Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология допроса свидетелей и потерпевших




Допрос свидетелей и потерпевших чаще всего происходит в бесконфликтной ситуации, когда указанные лица дают правди­вые показания и не оказывают противодействия расследованию. Но в некоторых случаях свидетели и потерпевшие могут давать ложные показания.

Ложь – неправда, намеренное искажение истины.34 Соответ­ственно, ложные показания свидетелей и потерпевших – это умышленное искажение сведений об обстоятельствах, устанавли­ваемых в ходе допроса. Принято выделять следующие виды лож­ных показаний:

– показания, полностью состоящие из вымысла;

– показания, частично содержащие ложные утвержде­ния, которые прикрывают правду, скрываемую допрашиваемым, либо являются дополнением к ней.35 Мы считаем, что в данной классификации рассмотрен только один аспект ложных показа­ний, так как лгать можно не только активно, но и пассивно – не сообщать, скрывать интересующие следователя обстоятельства (умалчивать). При умолчании лжец скрывает истинную инфор­мацию, но не сообщает ложной, при искажении – не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информа­цию, выдавая ее за истинную.36 В определенных случаях умалчи­вание не является пассивной ложью:

– умалчивание о каких-то фактах, противоречащих сказан­ному раннее, из опасения потерять доверие следователя37 либо из боязни привлечения к уголовной ответственности за дачу лож­ных показаний;

– свидетель и потерпевший считает какую-то информацию не
относящейся к делу или нарушающей порядок изложения (на­пример, допрашиваемый, излагая событие в хронологической по­следовательности, вспоминает событие, произошедшее ранее, и собирается сообщить о нем после окончания повествования, но забывает об этом);

– допрашиваемый не сообщает какую-то информацию по­тому, что считает ее бесполезной для следствия.38

Все вышеизложенные случаи относятся к добросовестному заблуждению свидетелей и потерпевших, сложившихся на одном из этапов формирования показаний (в большей степени на этапе воспроизведения показаний). Вообще промолчать обычно легче, чем явно обмануть, так как для этого ничего не надо делать, в то время как при искажении, без хорошо разработанной «легенды», всегда есть опасность оказаться уличенным во лжи.39 Кроме того, умолчание легко оправдывается – лгущий может сказать, что сам ничего не знал, или забыл, или намеревался открыться позже.40

Мотивами ложных показаний свидетелей и потерпевших яв­ляются:

1) желание скрыть интимные стороны своей жизни (чувство стыда) (например, при совершении половых преступлений);

2) боязнь оказаться разоблаченным в совершении каких-либо
неблаговидных поступков и получить за это моральное наказа­ние, нравственное осуждение;41

3) опасение быть отвергнутым личностно значимой для него группой (человеком) из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»;

4) боязнь мести со стороны подозреваемого (обвиняемого) и их соучастников, оставшихся на свободе;

5) явная или скрытая неприязнь к следователю, правоохрани­тельным органам;

6) оговор других граждан из мести, зависти и т. д.

7) материальная заинтересованность.

С целью преодоления нежелания свидетелей и потерпевших давать показания или давать ложные показания из-за чувства стыда и боязни морального осуждения следует применять сле­дующие меры: 1) установление психологического контакта; 2) устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допраши­ваемого; 3) снятие эмоциональной напряженности (во время первых контактов следует проявлять сдержанность в мораль­ной оценке поведения свидетеля и потерпевшего42); 4) раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации не­решительности допраши­ваемого (использование метода убежде­ния43).

При преодолении нежелания свидетелей и потерпевших да­вать показания или давать ложные показания из опасения быть отвергнутыми личностно значимой для них группой (человеком) из-за допущенного «предательства» либо по причине явной или скрытой неприязни к следователю, правоохранительным орга­нам следует учитывать, что таким лицам присущ низкий уровень правосознания, обусловленный дефектами направленности лич­ности. С ними бессмысленно говорить о гражданском долге, гра­жданской значимости добросовестной позиции. Преодолеть эти мотивы можно только путем раскрытия личностного смысла правдивых показаний, используя близкие для мировоззрения та­ких лиц аргументы.

С целью преодоления нежелания свидетелей и потерпевших давать показания или давать ложные показания из-за материаль­ной заинтересованности либо с целью оговора других граждан из мести, зависти основной упор следует делать на то, что эти дей­ствия образуют состав преступления, и лица, их совершающие, подлежат уголовной ответственности.

С целью преодоления нежелания свидетелей и потерпевших давать показания или давать ложные показания из-за боязни мести со стороны обвиняемого допустимо применять любые из нижеуказанных мер: а) отказаться от фиксации в материалах уго­ловного дела адресов и телефонов допрашиваемого (домашних и служебных), а также места его работы; б) предложить пригла­шенному в качестве свидетеля или потерпевшего дать объясне­ния сначала не в форме допроса, а в порядке опроса. В случае достаточной информированности и потенциальной доказательно­сти его объяснений склонить его к даче показаний с составле­нием протокола до­проса, но с отражением установочных данных о нем не в бланке протокола, а в отдельном документе, заверяе­мом следователем и допрашиваемым и приобщаемом к делу в за­печатанном конверте; в) предложить допрашиваемому дать пока­зания под псевдонимом. При согласии на это присвоить ему оп­ределенный псевдоним, составить соответствующий акт в при­сутствии опрашиваемого и двух понятых, у которых отобрать подписки о неразглашении данного обстоятельства; г) обещать свидетелю заочное оглашение его показаний в суде и по догово­ренности с судом сдержать обещание.44

Эффективность и качество проведения допроса во многом оп­ределяется хорошо продуманными подготовительными меро­приятиями следователя. Проведение допроса без подготовки при­водит к нежелательным последствиям: не обеспечивает возмож­ности получения от свидетелей и потерпевших полной и досто­верной информации.

Подготовка к допросу свидетеля и потерпевшего состоит из совокупности заблаговременно продуманных и применяемых следователем организационных тактических приемов и решения конкретного круга вопросов в целях достижения результативного проведения данного следственного действия. В целях обеспече­ния результатов допроса следователю необходимо использовать следующие организационные действия:

– тщательное, всестороннее изучение материалов дела, имеющихся к моменту проведения допроса;

– определение цели, предмета, задач допроса;

– установление конкретного времени, места проведения этого
следственного действия, а также способа вызова свидетеля и по­терпевшего;

– изучение личности допрашиваемого;

– подготовка вещественных и иных доказательств, которые необходимо предъявить в ходе допроса;

– решение вопроса о приглашении специалиста (например, педагога (психолога) при допросе несовершеннолетнего потер­певшего или свидетеля);

– получение консультации (в случае необходимости) специа­листов по вопросам их профиля, являющимся предметом до­проса;

– подготовка научно-технических средств и приглашение специалиста-техника при предполагаемом использовании звуко­записи, видеозаписи в ходе допроса;

– установление взаимодействия с органами дознания в целях использования оперативных сведений (в случае необходимости);

– выбор и возможность использования тактических приемов в отношении конкретного свидетеля и потерпевшего

– составление письменного плана предстоящего допроса.

Изучение материалов уголовного дела к моменту допроса по­терпевшего и свидетеля предполагает внимательное исследова­ние следователем имеющихся постановлений, протоколов, заяв­лений и объяснений, анализ и оценку фактических данных, со­держащихся в этих процессуальных документах. В процессе изу­чения материалов следова­тель тщательно проверяет объяснения и показания, которые давал допрашиваемый в ходе предыдущих допросов, если он был ранее допрошен по обстоятельствам дела; определяет предмет допроса, т. е. совокупность обстоятельств и фактов, подлежащих выяснению.45 Хорошее знание следователем материалов дела, свободная ориентировка в деталях, событиях, именах (а не ознакомление с ними в ходе допроса), как правило, вызывают у свидетеля и потерпевшего предположение, что сле­дователю многое по делу уже известно, что имеет немалое такти­ческое значение.

Немаловажное значение в организации допроса свидетеля и потерпевшего занимает изучение его личности. Помимо данных, необходимых для тактики его допроса, следователю требуется выяснить, способен ли он дать достоверные показания по важ­ным для дела обстоятельствам, насколько он развит, к чему он имеет склонность и т. д. Особенно тщательным с этих позиций должно быть изучение личности свидетелей и потерпевших по делам о тяжких преступлениях, поскольку качество их показаний оказывает существенное влияние на эффективность первоначаль­ного этапа расследования. Зная общие особенности психологии людей, следователь должен помнить о том, что у каждого от­дельного индивида они выражены по – разному. Поэтому следо­вателю надо выяснить индивидуальные свойства личности свиде­теля и потерпевшего в каждом конкретном случае. Важные све­дения могут быть получены от друзей допрашиваемого, его сосе­дей, сослуживцев, а также из других источников. Особенно важно столь тщательное знакомство с личностью свидетеля и по­терпевшего, если он дает ложные показания по известным ему обстоятельствам дела. Поэтому подробное знакомство с лично­стью допрашиваемого просто необходимо, для того чтобы следо­ватель имел возможность для определения тактических приемов проведения допроса.

Конечно, всесторонне изучить перед допросом интеллект, особенности характера, морально-волевые качества всех свидете­лей и потерпевших следователь не может.46 Поэтому дополни­тельные данные о психике свидетелей и потерпевших следова­тель получает уже в ходе допроса. И только тогда он оконча­тельно определяется с тактикой производства допроса.

Определенные трудности могут возникнуть при подборе спе­циалистов для участия в допросе. Если возникает необходимость в привлечении специалистов, сведущих в узкоспециальных об­ластях знаний, следователю бывает затруднительно определить не только конкретного специалиста, но и учреждение и организа­цию, в которой он работает. Например, для исследования особен­ностей психики лиц, задействованных в сложных технологиче­ских процессах, необходим не просто специалист-психолог, а психолог, специализирующийся на изучении инженерной психо­логии.47 Также следует учитывать, что у специалистов различен уровень квалификации и, следовательно, объем специальных по­знаний. Ряд авторов48 указывают, что в следственных подразде­лениях должны быть списки специалистов. Данные списки должны содержать их адреса, телефоны, а также информацию об их квалификации.

Привлекая к участию в допросе специалиста, следователь ис­пользует его знания при подготовке к допросу. Специалист помо­гает определить объем и содержание вопросов к потерпевшему и свидетелю, а также может оказать помощь в формулировании этих вопросов49.

Дискуссионным в литературе является вопрос и критерии выбора психолога (педагога) при допросе несовершеннолетних. Одни авторы считают, что это должен быть педагог из учебного заведения, в котором учится допрашиваемый. Причем педагог знает допрашиваемого, особенности его личности. Другие счи­тают, что это должен быть специалист в области возрастной пси­хологии. По нашему мнению, следователь должен подходить к разрешению данного вопроса ситуативно, на основе своего мне­ния об особенностях личности несовершеннолетнего допраши­ваемого. В формировании этого мнения ему может помочь в ходе подготовки к допросу специалист-психолог. Для одной категории несовершеннолетних участие в допросе знакомого педагога явля­ется поддержкой, и это позволяет эффективно провести допрос; у других – вызывает негативные реакции, стеснение, страх, что от­рицательно скажется на результатах. Обязательное требование, которым следователь должен руководствоваться при выборе пси­холога и педагога, это знание возрастных особенностей психики допрашиваемого. Особенно важно это при допросе малолетних свидетелей. С помощью специалиста-психолога следователь мо­жет при подготовке определить и тактические аспекты допроса50. На основе анализа личности совместно устанавливаются способы психологического воздействия на допрашиваемого.

Таким образом, следователю необходимо ориентироваться в том объеме специальных психологических знаний, которые воз­можно ис­пользовать в процессе проведения предварительного расследования, а также безошибочно выбирать из психологов именно того узкого специалиста, который поможет разрешить возникшую проблему.

Важное значение в организации работы следователя имеет создание наиболее благоприятных условий труда. Надо подчерк­нуть, что для работы с несовершеннолетними следователю крайне необходим отдельный кабинет.

При подготовке допроса следователь должен позаботится об отдельном кабинете, если условия его работы не позволяют этого. В кабинете следователя (или в ином помещении, в котором производится допрос) не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание допрашиваемого. Небезразлично для свиде­теля и потерпевшего, где он будет сидеть по отношению к следо­вателю. Наиболее удачное расположение при допросе свидетелей и потерпевших – у стола напротив. Во время допроса необходимо предотвратить нахождение в кабинете посторонних лиц, отвле­кающие телефонные звонки и т. д., все это не способствует дове­рительному общению и мешает установлению психологического контакта с допрашиваемым. Рекомендуется закрепить на двери кабинета табличку с надписью: «Тихо, идет допрос. Не входить».

Согласно ч. 1 ст. 187 УПК РФ по общему правилу допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Решение произвести допрос в другом месте следователь прини­мает самостоятельно в связи со следственной ситуацией, причем это решение обусловливается в первую очередь объективной не­обходимостью (нахождение потерпевшего в медицинском учре­ждении, удаленность места жительства допрашиваемого и т. д.), а во-вторых, тактической необходимостью (например, допрос ма­лолетнего потерпевшего по месту жительства в наиболее при­вычной для него обстановке). Порядок вызова на допрос опреде­лен ст. 188 УПК РФ, где также указаны основания для привода: «Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо может быть под­вергнуто приводу». Закон не дает перечня уважительных причин. Некоторые из них указываются в комментариях к Уголовно-про­цессуальному кодексу РФ (чаще всего это заболевание, удостове­ренное врачом). Причем после уведомления бремя доказывания неуважительной причины лежит на должностном лице или ор­гане, по постановлению (определению) которого применяется привод.51

Подготовка к проведению допроса свидетеля и потерпевшего завер­шается составлением письменного плана допроса с обяза­тельным указанием предмета допроса, обстоятельств, по которым необходимо получить информацию. Кроме обстоятельств, под­лежащих выяснению, в плане допроса необходимо отразить по­следовательность их выяснения, постановку вопросов, их редак­цию и последовательность постановки.

Бесконфликтная ситуация допроса имеет место тогда, когда интересы следователя и допрашиваемого совпадают. В такой ситуации нет сопротивления, противодействия.52

При бесконфликтной ситуации допроса основная тактическая задача следователя заключается в том, чтобы выяснить и зафик­сировать показания свидетеля и потерпевшего в полном объеме с последующей возможностью их конкретизации и проверки с по­мощью доказательств, полученных из других источников.

При допросе в условиях бесконфликтной ситуации, допра­шиваемого, не нужно в чем-то изобличать – обо всем он расска­зывает сам. Однако допрашиваемый может часть информации, имеющей отношение к делу, «не донести» до следователя или «донести» ее в искаженном виде. Поэтому общей задачей до­проса в бесконфликтной ситуации является получение достовер­ных и полных сведений от допрашиваемого. Это осуществляется на основе тактически правильного отношения к подготовке и проведению данного следственного действия и искусного приме­нения тактических приемов.

Применение тактических приемов связано непосредственно со стадиями допроса.

На первой, вводной, части допроса в ходе которой следова­тель узнает от допрашиваемого анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, состав семьи и т. д.) следователь уже в общих чертах определяет линию своего дальнейшего поведения. На этом же начальном этапе он должен уметь определить и ха­рактер свидетеля (потерпевшего), чтобы правильно выбрать ма­неру общения с допрашиваемым. Следователь должен быть дру­желюбен по отношению к застенчивому и замкнутому свиде­телю, но критичен и строг по отношению к развязному и склон­ному ко лжи.

При появлении в кабинете допрашиваемого следователь должен встретить его деловито, но в то же время доброжела­тельно. Например, вежливо поздороваться, предложить допраши­ваемому присесть на отведенное для него место.

Если же следователь заметит наличие у потерпевшего и сви­детеля определенного барьера в общении с ним, то не следует сразу же начинать допрос. Можно обменяться несколькими фра­зами с допрашиваемым, дать возможность ему психологически расслабиться. Обычно, после того как свидетель или потерпев­ший видит, что следователь относится к нему вежливо, доброже­лательно, сочувственно, он успокаивается, страх и неуверенность проходят.

Следователь, естественно, должен обстоятельно разъяснить права и обязанности свидетелю и потерпевшему. Разъяснение не­обходимо проводить доброжелательным тоном, в конце объясне­ния необходимо переспросить допрашиваемого, понятна ли ему суть данных разъяснений.

Перед тем как приступить к допросу, следователь должен суметь разъяснить всю серьезность предстоящего допроса, а также обязательно сообщить допрашиваемому, будут ли приме­няться средства видео- или звукозаписи.

Вторая стадия допроса – установление психологического кон­такта. Обычно на этой стадии задаются незначительные для су­щества дела вопросы. Речь идет об учебе, труде, жизни допраши­ваемого, на этой стадии допустимы разговоры даже о погоде, спорте и любых иных вещах, интересных допрашиваемому. На этом этапе, в ходе простого обмена информацией определяются такие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженно­сти, основные состояния собеседников и главные аргументы, ко­торыми они будут убеждать друг друга.

В ходе допроса между следователем и допрашиваемым про­исходит обмен информацией, в которой можно выделить два ас­пекта: это словесный обмен информацией между допрашивае­мым и допрашивающим и получение информации о состоянии допрашиваемого и даже направлении его мыслей путем наблю­дения за его поведением (жесты, мимика, микродвижения конеч­ностей, цвет кожных покровов и т. д.).

Часто следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого переходить к диалогу. Это в первую очередь относится к потерпевшим и свидетелям – очевидцам, которые, переживая увиденные события или даже уг­розы со стороны преступников, могут находиться в угнетенном состоянии. Не стоит при этом забывать и о возрасте допрашивае­мых лиц, которые обладают повышенной внушаемостью и без каких-либо угроз могут скрывать информацию, боясь расплаты. Следователь обязан уметь увидеть такое состояние допрашивае­мого, определить его причины и устранить его.

Глубина наступившего контакта обычно связана с тем, на ка­ком уровне он осуществляется. Первый уровень – контакт дина­мический. Это темп, ритм и уровень напряженности. Этот уро­вень контакта связан с такими особенностями нервной системы, как сила темперамента, подвижность, уравновешенность.

Второй уровень контакта на допросе это уровень аргумента­ции. Давно известно, что одни и те же аргументы по-разному воздействуют на различных людей. Следователь выбирает их, учитывая возраст допрашиваемого, его интеллект, жизненный опыт, тип высшей нервной деятельности.

Наконец, третий уровень – это уровень социально-психоло­гических отношений, который связан с ролевыми позициями допрашиваемого.

Если следователь хочет добиться успеха, то он должен пла­нировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженно­сти, способы снятия излишнего психологического напряжения с учетом особенностей личности свидетеля и потерпевшего. Это значит, что при допросе сильных и подвижных типов темп, ритм и напряженность допроса могут быть несколько ускорены, ввод­ная часть может быть сокращена до необходимого минимума, пе­реход от одной темы к другой может осуществляться без предва­рительной подготовки.

При допросе сильных, уравновешенных, инертных типов следует учитывать такие динамические характеристики, как мед­лительность в сочетании с силой нервных процессов: у такого че­ловека сравнительно долгий период «втягивания». При этом, учитывая определенную медлительность мысленных процессов, необходимо больше времени уделять вводной части допроса и стадии, на которой непосредственно и происходит установление психологического контакта.

Особого подхода требуют при допросе слабые типы. Следует помнить, что одной из характерных реакций этого типа на раз­личные жизненные трудности является склонность к охранитель­ному торможению. При неправильно выбранном темпе и ритме допроса у свидетеля может возникнуть состояние вялости и апа­тии. Одним из свойств слабого и неуравновешенного типа явля­ется тревожность. У тревожных людей сравнительно легче вы­звать отрицательные эмоции, их легче испугать, у них легче вы­звать неудовлетворение.

После установления психологического контакта следует пе­рейти к стадии свободного рассказа. Свободный рассказ проис­ходит в хронологическом порядке.

Допрашиваемый должен дать подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу. Следова­тель определяет последовательность изложения потерпевшим и свидетелем обстоятельств дела во время свободного рассказа. Без необходимости не прерывает допрашиваемого, не торопит его, не высказывает свое мнение о показаниях.53

Тактические приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. В бесконфликтных ситуациях тактических приемов, при­меняемых непосредственно на допросе свидетелей и потерпев­ших, обычно немного, ведь допрашиваемый не препятствует ус­тановлению истины, и основное их предназначение – помочь допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом им событии.

К числу приемов допроса свидетеля и потерпевшего в бес­конфликтной ситуации можно отнести:

1) повторный допрос потерпевших по ограниченному кругу
обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний доп­рашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты. Психологически это объясняется явле­нием реминисценции. Реминисценция в психологии (лат. reminis­centia – воспоминание) – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;54

2) детализация показаний позволяет шаг за шагом проследить ход события, проверить, как они происходили.55 Данный прием
исключает опасность пропустить обстоятельства, имеющие зна­чение для дела, помогает выявить наличие у допрашиваемого добросовестного заблуждения;

3) тактические приемы, направленные на оказание помощи
допрашиваемому, для восстановления в памяти забытого и уточ­нение показаний56.

Следователю необходимо убедиться, что допрашиваемый твердо уверен в существовании определенного обстоятельства. С этой целью возможно проведение подробного допроса с приме­нением тактических приемов, основанных на оживлении ассо­циативных связей по смежности, сходности, наглядности,57 и контрастности58.

Под ассоциациями по смежности имеются в виду смежность по времени, если человеку надо вспомнить, например, как он провел один из прошлых вечеров, то он старается припомнить, что он делал каждым вечером в определенный промежуток вре­мени. Ассоциации в пространстве помогают припомнить забытое при виде какого-либо предмета, связанного с забытым. Напри­мер, вид обстановки места происшествия напоминает о событиях, происходивших в ней.

Благодаря ассоциации по сходству припоминаются похожие события или объекты, если возникает или человеку становится известна аналогичная ситуация. Так вспоминаются нужные предметы, фамилии, названия, особенности внешности преступ­ника.

Ассоциации по контрасту помогают припоминанию благо­даря противопоставлению. Так, вид человека очень высокого роста напоминает человека очень низкого роста, темный цвет на­поминает о светлом и т. д.

Также припоминанию способствуют причинно-следственные ассоциации (каузальные), когда какое-то явление, предмет вспо­минаются как следствие определенных причин или причина оп­ределенных следствий.

Однако ассоциациями надо пользоваться умело и очень осто­рожно, чтобы невольно не внести изменения в содержания пока­заний. Для этого вопрос вместе с включаемой в него информа­цией должны приобретать для допрашиваемого характер своего рода логической задачи, необходимые данные для ее решения на­ходятся за пределами информирующих элементов вопроса, только тогда ключом к решению такой задачи может явиться лишь действительное знание допрашиваемым определенных, важных для дела обстоятельств.

Допрос свидетелей и потерпевших в бесконфликтной ситуа­ции происходит при установленном психологическом контакте, поэтому чаще всего психологическое напряжение отсутствует. Однако в процессе допроса следователю необходимо все-таки применять соответствующий контроль и своевременную, адек­ватную корректировку своего поведения, которое позволяет не допустить возникновения и осложнения нежелательных ситуа­ций, отрицательно сказывающихся на желании свидетеля и по­терпевшего вступать в откровенный, конструктивный диалог и давать правдивые показания. Поэтому следователь «должен: а) быть объективным, лояльным, внимательным, корректным, веж­ливым, сдержанным; б) не допускать грубости, оскорбительных выражений или оскорбительного тона, нетерпеливости, раздра­жительности, вспыльчивости, пренебрежения к допрашиваемому, высокомерия, самолюбия. Серьезно относиться к показаниям допрашиваемого независимо от кажущейся степени их важно­сти»59. Если свидетель и потерпевший отклонится от основной линии повествования, то в таких случаях следователю необхо­димо в ходе свободного рассказа задать направляющие вопросы с целью возвратить допрашиваемого к основной линии повество­вания.

Для бесконфликтного допроса также характерна вопросно-ответная стадия, которая будет состоять из вопросов следова­теля и ответов на них потерпевшего и свидетеля. Поэтому, не­смотря на бесконфликтную ситуацию допроса, позиция допра­шиваемого может иметь характерные психологические колеба­ния. В таком случае необходим применить тактику постановки вопросов, требующих положительных ответов. Это успокаивает, снимает напряжение потерпевшего и свидетеля, вводит разговор в нужное русло. При этом нужно поддерживать контакт, не под­рывая его конфронтационными вопросами60.

Бесконфликтная ситуация допроса не гарантирует полной от­кровенности, так как свидетель и потерпевший могут добросове­стно заблуждаться, стремиться скрыть свои неблаговидные по­ступки и поведение. Поэтому следователю необходимо в ходе вопросно-ответной стадии задать потерпевшему и свидетелю во­просы:

1) дополняющие, направленные на выяснение обстоятельств, не освещенных в ходе свободного рассказа;

2) уточняющие, задачей которых является уточнение отдель­ных фактов или событий, интересующих следователя, и которые направлены на конкретизацию тех или иных обстоятельств;

3) детализирующие (конкретизирующие), целью которых явля­ется детализация сообщаемых сведений, что впоследствии облегчает проверку и оценку;

4) напоминающие, в задачу которых входит выяснение фак­тов или событий, по той или иной причине забытых или упущен­ных;

5) контрольные вопросы, которые позволят проверить и убе­диться в правдивости данных показаний потерпевших и свидете­лей.61

Некоторые авторы считают, что ч. 2 ст. 189 УПК РФ сформу­лирована не совсем корректно: «2. Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе так­тики допроса». Это положение представляется исключительно надуманным и опасным, поскольку может быть воспринято на практике как индульгенция для применения следователем такти­ческих приемов, не соответствующих критериям допустимости.62 Мы считаем, что никакой угрозы не существует, так как прием, не соответствующий критериям допустимости, тактическим приемом не является, а есть использование неразрешенных зако­ном средств (физическое и психическое насилие, обман и т. д.). Некоторые приемы могут быть ошибочно оценены как незакон­ные (например, прием использования «слабых мест» допраши­ваемого). «Сла­быми» обычно считаются такие свойства харак­тера, как тщеславие, за­вышенная самооценка, избыточная тре­вожность, повышенная мнительность, боязливость, а также нервно-психическая неустойчивость, сниженный уровень ин­теллектуального развития, негативным образом отражающийся на прогностических способностях человека. К «слабым местам» допрашиваемого можно отнести и такие психические состояния, как эмоциональная напряженность, вспыльчивость, повышенная аффективная возбудимость, отрицательно влияющие на мысли­тельную деятельность, поведение человека, готового сказать то, что он никогда бы не рассказал, будучи в эмоционально уравно­вешенном состоянии».63 Данный прием, несмотря на свое содер­жание, является законным, так как воздействует не на волевую сферу личности (принуждение64), а на интеллектуальную, эмо­циональную сферы личности (манипуляция65). Тем не менее, как мы видим, в некоторых случаях показания, полученные в резуль­тате применения указанного приема, могут быть поставлены под сомнение.

После составления протокола тактической целью следователя является закрепление психологического контакта с допрашивае­мым, для того чтобы использовать его при дальнейших встречах с ними, при производстве других следственных действий. Неко­торые авторы для этого предлагают конкретные тактические приемы, направленные на достижение этой цели. Данные приемы «должны быть направлены на позитивную информацию о доп­рашиваемом, его семье, вкусах и т. д. Расставаясь с ним, надо создать хорошее настроение, сформировать чувство психологи­ческого облегчения от беседы со следователем»66.

Таким образом, в ходе допроса свидетелей и потерпевших (на всех стадиях) необходимо использовать следующие приемы:

– Установление психологического контакта, устранение эмо­ционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого;

– Постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи.

– Раскрытие гражданской значимости добросовестной пози­ции в ситуации нерешительности допрашиваемого;

– Оказание мнемической помощи: возбуждение ассоциаций по каузальности (причинно-следственных), временной и про­странственной смежности, сходству и контрасту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...