Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология допроса несовершеннолетних




 

Следственные действия, в производстве которых участвуют несовершеннолетние, имеют определенную специфику, по­скольку их психика отличается существенным своеобразием, ха­рактеризуется широкой вариантностью, обусловленной особен­ностями высшей нервной деятельности, бытовой средой, усло­виями воспитания и обучения.

Сущность допроса, как известно, заключается в получении от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т. е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих зна­чение для разрешения уголовного дела79. Качество получаемой информации при этом зависит от ряда объективных и субъектив­ных факторов, среди которых большое значение имеет возраст допрашиваемого лица.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте от 14 до 17 лет обладает рядом особенностей, обусловленных социально-де­мографическими и нравственно-психологическими характери­стиками данной возрастной группы. Так, можно отметить мень­ший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта; слабую сосредоточенность; повышенную внушаемость; меньшее разви­тие аналитических способностей при восприятии и оценке вос­принятого; тенденцию смешивать реально воспринятое и вооб­ражаемое; эмоциональность суждений и действий80.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом, не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им инте­ресны или произвели сильное эмоциональное впечатление. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, после­довательности действий и событий; быстрее забывают восприня­тые события. Подростки обладают повышенной эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций. При этом степень выраженности указанных особенностей носит индивиду­альный характер и определяется условиями развития и воспита­ния подростка.

В процессе развития подростка в возрасте от 14 до 17 лет происходят значительные физиологические изменения. Усилен­ное функционирование гормональной системы повышает нерв­ную возбудимость подростка, делает его реактивным, экспрес­сивным. Особенно ярко проявляются такие свойства личности как несдержанность, вспыльчивость, резкость. Особенности пси­хики подростка проявляются на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний и представлений. Одной из психоло­гических характеристик изучаемой возрастной группы, по мне­нию психологов, является повышенная потребность в самоутвер­ждении, что, в свою очередь, проявляется в демонстративной не­зависимости, повышенной подражательности81.

Поведение несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняе­мого) во время допроса нередко обусловлено стремлением к де­монстрации и отстаиванию своей самостоятельности, гипертро­фированным представлением о дружбе и товариществе, боязнью отрицательной оценки со стороны его ближайшего окружения. Изложенные особенности необходимо учитывать, определяя так­тику допроса несовершеннолетнего.

Как и любое следственное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются про­межуточные задачи и достигается его конечная цель – получение от допрашиваемого лица достоверных, исчерпывающих фактиче­ских данных относительно известных ему обстоятельств, имею­щих значение для уголовного дела. К данным стадиям относятся: 1) подготовительная стадия, основными задачами которой явля­ются: получение максимального объема информации о допраши­ваемом, формирование целей допроса, определение места, вре­мени и круга лиц, которые будут участвовать в данном следст­венном действии, техническое обеспечение допроса, вызов и дос­тавление лица, установление наличия и качества имеющихся до­казательств, составление плана допроса; 2) основная (рабочая) стадия, которая условно может быть разделена на несколько под­стадий: установление психологического контакта, свободный рассказ, корректировка показаний с помощью постановки вопро­сов и предъявления доказательств. В качестве основных момен­тов, характеризующих данную стадию, можно выделить: приемы и способы установления и поддержания психологического кон­такта; приемы нейтрализации психологических барьеров; диагно­стику конфликта в ситуации допроса, психического состояния и отношения несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого к событию преступления, его последствиям, своей роли в нем, ана­лиз и оценку основных личностных образований подростка, вы­бор линии поведения при допросе; методы правомерного психо­логического воздействия в целях разоблачения лжи и т. д.; 3) фиксация показаний82.

Специфика подготовки к допросу несовершеннолетнего по­дозреваемого заключается в том, что следователь на первона­чальном этапе расследования еще не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию и степени его участия в совершении преступления (мотивы, роль, действия и т. д.), не имеет необходимого представления о личности подро­стка, ограничен во времени на подготовку к допросу. Тем не ме­нее, эффективность допроса, как и любого следственного дейст­вия, во многом зависит от уровня и качества подготовки к его проведению. В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь выполняет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий его производства: определяет время и место его проведения, собирает информацию о личности несовершеннолетнего, определяет круг участников допроса, из­бирает способ вызова несовершеннолетнего к следователю, раз­рабатывает план допроса, готовит средства фиксации показа­ний83.

По общему правилу ч. 2 ст. 46 УПК РФ, несовершеннолетний подозреваемый, задержанный в порядке ст. 91 УПК, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического за­держания. При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно он на­ходится в состоянии эмоционального возбуждения в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки, испытывает страх перед разоблачением и наказанием, перед родителями. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудниче­ства со следствием. Для этого необходимо постараться снять его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта. При этом нецелесообразно всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основой контакта является правдивая характеристика положения подозреваемого, показ того ущерба, который причинен общественно опасными действиями подростка и предложение подумать вместе, как ис­править причиненное зло, порвать с прошлым, облегчить со­весть84. Психологический контакт необходимо не только уста­навливать, но и поддерживать в процессе дальнейше­го расследо­вания. Этому будут способствовать коммуникативные ка­чества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в бе­седе совпадающие позитивные интересы несовершеннолетнего и следователя.

При решении вопроса о месте допроса несовершеннолетнего следует руководствоваться общим правилом ч. 1 ст. 187 УПК РФ, согласно которого допрос проводится по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя – в месте нахождения допрашиваемого. Несовершеннолетнего по­дозреваемого (обвиняемого) рекомендуется допрашивать в рабо­чем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если он задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы подозреваемый (обвиняе­мый) подросток не воспринял допрос как увещевательную бе­седу85. Само нахождение несовершеннолетнего в помещении следственного органа должно внушать ему чувство уважения к следователю, сознание необходимости полно и правдиво сооб­щить все сведения, входящие в предмет допроса.

Подготовка к допросу включает собирание достаточно пол­ной информации о психических и физических качествах несо­вершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. В литературе предложена программа изучения личности несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, отражающая все стороны психической деятельности и поведенческих реакций подростка: 1) условия жизни несовершеннолетнего подозревае­мого, обвиняемого перед совершением преступления: место жи­тельства; жилищные условия; состав семьи; материальное поло­жение членов семьи; физическое и психическое здоровье подро­стка; физическое и психическое здоровье членов семьи; отноше­ния в семье; отрицательные наклонности членов семьи (злоупот­ребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий и т. д.); 2) образ жизни несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого перед совершением преступления: явля­ется учащимся; занят квалифицированным трудом; занят неква­лифицированным трудом; имеет постоянное место работы; часто меняет места работы; жил на заработанные деньги; жил на нетру­довые доходы; жил на иждивении; совершал преступления (один или в группе); вел праздный образ жизни; бродяжничал; попро­шайничал; предпочитал проводить время в семье; предпочитал проводить время с друзьями; проводил время со случайными зна­комыми; любил развлечения (какие); отношение к алкоголю; сек­суальное поведение; 3) направленность личности: отношение к учебе (работе); отношение к семье; основные интересы (получе­ние знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.); планы на буду­щее; оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.); 4) интеллектуальные особенности: уровень образования; за­пас знаний (общих и специальных); качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.); свойства памяти (точность, легкость запоминания, проч­ность запоминания и пр.); свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, оторванность от реальных условий и т. д.); 5) характер: а) отношение к собственной личности – само­оценка; уровень притязаний; уверенность в своих силах; самолю­бие; эгоцентризм; склонность к самообвинению; обидчивость; б) отношение к людям – отношение к жизни и здоровью других лю­дей; уважение к человеку как к личности; доброжелательность; способность к сопереживанию; общительность, легкость уста­новления отношений; отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане); за­стенчивость (в каких ситуациях); грубость (по отношению к кому); лживость; агрессивность; жестокость; умение подчинить себе; подчиняемость; внушаемость; конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы разрешения); в) отношение к вещам, материальным ценностям – бережливость; расточительность; жадность; склонность к накопительству; стя­жательство; г) принятие решений – самостоятельность; смелость; продуманность (обоснованность); быстрота или склонность к ко­лебаниям; импульсивность; легкомыслие; 6) эмоциональность: сила эмоциональных реакций; глубина переживаний; мститель­ность, злопамятность; склонность к аффективным взрывам; ус­тойчивость настроения; преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и т. д.); способность контролировать, сдерживать проявления эмоций; 7) положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый): в семье; на работе; в неформальных группах; 8) особенности в поведении. Предложенная схема не яв­ляется исчерпывающей и может быть дополнена или расширена в зависимости от содержания уголовного дела или ситуации рас­следования86. Всестороннее изучение личности несовершенно­летнего способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но даже относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания.

При подготовке к до­просу сведения о личности несовершен­нолетнего подозреваемого мож­но получить путем анализа мате­риалов уголовного дела, в ходе бесед и опросов родителей и иных законных представителей, педагогов, соседей, представите­лей трудовых коллек­тивов, в отделах по предупреждению и пре­сечению правонарушений несовершеннолетних и других лиц, на­правления запросов в соответствующие организации. При необ­ходимости данные лица могут быть допрошены в качестве свиде­телей.

Важным элементом подготовки к допросу несовершеннолет­него является определение круга участников допроса. Участни­ками допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняе­мого) являются: защитник, педагог или психолог, законные пред­ставители несовершеннолетнего. Участие данных лиц имеет оп­ределенные тактические особенности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; от­каз от защитника как со стороны подозреваемого (обвиняемого), так и со стороны законных представителей подозреваемого (об­виняемого) недействителен. Защитник вправе участвовать в до­просах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с са­мого первого. В ходе допроса защитник вправе задавать несо­вершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей данным пока­заниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регла­ментирующего допрос.

Согласно ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолет­него подозреваемого (обвиняемого) участие педагога или психо­лога обязательно, если он не достиг 16-летнего возраста либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, при этом данные об­стоятельства должны быть подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты. Следователь вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области дет­ской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имею­щему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого. Педагогу и психологу пре­доставлены соответствующие процессуальные права (ч. 5 ст. 425 УПК РФ)87. Участие такого специалиста поможет следователю определить особенности психики несовершеннолетнего, устано­вить с ним психологический контакт, сформулировать адресо­ванные ему вопросы, выбрать наиболее оптимальные тактические приемы проведения допроса.

Необходимо отметить, что закон не указывает, в каких слу­чаях к допросу несовершеннолетнего привлекается педагог, а в каких – психолог. Решение об этом принимает следователь с уче­том комплекса факторов: характера и обстоятельств преступле­ния; данных, характеризующих социальную среду, в которой воспитывается, живет и учится подросток; наличия у подростка каких-либо заболеваний; иной информации, характеризующей личность несовершеннолетнего; мнения специалистов, которые были привлечены следователем в качестве консультантов о том, специалиста какого профиля необходимо привлечь к участию в допросе. Если несовершеннолетний учится в специализирован­ной школе, страдает какими-либо расстройствами, то привлекать к участию в допросе необходимо педагога, имеющего опыт ра­боты по обучению и воспитанию подростков именно с теми фор­мами нарушений, которыми страдает допрашиваемый. Если по­добные сведения о допрашиваемом подростке отсутствуют, то наибольший эффект будет достигнут при привлечении к участию в допросе психолога, обладающего специальными знаниями в области детской, подростковой и юношеской психологии, имею­щего практический опыт работы с несовершеннолетними одного возраста с допрашиваемым. В идеальном варианте школьный психолог и знающий подростка педагог должны присутствовать на допросе вместе. Сочетание используемых при допросе психо­лого-педагогических знаний позволит провести данное следст­венное действие без лишнего негативного воздействия и травми­рования психики подростка88.

Следователь должен также решить вопрос о том, какого пе­дагога, знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. До начала допроса целесооб­разно выяснить мнение самого допрашиваемого, в присутствии какого педагога – мужчины или женщины, знакомого или незна­комого – он предпочитает давать показания. Данный подход удовлетворяет претензии подростка на взрослость, он осознает, что с его мнением считаются. Такое отношение следователя спо­собствует установлению психологического контакта, продуктив­ности предстоящего допроса, устранению поводов для противо­поставления себя следователю.

Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего по­дозреваемого (обвиняемого) его родителей следует лишь в том случае, когда следователь не может установить с допрашиваемым психологический контакт. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интере­сами. Как показывает практика, подозреваемый несовершенно­летний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей, за­мыкается в себе и т. п.89 К тому же не все родители способны правильно вести себя при подобном допросе. Нередки случаи, когда родители уговаривают несовершеннолетнего не призна­ваться в содеянном, отказываться от дачи показаний.

Участников допроса необходимо предварительно проинст­руктировать об их роли и характере поведения в ходе следствен­ного действия (когда целесообразно включиться в допрос, какие вопросы подлежат выяснению и т. п.), предупредить о недопус­тимости постановки наводящих вопросов, высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по по­воду его поведения и содержания показаний, о недопустимости пререканий между собой и других действий, могущих осложнить проведение допроса.

Порядок вызова к следователю несовершеннолетнего подоз­реваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей, опреде­лен ст. 424 УПК РФ. Повестка о вызове несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого адресуется ему лично, однако вручается она не самому вызываемому, а его законным предста­вителям, которые обязаны обеспечить явку несовершеннолетнего по вызову. За уклонение от явки процессуальную ответствен­ность в виде принудительного привода несет сам подозреваемый или обвиняемый90.

В процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует учитывать склонность подростков к груп­повому поведению. Несовершеннолетним свойственно реализо­вывать свою социальную активность в группе, поскольку такая форма поведения позволяет чувствовать эмоциональную, мо­ральную и физическую поддержку себе подобных. Для большин­ства подростков в период становления личности общение со сверстниками является наиболее ценным и оказывает значитель­ное влияние на жизненную позицию. Именно по этой причине преступность несовершеннолетних преимущественно носит групповой характер. Указанная особенность оказывает влияние и на поведение несовершеннолетнего в процессе допроса. Резуль­таты изучения уголовных дел свидетельствуют, что каждый деся­тый несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) дает ложные показания с целью «выгородить» соучастника или соуча­стников. В связи с этим перед следователем встает задача пра­вильного определения очередности допросов несовершеннолет­них, совершивших преступление в группе91.

Решение этого вопроса должно основываться на прогнозиро­вании поведения несовершеннолетних соучастников, и первым рекомендуется допрашивать того из них, кто вероятнее всего даст полные и правдивые показания. При этом следует учитывать роль несовершеннолетнего в процессе совершения преступления, его взаимоотношения с соучастниками, наличие судимости и опыта совершения преступлений и правонарушений, а также личност­ные особенности допрашиваемого, его нравственно-психологиче­скую характеристику. Имеет значение степень доказанности уча­стия несовершеннолетнего в совершении преступления92.

Составление письменного плана допроса (хотя бы в самом общем виде) признается целесообразным в большинстве случаев. В письменном плане допроса несовершеннолетнего подозревае­мого (обвиняемого) должны быть отражены: краткая характери­стика социально-психологических признаков личности подро­стка; формулировка и последовательность вопросов, которые следует задавать после его свободного рассказа; доказательства, которыми располагает следователь по предмету допроса и способ их предъявления, с учетом вероятных реакций подростка, а также приемы психологического воздействия и их комбинации, кото­рые будут применяться в ходе допроса. Желательно предусмот­реть несколько вариантов тактики проведения допроса в зависи­мости от позиции, которую может занять допрашиваемый. При этом, как отмечается в литературе, нет необходимости составлять в каждом случае развернутый письменный план, который нужен при планировании сложных и тактически важных допросов, ко­гда несовершеннолетний склонен ко лжи93. 

Первый допрос имеет очень важное значение. Нередко он ос­тается основным и решающим, если удается получить объектив­ные и полные показания. Допрос должен быть деталь­ным и ка­саться не только обстоятельств преступления, в совершении ко­торого подросток подозревается, но и условий его жизни и вос­питания, бли­жайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объектив­ных данных о подростке, его поведении и связях будет получено, тем быстрее будет раскрыто преступление и вы­явлены обстоятельства, способствовавшие его совершению. Де­тальность допроса предполагает: 1) получение информации о действиях до совершения преступления: чем занимался (занима­лись) подростки, как возник умысел на совершение преступле­ния, имело ли место планирование, как распределялись роли, кто присутствовал при обсуждении (в том числе кроме действитель­ных соучастников преступления), как был выбран объект для по­сягательства, чем предполагалось завладеть, сколько времени прошло с момента возникновения умысла до его реализации; 2) характеристика события преступления: в какое время, где кон­кретно было совершено преступление, что из себя представляло место преступления, как было осуществлено проникновение или каким было воздействие на потерпевшего, какие использовались орудия, откуда они появились у подростков, какое имущество имелось там (или при себе у потерпевшего); как действовал доп­рашиваемый и каждый из соучастников; что было похищено в ре­зультате преступления, совершались ли на месте преступления, какие-либо иные действия; 3) данные о постпреступном поведе­нии: что делали после совершенного преступления, как было распределено и сокрыто похищенное, что предполагалось делать с украденным имуществом или вырученными от его реализации средствами, какой была договоренность относительно действий в случае задержания, каким в целом было отношение к совершен­ному деянию (сожаление, раскаяние, одобрение и т. п.).

Начинать допрос рекомендуется с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совер­шенному преступлению. После подробной беседы по биографи­ческим данным ему необходимо подробно и доходчиво объяс­нить, в совершении какого преступления он подозревается. При этом несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие во­просам, значение и правовые последствия чистосердечного рас­каяния и активного способствования раскрытию преступления, цели и сущность уголовного наказания как средства перевоспи­тания и исправления.

После завершения несовершеннолетним свободного рассказа следователь задает ему вопросы с целью устранения возможных противоречий в показаниях, уточнения неясных моментов, вос­полнения существующих пробелов. Важна правильная формули­ровка задаваемых вопросов. При формулировании вопросов не­обходимо соблюдать определенные требования, учитывающие возрастные особенности психики несовершеннолетних: а) вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершенно­летнему, соответствовать уровню его развития и образования; б) он должен быть конкретным, касающимся какого-либо одного обстоятельства, лаконичным, не допускающим двусмысленного толкования; в) необходимо избегать вопросов, на которые воз­можен предположительный или односложный ответ, вопрос дол­жен пробуждать в допрашиваемом инициативу, самостоятельную мысль; г) в вопрос нельзя включать информацию, которую несо­вершеннолетний может использовать для ответа; д) необходимо заранее продумать последовательность выяснения вопросов, чтобы один вопрос был логически связан с другим, вытекал из него, а весь допрос имел четкую логическую структуру94. Подоз­реваемый несовершеннолетний в силу внушаемости и неразви­того логического мышления способен оговорить себя, признать виновным, используя информацию, полученную из вопросов сле­дователя.

Если подозреваемый признается в совершенном преступле­нии и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоя­тельств. При этом желательно максимально детализировать изла­гаемые им факты и по возможности дословно фиксировать их в протоколе. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действи­тельно ли подросток совершил преступление или получил ин­формацию из других источников. В случае достоверности пока­заний они помогут установить новые сведения, отыскать похи­щенное имущество, орудия преступления, выявить соучастников.

Допрашивая несовершеннолетнего подозреваемого, дающего ложные показания, следователь применяет определенное психо­логическое воздействие на него с целью получения правдивых показаний. При этом психологическое воздействие должно быть правомерным, что означает недопустимость лжи и обмана, ис­пользования низменных побуждений допрашиваемого, его неве­жества и суеверия. Недопустимо обещать подростку, содержа­щемуся под стражей, изменение меры пресечения на более мяг­кую, освобождение от наказания, если он признает себя винов­ным. Такие обещания могут вызвать его самооговор. В любом случае применения указанного воздействия у несовершеннолет­него подозреваемого (обвиняемого) должна оставаться свобода выбора линии поведения в конкретной ситуации допроса. Если же поведение подростка жестко детерминировано внешними факторами, то такая форма воздействия приобретает характер психического насилия, что недопустимо в деятельности следова­теля.

Известны следующие методы правомерного психологиче­ского воздействия на личность несовершеннолетнего допраши­ваемого: метод убеждения – воздействие на эмоции, интеллект и волю допрашиваемого; метод изобличения – передача допраши­ваемому информации с целью получить от него более полные сведения; метод правомерного внушения посредством требова­ния, просьбы, предложения, совета, предостережения и преду­преждения; метод эмоционального эксперимента – использова­ние психического состояния допрашиваемого; метод примера – применяется в форме личного примера следователя или в форме сообщения о положительных действиях других лиц95.

Особенно действенным, по мнению Е. В. Стрельцовой, явля­ется метод внушения, под которым автор понимает способ воз­действия, рассчитанный на некритическое восприятие сообще­ний, в которых нечто утверждается или отрицается без доказа­тельств. Причем, если прямое внушение предполагает прямую команду с прямым указанием того, что надо сделать, то именно косвенное внушение направлено на некритическое восприятие информации, которая осознается в полном объеме. К приемам косвенного внушения, основанным на осознании информации и на некритическом ее восприятии, относятся: сложное составное внушение; внушение-предположение; банальное внушение; трю­идма; метафора Эриксона; внезапная постановка прямого (крити­ческого) вопроса; обращение к гипертрофированному чувству собственного достоинства; игра в простонародность. Указанные методы косвенного внушения не выходят за рамки ч. 4 ст. 164 УПК РФ, являются допустимыми, правомерными и соответст­вуют методам воспитательного воздействия96.

Эффективным приемом при допросе подозреваемого явля­ется демонстрация следователем своей осведомленности об об­стоятельствах совершенного преступления. При использовании этого приема следователю целесо­образно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической после­довательности, использо­вать достоверно установленные факты, на вопросы и реплики по­дозреваемого давать ответы, допускающие многозначное толко­вание. Вместе с тем, этот прием допроса надо применять с осто­рож­ностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение.

Использование фактора внезапности при предъявлении по­дозреваемому даже не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить его к необходимости говорить правду. При этом целесообразно разъяснять ему истинное значе­ние предъявляемых фактических данных.

В случае отрицания своей причастности к совершенному      преступ­лению необходимо детально выяснить, где находился подросток в мо­мент совершения преступления. Изучение следст­венной практики по­казывает, что несовершеннолетние правона­рушители обычно заранее не подго­тавливают доказательства сво­его алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахож­дения в момент совершения преступления, лицах, совместно с которыми подозреваемый находился, их совместных действиях и со­поставление полученных данных с другими материалами дела, выявля­ют несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в слу­чае дачи им ложных показаний97.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о личности несовершеннолет­него (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, гото­вясь к допросу, следователь располагает его полной нравственно-психологической и социально-демографической характеристи­кой. К этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обви­нению. Перед началом допроса следователь может ознакомить педагога, психолога и защитника с психологической характери­стикой подростка, чтобы они могли учитывать ее. Участие роди­телей, аналогично ситуации допроса подозреваемого, считается нецелесообразным.

Следователь должен обратить особое внимание лиц, участ­вующих в допросе, на порядок постановки ими вопросов, недо­пустимость пререканий, реплик, высказываний, снижающих эф­фективность воспитательного воздействия на подростка.

Перед началом допроса следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяс­нить сущность и содержание предъявленного обвинения, обосно­ванность квалификации, содержание процессуальных норм, упо­мянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Важно раскрыть значение юридических терминов, диспозицию и санкцию инкри­минируемых ему статей уголовного закона.

В соответствии со ст. 173 УПК РФ следователь в начале до­проса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения. Вы­яснение вопроса о виновности, предшествующее допросу обви­няемого, имеет важное тактическое значение, поскольку от ха­рактера ответа на него, как правило, зависит ситуация допроса. Следователи нередко недооценивают этот момент, относятся к нему формально, рассчитывая в дальнейшем получить более об­стоятельные показания, полнее характеризующие занятую обви­няемым позицию. Связанный содержанием ответа и своей подпи­сью под ним, несовершеннолетний боится изменить позицию, даже когда начинает понимать, что достаточно изобличен в даче ложных показаний. Поэтому, прежде чем фиксировать ответ в протоколе, с обвиняемым необходимо побеседовать, не ограни­чиваясь разъяснением предъявленного обвинения и прав. Если несовершеннолетний подавлен и угнетен предъявленным обви­нением, следует проявить к нему участие, объяснить, что его жизнь еще только начинается и от него зависит, как она сложится в дальнейшем, а его правдивые показания помогут разобраться во всем. Для получения правдивого ответа на вопрос о виновности необходимо использовать такие его мотивы, как раскаяние, со­весть, любовь и уважение к близким, чувство гордости. Если данные приемы будут неэффективными, можно использовать иные черты его характера, например желание показать, что он не боится наказания, а также противоречия в его отношениях с со­участниками, внушить бесполезность запирательства98. 

В случае признания обвиняемым своей вины, допрос должен быть проведен детально и обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоя­тельств преступления и роли каждого из его участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотно­шения, когда и как возник преступный умысел, кто был его ини­циатором, как первоначально распределялись роли, какие подго­товительные действия были совершены и т. д. При этом необхо­димо обратить внимание, не сопровождалась ли стадия подго­товки вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятель­ность, в совершение антиобщественных действий и т. п. Сопос­тавляя мотивы и цели планируемого преступления и наступив­шие результаты, необходимо выяснить, стремился ли обвиняе­мый к этим результатам, допускал ли он возможность их наступ­ления.

Допрашивая обвиняемого об обстоятельствах механизма пре­ступления, также необходимо стремиться к детализации показа­ний, касающихся места, времени, способа его совершения, дейст­вий каждого из участников, последовательности этих действии. Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то не­обходимо разобраться в том, происходит ли это в силу его пси­хофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отста­лость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников. В первом случае могут быть использованы приемы активизации памяти, во втором – изобличения во лжи.

Важно установить, как вел себя подросток и его сообщники после совершения преступления, какие действия совершали, с кем из взрослых входили в контакт, с какой целью (сбыт похи­щенного, укрывательство и т. п.).

Обязательно необходимо выяснить роль взрослых подстрека­телей или иных соучастников. Для этого следует обращать вни­мание на различные обстоятельства свободного рассказа подро­стка, задавать вопросы, касающиеся взрослых лиц, их взаимоот­ношений и взаимодействия с подростком.

Если подросток говорит явно заученными фразами, исполь­зует несвойственные его возрасту формулировки и выражения, это является первым признаком того, что его показания подго­товлены другими лицами. Разоблачить ложь в этом случае можно путем постановки вопросов о сопутствующих обстоятельствах, имеющих косвенное отношение к проверяемому событию. Несо­вершеннолетним трудно установить существенные связи между явлениями, поэтому они чаще дают правдивые показания по во­просам, прямо не затрагивающим обстоятельств, к рассказу о ко­торых они подготовлены.

Не следует удовлетворяться заявлениями обвиняемого, но­сящими общий характер. Важно выяснить как можно больше фактов, обстоятельств, деталей, которые после их надлежащей проверки могут стать ценными доказательствами по делу.   

Если несовершеннолетний обвиняемый не признает себя ви­новным, ему в первую очередь необходимо доходчиво раскрыть общественную опасность совершенного преступления, отноше­ние к этому людей, ущерб, который он причинил своей семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшед­шему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со след­ствием; объяснить, что это будет иметь значение смягчающего обстоятельства. Это нередко дает положительный результат, так как подросток иногда не понимает общественной опасности и противоправности своих действий. Осознав же это, он обычно искренне раскаивается в совершенном.

Нередки случаи, когда несовершеннолетний, не признавая себя виновным, одновременно отказывается от дачи показаний. В такой ситуации надо терпеливо, без раздражения объяснить ему, что отказ от дачи показаний не является препятствием к продол­жению расследования, он же тем самым не только лишает себя возможности защищаться от предъявленного обвинения, но и за­трудняет работу своего защитника. Следователь должен разъяс­нить, что основная цель допроса – проверить правильность выво­дов следствия, выяснить возможные смягчающие обстоятельства, проверить правдивость показаний допрашиваемого, что поможет установить истину.    

Особенность предъявления доказательств при допросе несо­вершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в пре­ступлении, заключается в том, что доказательства целесообразно предъявлять в нарастающем порядке, в логической последова­тельности и без большого разрыва во времени. При этом значе­ние каждого доказательства необходимо разъяснять. Предъявлять целесообразно только те доказательства, которые изобличают не­посредственно подростка. Не следует сообщать фактические дан­ные, которые, непосредственно не уличая подростка, способны раскрыть механизм совершения преступления. В силу внушаемо­сти или из желания взять вину на себя, отвести обвинение от взрослых или иных участников, он может признаваться в том, чего не совершал.

До предъявления доказательства несовершеннолетнего обви­няемого необходимо допросить об обстоятельствах, связанных с этим доказательством. Например, если на месте происшествия обнаружен след, оставленный несовершеннолетним, вначале сле­дует выяснить возможность нахождения обвиняемого на этом месте, а уже затем определить, каким образом он мог быть там им оставлен.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не при­знающего свою вину, может быть использован прием изобличе­ния во лжи. С этой целью сначала следователь сообщает о второ­степенных обстоятельствах, установленных с полной достовер­ностью. Демонстрация такой осведомленности способна повли­ять на подростка, сформировать у него убеждение в бессмыслен­ности попыток ввести следователя в заблуждение и побудить его дать правдивые показания. Аналогичным образом может быть применен и психологический эффект внезапности, в особенности если подросток убеждает следователя, что он говорит правду и раскаивается в содеянном.

В ходе допроса несовершеннолетнего обвиняемого рекомен­дуется обращать внимание на внешние проявления допрашивае­мым своих чувств, правильно воспринимать и интерпретировать его невербальные реакции, что позволит выявить ложь в его по­казаниях. В современной психологии выделяются различные не­вербальные проявления допрашиваемого: мимика (движения мышц лица) и жесты (движения частей тела, имеющие опреде­ленный смысл), пантомимика (движения всего тела), ритмико-интонационное оформление речи, вегетативные реакции (покрас­нение лица, выделение пота, учащение дыхания, расширение и сужение зрачков, тремор) и др. Известно, что лгущие несовер­шеннолетние нередко краснеют, избегают взгляда следователя, у них повышается давление, учащается пульс и т. п.99 При этом не­обходимо помнить, что каждый жест (реакция) в отдельности может свидетельствовать лишь об определенной тенденции, зна­чимой может быть только совокупность жестов, желательно раз­ного типа. Лишь в таком случае можно говорить о достаточно большой степени вероятности невербального отражения внут­реннего состояния допрашиваемого, об оценке его показаний как ложных или правдивых.     

В процессе допроса не рекомендуется показания несовер­шеннолетнего сразу заносить в протокол, так как это отвлекает его внимание, настораживает, мешает самому следователю со­средоточиться на реализации тактического плана, нарушает пси­хологический контакт между ними. Целесообразнее делать чер­новые записи так, чтобы это не мешало допросу, а по его оконча­нии заполнить протокол. В протоколе необходимо по возможно­сти сохранять обороты речи, использованные обвиняемым. Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Для фиксации показаний могут применяться технические средства фиксации. Видео- и звукозапись целесообразно приме­нять: 1) если есть основания полагать, что подросток может из­менить показания или отказаться от них под воздействием родст­венников или соучастников; 2) при необходимости фиксации эмоционального состояния допрашиваемого, специфических для несовершеннолетнего оборотов речи; 3) при нежелательности очной ставки и в других случаях. Применение технических средств фиксации необходимо поручать специалисту. Его уча­стие в допросе позволяет следователю более эффективно осуще­ствлять руководство следственным действием, соблюдать про­цессуальные правила и тактические приемы его производства. При этом следует учитывать возраст, психику и характер подро­стка, чтобы применение технических средств не приводило к его скованности, отказу от дачи показаний.

Если несовершеннолетний обладает навыками рисования, ему можно предложить изобразить схему места происшествия, орудие преступления и другие интересующие следователя пред­меты. Нередко несовершеннолетние затрудняются описать сло­вами обстановку или предмет в силу малого словарного запаса, однако достаточно подробно изображают их на бумаге. Схемы, чертежи, рисунки, изготовленные в ходе допроса несовершенно­летними, конкретизируют и поясняют их показания, поэтому они приобщаются к протоколу допроса и имеют доказательственное значение.

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и ин­дивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому собы­тию и обвиняемому.100

Такой подход дает возможность с учетом полноты и правди­вости их показа­ний выделить следующие группы несовершенно­летних свидетелей:

– очевидцы и иные добросовестные свидетели:

– подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;

– подростки из числа соучастников, дело о которых прекра­щено в связи с недостижением возраста уголовной ответственно­сти;

– малолетние свидетели.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с осо­бой категорией свидетелей, которые общаются с преступником, но сами преступлений не совершали. Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понят­ных несо­вершеннолетнему выражениях объяснить, что ему не угрожает уголовная ответственность. Вместе с тем не­обходимо под­черкнуть, насколько опасен тот путь, на который он встал, и ка­кие вредные послед­ствия повлек его проступок.

Несовершеннолетнему должно быть очевидно, что его дейст­вия решительно осу­ждаются. Следователю необходимо убедить такого свидетеля, что он должен давать правдивые показания и таким поведением доказать, что рас­каивается в содеянном и на­мерен искупить свою вину, что и будет проявляться в даче прав­дивых показаний. В большинстве случаев, особенно если несо­вершен­нолетний впервые по­пал в такую ситуацию, это даст по­ложительный результат.

Производя допрос несовершеннолетнего, принимавшего уча­стие в соверше­нии преступления и не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, если он дает чистосердечные показания, следователь, тем не менее, не должен механически ре­гистрировать эти показания, ему необходимо критически отно­сится к ним, по­скольку не исключена возможность добросовест­ного заблужде­ния и даже самоого­вора. Попытки самооговора очень распространены. Несовер­шеннолетние, не достиг­шие воз­раста уголовной ответственности, часто берут на себя вину за со­вершение преступления, в случае если соучастники преступления миновали этот возрастной рубеж. Не единичны случаи самоого­вора, если пре­ступление совершили взрослые, например, роди­тели, родственники, иные знакомые. К проведению допроса та­ких лиц надо относится творчески, проду­манно, с использова­нием детализирующих, уточняющих, контрольных вопросов, по­становка которых поможет полному, всесто­роннему, объектив­ному выясне­нию всех существенных обстоятельств дела.

Согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достиг­шее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос че­рез его законных пред­ставителей либо через администра­цию по месту его работы или учебы. На наш взгляд, следователю необходимо осторожно под­ходить к реализации на практике положения, выступающего аль­тернативой вы­зову несовершеннолетнего через законных пред­ставите­лей, и прибегать к нему лишь, в крайнем случае. Подро­стку может быть неприятно разглашение факта вызова в след­ст­венные органы (например, ввиду боязни неправильной реакции, осуждения со стороны уважаемых людей).

В соответствии с ч. 1 ст. 187 УПК РФ допрос прово­дится по месту производства предварительного следствия, однако следо­ватель вправе, если признает это необходи­мым, провести допрос в месте нахождения допрашивае­мого. Указанное обстоятельство важно учитывать при вы­зове на допрос несовершеннолетних (особенно малолет­них), поскольку на получении их показаний обстановка в кабинете следователя может сказаться неблагопри­ятно.

При решении вопроса о времени допроса несовершеннолет­него свидетеля следователю нужно помнить, что производство допросов в ночное вре­мя не допускается, за исключением слу­чаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Пере­чень таких случаев в за­коне не приводится, тем не менее ясно, что ночной допрос возможен, когда речь идет, например, о не­медленном за­держании опасного преступника, в связи с чем не­обходимо выяснить его личность или приметы.

Также не следует вызывать несовершеннолетних сви­детелей на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену – здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не обусловлено тактическими соображениями, подобный до­прос нельзя признать нравственно оправданным.

При возникновении необходимости допросить несовершен­нолетнего, важно правильно определить очередность допросов. Особенность ре­шения этого вопроса заключается в том, что на­ряду с несовершеннолетним свидете­лем, как правило, по этому же делу допрашиваются взрослые, которые могут ока­зать влия­ние на ребенка и содержание его показаний.

К таким лицам относятся, прежде всего, родственники и дру­гие близкие несо­вер­шеннолетних свидетелей. Такое оказывае­мое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Если у сле­дователя нет оснований опасаться отрицательного влияния, целесообразно начинать с допросов взрос­лых свидете­лей, которые могут сообщить важные сведения и о несовершен­нолетних, подлежащих допросу.

Определив очередность допросов, следователь должен пра­вильно наметить время его проведения, чтобы не заставлять несовершеннолетних долго ждать его начала. Долгое ожидание нервирует даже взрослых, выводит из рав­новесия. Еще быстрее теряют терпение несовершеннолетние. Они становятся нерв­ными, рассеян­ными, что может осложнить ход допроса.

Немаловажное значение в организации допроса несовершен­нолетнего свидетеля занимает изучение его личности. При подго­товке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить сле­дующие сведения о нем:

– в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается подросток (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т. д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреж­дения;

– характеристика интеллектуального развития подростка, уровень владения им речью, круг его интересов, любимые заня­тия, увлечения, способы проведения им досуга, занимаются ли с ним родители, его по­ложительные качества;

– насколько наблюдателен, сообразителен подросток, как учится, с какими трудностями в учебе он сталкивается, насколько адаптивен к школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (сучетом содержания дела и цели предполагае­мого допроса);

– не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напит­ков, наркотических средств, в совершении каких-либо не­благовидных поступков;

– ведущие черты его характера, уровень эмоциональной ус­тойчи­вости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;

– физическое развитие подростка, не страдает ли он какими-либо де­фектами, расстройствами, заболеваниями, их характер и происхожде­ние;

– состояние, в котором находился подросток во время вос­приятия интересующих следователя событий, принимал ли он сам в них участие, с чем это было связано;

– чем занимался, как проводил время подросток после про­исшед­шего события, с кем общался в этот период;

– рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых пред­полага­ется его допрашивать, что именно говорил;

– обсуждались ли взрослыми (родителями и т. п.) эти собы­тия в присутствии подростка.101

Характерологические сведения о несовершеннолетнем сле­дователь может получить из бесед с родителями, учителями, од­ноклассниками, инспекторами ПДН, участковыми инспекторами и т. д.

Дискуссионным является вопрос и критерии выбора психо­лога (педагога) при допросе несовершеннолетних. Одни авторы считают, что это должен быть педагог из учебного заведения, в котором учится допрашиваемый. Причем педагог знает допраши­ваемого, особенности его личности. Другие считают, что это должен быть специалист в области возрастной психологии. По нашему мнению, следователь должен подходить к разрешению данного вопроса ситуативно, на основе своего мнения об особен­ностях личности несовершеннолетнего допрашиваемого. В формировании этого мнения ему может помочь в ходе подго­товки к допросу специалист-психолог. Для одной категории не­совершеннолетних участие в допросе знакомого педагога явля­ется поддержкой и позволяет эффективно провести допрос, у других – вызывает негативные реакции, стеснение, страх, - что отрицательно скажется на результатах. Вызов на допрос педагога, произведенный следовате­лем без учета сведений о личности доп­рашиваемого, мате­риалов дела, взаимоотношений, сложившихся между до­прашиваемым и членами педагогического коллектива шко­лы, где он обучается, может не только затруднить процесс получения от несовершеннолетнего показаний, но и приве­сти к тягостным переживаниям. Представляется целесооб­разным вы­яснить у самого несовершеннолетнего до начала допроса, в при­сутствии какого педагога – знакомого или незнакомого – он предпочитает давать показания.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля по делам, свя­занным с половыми пре­ступлениями, следователь должен при­нять меры к тому, чтобы педагог был того же пола, что и допра­шиваемый. Стеснение, которое испытывают в присутствии лиц другого пола несовершеннолетние в ходе допроса, мо­жет не только отрицательно отразиться на полноте пока­заний, но и при­чинить моральную травму допрашиваемому.

Обязательное требование, которым следователь должен ру­ководствоваться при выборе психолога и педагога, – это знание возрастных особенностей психики допрашиваемого. С помощью специалиста-психолога следователь может при подготовке опре­делить и тактические аспекты допроса102. На основе анализа лич­ности совместно определяются способы психологического воз­действия на допрашиваемого.

Разъясняя присутствующему на допросе педагогу его права и обязанности, следователь должен заметить, что в ходе следствен­ного действия недопустимы какие-либо оценки и нравоучения. Педагог, приглашенный для участия в допросе, не знает материа­лов дела, обстоятельств совершенного преступления, его моти­вов, и поэтому его оценочные суждения относительно действий допрашиваемого, не имеющие под собой достаточных оснований, могут унизить достоинство не­совершеннолетнего, привести к по­тере контакта с ним.

Важное значение в организации работы следователя имеет создание наиболее благоприятных условий труда. Для работы с несовершеннолетними следователю крайне необходим отдель­ный кабинет.

Решая вопрос об использовании при допросе несовершенно­летних свидетелей аудио- и ви­деозаписи, следователь руково­дствуется не только право­выми, но и нравственными нормами. Указанный способ фиксации, достаточно полно и точно отражая речевые особенности допрашиваемых, позволяет к тому же на лю­бом этапе расследования проверить правильность тактики по­лучения показаний, и в частности выяснить, не задава­лись ли не­совершеннолетнему наводящие вопросы. Кроме того, наличие звуко- видеозаписи часто исключает необхо­димость последую­щих допросов и очных ставок, которые оказывают сильное трав­мирующее воздействие на психику лиц, не достигших 18 лет.

 

 

Глава 4 Психология обыска

Психология обыскиваемого

Обыск – это процессуальное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств, отдельных граждан в целях отыскания и изъятия скрываемых доказательств преступ­ления: орудий преступления, предметов, документов, ценностей, а также розыска лиц и трупов.103 Именно своим принудительным характером, необходимостью при обыске в определенных зако­ном пределах ограничивать права граждан на личную свободу и неприкосновенность жилища обыск отличается от других следст­венных действий.104 Производство обыска по указанной причине детально урегулировано уголовно-процессуальным законом, по­этому в выборе тактики производства данного следственного действия следователь обязан строго эти требования соблюдать.

Из смысла закона усматриваются следующие виды обыска: 1) в жилище граждан; 2) в помещениях предприятий, организа­ций; 3) в помещениях, занимаемых дипломатическими предста­вительствами, и в помещениях, где проживают дипломатические представители и их семьи; 4) личный обыск; 5) на местности с ограниченным доступом (земельные участки);105 6) транспортных средств, принадлежащих обыскиваемому.106

С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования престу­пления могут сложиться две основные ситуации:

– обыск явился неожиданным, и обыскиваемый (прячущий) не сумел предпринять действия по сокрытию или уничтожению вещественных доказательств;

– прячущий предвидел или допускал возможность скорого проведения у него обыска, в связи с чем предпринял необходи­мые меры к сокрытию искомого и подготовился психологически к конфликтной ситуации. Он мысленно смоделировал возможный ход и варианты поисковой деятельности следователя и в зависи­мости от этого разработал варианты своего поведения107.

Если рассматривать тактику поведения прячущего, то на со­крытие искомого влияют:

1) объективные обстоятельства – это прежде всего форма, раз­меры, вес предмета сокрытия, а также характер обстановки в которой данный предмет предстоит сокрыть;

2) интеллектуальное развитие; особенности мышления; позна­вательные интересы; жизненные потребности, формирую­щие выбор способов усвоения и переработки информации, свой­ства личности прячущего.

Исходя из этих обстоятельств прячущий:

1) избирает место сокрытия;

2) выбирает способ маскировки сокрытого;

3) выбирает линию поведения, сопровождающую и предшест­вующую обыску108.

Наиболее сложной среди перечисленных является задача по выбору мест сокрытия, находящаяся в тесной связи со свойст­вами личности: приобретенные человеком навыки, привычки, профессиональные знания, развитый кругозор, воображение, ин­туиция. Обладатель высокоорганизованных качеств легче изби­рает оптимальные, отличающиеся оригинальностью места сокры­тия, создавая при этом условия, препятствующие поиску109.

Как свидетельствует практика, простая линия поведения обыскиваемого лица проявляется в укрытии искомых предметов в труднодоступных или недоступных местах для следователя. Связано это часто с негативным эмоциональным эффектом, брезгливостью, неопытностью. Кроме того прячущий, при вы­боре места сокрытия и при его маскировке учитывает некото­рые обстоятельства влияющие на поисковую деятельность следова­теля: утомляемость обыскивающего, затрату значительных физи­ческих усилий для перемещения громоздких и тяжелых предме­тов обстановки и т. п. Учитывается недостаточная техническая оснащенность обыскивающего.

Отмечено, что лица, наделенные развитым интеллектом, прибегают к нестандартным решениям в расчете на то, что сле­дователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объект поиска, открыто на­ходящийся в поле его зрения. В этом случае говорят об объек­тивной и субъективной недоступности искомого (квазимаски­ровке)110. Как показывает следственная практика, между родом деятельности обыскиваемого лица и его склонностями, увлече­ниями и способами сокрытия разыскиваемых объектов, выбором мест для устройства тайников прослеживается определенная связь. Следовательно, при выявлении искомого следователь дол­жен учитывать рассуждения прячущего лица о выборе места со­крытия, опираясь при этом на учет личностных свойств и качеств прячущего.

Обыскиваемый в ходе обыска может совершать следующие действия с целью ввести следователя в заблуждение, скрыть свое волнение, препятствовать организованному поиску сокрытого:

– провоцировать следователя, вызывают его на конфликт, стремясь таким путем добиться эмоционального срыва следова­теля;

– имитировать внешние непроизвольные реакции;

– отвлекать следователя (посторонние разговоры, симуляция обморока, сердечного приступа и т.д.);

– сообщение ложное информации об обыскиваемых объек­тах.

Для того чтобы противостоять такого рода ухищрения, сле­дователю необходимо обладать такими качествами, как: твер­дость, решительность, настойчивость, выдержка, тактичность. При продолжительности и однообразии поисковых действий ре­комендуется сделать короткие перерывы для отдыха.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...