспертиза взрослого человека; – судебно-психологическая экспертиза лица престарелого или старого возраста. Чаще всего судебно-психологическая экспертиза назначается в следующих следственных ситуациях: 1) определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях; 2) установление способности потерпевших от половых преступлений понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст. 131, 132 УК РФ; 3) определение способности верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания (для применения ст. 196 УПК РФ); 4) определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления (для возможной судебной квалификации ст. 107, 113 УК РФ); 5) установление психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131УК РФ; 6) установление обстоятельств, связанных с управлением транспортными средствами и производственными механизмами; 7) определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступлений; 8) определение индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст. 60 УК РФ); 9) установление состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст. 106 УК РФ. Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения. Содержание задачи определяется возможностями исследования объекта экспертизы. Экспертиза психических состояний решает следующие задачи: – установление, находился ли обвиняемый в период совершения преступления в состоянии аффекта либо ином эмоциональном состоянии; – установление причин возникновения, механизмов и степени влияния психического (эмоционального) состояния на сознание и психическую деятельность обвиняемого в юридически значимой ситуации; – установление эмоционального состояния жертвы сексуального преступления и влияния этого состояния на ее способность оказывать сопротивление; – установление состояния суицидента в период, предшествовавший его гибели (покушению) и влияния этого состояния на его психическую деятельность; – установление психического состояния оператора (водителя транспортного средства, диспетчера, машиниста, летчика и пр.) в период, относящийся к аварии и влияния этого состояния исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию); – установление психического состояния потерпевшего (свидетеля) в период восприятия важной для дела информации; – диагностика влияния простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период; – установление состояния стороны сделки в момент ее совершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления); – установление психического состояния истца (потерпевшего) в период, последовавший после действий причинителя вреда и обнаружение качественных характеристик изменения состояния (глубины и стойкости). Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (свойств) (ИПО): – обнаружение ИПО (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, зависимости и др.), которые могли ограничить способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства дела, запоминать их и давать показания; – установление ИПО субъекта права, способных существенно повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период и диагностика этого влияния; – обнаружение конкретных индивидуально-психологических свойств и качеств лица (например, повышенной враждебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.) и диагностика их проявления в конкретной ситуации; – установление тех индивидуально-психологических особенностей, которые могли повилять на способность жертвы сексуального преступления оказывать сопротивление; – установление соответствия психологических и психофизиологических особенностей субъекта (например, водителя транспортного средства, др.) требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП); – становление особенностей самосознания субъекта; – установление ценностей и отношений истца (по делам о возмещение морального вреда), наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию, а также особенностей истца, способствующих увеличению глубины и интенсивности его негативных субъективных переживаний (страданий). Экспертиза психических процессов разделяется на экспертизу: – способности правильно воспринимать обстоятельства и давать показания; – способности понимать характер и значение действий обвиняемого; – способности оказывать сопротивление; – способности осознавать характер и значение своих действий; – способности руководить своими действиями; – полноценности волеизъявления; – способности противодействовать психологическому воздействию. Экспертиза групповых, межличностных отношений и процессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья, разделяется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отношений; структуры (иерархии) группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; особенностей межличностных взаимоотношений в группе, ведущего стиля социального взаимодействия, степени сплоченности коллектива. Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психотравмирующий, экстремальный); ситуации транспортного происшествия с точки зрения требований, предъявляемых к психической деятельности ее участников; обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания информации; внешних факторов суицидального риска; причинно-следственной связи между изменением психического состояния потерпевшего и конкретными жизненными обстоятельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуации и условий развития ребенка; семейного конфликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка; особенностей обращения и способов воспитания ребенка (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.); ситуационных признаков психологического воздействия, условий, повышающих эффективность воздействия. Судебно-психологическая экспертиза психологического воздействия проводится при исследовании: 1) обстоятельств дачи показаний и проведения иных следственных действий; 2) текстов (выступлений, писем, печатных изданий, пр.); 3) взаимоотношений между соучастниками преступления (принуждение); 4) неправомерных действий (мошенничество, обман, шантаж, введение в заблуждение и пр.); 5) отношений «преступник – жертва» (по различным составам); 6) обстоятельств суицида (доведение); 7) полноценности волеизъявления (пороки воли при совершении юридически значимых актов); 8) обстоятельств вступления в секту или иные организации; 9) влияния информационных технологий, др. Основными задачами является установление факта психологического воздействия и раскрытие механизмов воздействия. Проведение представителями различных областей знания совместного исследования и оценка выявленных признаков, позволяют конкретизировать ответы на поставленные вопросы в большей степени, чем самостоятельные исследования тех же признаков, произведенных каждым экспертом в отдельности.126 Особенность комплексного исследования заключается в том, что общим для экспертов выступает цель исследования, а способы достижения результатов могут быть различными. Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда достигаются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте.127 Комплексные психологические исследования можно классифицировать на следующие виды экспертиз: 1. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы психологического характера нередко ставятся перед психиатрами, которые некомпетентны в их решении. Нередко искусственно соединяются психиатрическая и психологическая экспертиза. При назначении комплексной экспертизы следует учитывать, что для комплексного психолого-психиатрического исследования должен иметься специфический объект исследования. Комплексная экспертиза целесообразна только в тех случаях, когда вопрос не может быть решен самостоятельно ни психиатрами, ни психологами, а только совместно специалистами обеих областей знаний. Основными направлениями совместных экспертных исследований психологов и психиатров являются: а) констатация или отрицание существования факта психопатии; б) установление физиологического аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.); в) определение общего недоразвития психики несовершеннолетних, когда наблюдается нарушение их познавательной деятельности, например, олигофрения в легкой степени дебильности; г) установление признаков психофизической или психической инфантильности; д) выявление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности, неврозы и др.; е) определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.128 2. Психолингвистическая экспертиза. Ее объектом является речь как форма психической активности, речевая деятельность, психическая деятельность человека в момент речевой коммуникации, процессы производства и восприятия знаков языка. Предметом служат психологические особенности речи, состояние коммуникатора, особенности передаваемой информации (смысловой, целевой, эмоциональный контексты сообщения). Видами психолингвистической экспертизы являются: экспертиза речи (текста); экспертиза говорящего лица (состояния, психологических характеристик, коммуникативных функций); экспертиза особенностей восприятия речи (понимания, воздействия). 3. Психолого-педагогическая экспертиза проводится с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, возникновения психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, интеллектуального развития ребенка, возможностей и путей улучшения психического развития, возможностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка. 4. Психолого-автотехническая (психофизиологическая) экспертиза. Аварийное происшествие может быть объяснено не только техническими причинами, но и неудовлетворительным психофизическим состоянием лиц, управляющих движением транспортных средств и ответственных за его безопасность, недостаточной их профессиональной подготовкой. Основными задачами являются: – установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям дорожно-транспортной ситуации (важных для обнаружения, распознания объекта, анализа ситуации и т. д.); – диагностика влияния индивидуально-психологических (в том числе психофизиологических) особенностей водителя и особенностей его профессиональной деятельности в целом, имеющих отношение к ДТП, на качество выполнения профессиональных функций; – выявление обстоятельств психологического содержания, способствовавших возникновению ДТП. 5. Медико-психологическая экспертиза проводится с целью установления психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания, наличия признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями. 6. Психолого-искусствоведческая экспертиза назначается при расследовании незаконного изготовления и оборота порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ) и возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Цель экспертного исследования – установить является ли фото,- видеопродукция, печатная продукция и т. п. порнографическими или направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Производство комплексной психолого-искусствоведческой экспертизы поручается искусствоведам, с учетом их специализации, и психологам. Сложность экспертной оценки заключается в том, что психологам и искусствоведам необходимо установить не только наличие действия, но и обоснованно доказать, что способ выражения является самоцелью, преследующей возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. 7. Комплексная психолого-светотехническая экспертиза позволяет выяснить особенности светотехнических условий восприятия. Производится она с участием специалистов в области инженерной психологии и светотехников. Экспертиза по делам о дорожно-транспортном происшествии устанавливает, как светотехнические условия повлияли на восприятие водителем дорожной ситуации. 8. Комплексная технико-психологическая экспертиза производится с целью исследования автоматических записей радиотелефонных переговоров экипажа транспортного средства (самолета, электровоза, теплохода и др.). Записи радиообмена позволяют психологам выяснить психическое состояние экипажа, дают оценку психологической атмосферы (фона) взаимоотношений между субъектами общения. При проведении судебной психологической экспертизы используются научно-обоснованные, проверенные практикой методы исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные (экспериментальные) методы (и их совокупность – методики). К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, которые относятся к научно-практическому инструментарию психологии как области знания и присущи любому виду психологической экспертизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики исследования. Метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Основными методами исследования являются: 1. Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа и методов герменевтики). 2. Психодиагностические методы исследования: биографический метод, наблюдение, диалоговые методы – беседа, опрос, структурированное интервью; экспериментальные методы (подразделяются на психометрические тесты (Векслера, Равена, CF-2A Кеттелла, Амтхауэра и пр.); классические патопсихологические методы исследования когнитивных структур и процессов (10 слов, пиктограмма, исключение понятий, классификация предметов, сравнение понятий, толкование пословиц, аналогии, корректурные пробы, таблицы Шульте-Горбова, ассоциативный эксперимент и др.); стандартизированные самоотчеты (MMPI, СМИЛ, 16-PF Кеттелла, ИТО Л. Собчик, ПДО А. Личко, Стреляу, УСК, ШРЛТ Спилбергера-Ханина, ДМО Т. Лири и пр.); субъективное шкалирование (Дембо-Рубинштейн и пр.); проективные и полупроективные методы (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Цветовой тест отношений А. Эткинда, ТВЦ М. Люшера, тест руки Э. Вагнера, «Незаконченные предложения», графические (рисуночные) методы и пр.); методы исследования самооценки и Я-концепции (репертуарные решетки Дж. Келли, Ценностные ориентации М. Рокича, тест СМО Д. Леонтьева, МИСС). 3. Методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа, метод обобщения независимых характеристик и пр.); интерпретационные методы, методы описания результатов наблюдения и исследования; методы исследования документов; методы анализа продуктов спонтанного творчества. В настоящее время судебная психологическая экспертиза производится в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции России.129 К выполнению обязанностей эксперта-психолога допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.130 Правовой основой проведения судебно-психологической экспертизы являются: – Федеральный закон №73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ; – ведомственные нормативные документы.131
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |