Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список рекомендованной литературы




 

Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник для вузов / Т. В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р. С. Белкин. – М., 2013. – 928 с.

Антонян Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений: учеб. пособие / Ю. М. Антонян, М. И.Еникеев, В. Е. Эминов. – М., 1996. – 336 c.

Баев О. Я. Производство следственных действий: криминалистический анализ УПК России, практика, рекомендации: практ. пособие / О. Я. Баев, Д. А. Солодов. – М., 2010. – 240 c.

Белкин Р. С. Курс криминалистики: криминалистические средства, приемы и рекомендации: В 3-х т. Т. 3 / Р. С. Белкин. – М., 1997. – 480 c.

Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев. СПб., 2002. – 640 с.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М., 1996. – 631 c.

Еникеев М. И. Психология следственных действий: учеб.-практ. пособие / М. И. Еникеев. – М., 2008. – 424 с.

Еникеев М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. Е. Эминов, В. А. Образцов. – М., 2011. – 216 с.

Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2012. – 640 с.

Закатов А. А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учеб. пособие / А. А. Закатов. – Волгоград, 1979. – 96 с.

Зеленский В. Д. Основные положения организации расследования преступлений: учеб. пособие / В. Д. Зеленский. – Краснодар, 2012. – 160 с.

Ищенко Е. П. Криминалистика: учебник / Е. П. Ищенко, А. А. Топорков.; под ред. Е. П. Ищенко. – М., 2010. – 784 с.

Каневский Л. Л. О нетрадиционных методах расследования в криминалистике / Л. Л. Каневский, Ю. Н. Безруков.; отв. ред. В. В. Яровенко // Западно-сибирские криминалистические чтения: рефераты научных сообщений на теоретическом семинаре кафедры криминалистики, состоявшемся 1 февраля 1996 года. – Тюмень, 1997. – С. 32–37.

Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов / А. С. Кобликов. – М., 1999. – 168 c.

Общая психология: учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. М. В. Гамезо. – М., 2008. – 352 с.

Образцов В. А. Криминалистическая психология: учеб. пособие для вузов / В. А. Образцов, С. Н. Богомолова. – М., 2002. – 477 с. 

Основные положения следственной тактики: монография / В. Д. Зеленский, Д. А. Влезько, М. В. Головин, С. И. Грицаев.; отв. ред. В. Д. Зеленский. – Краснодар, 2011. – 275 с.

Порубов Н. И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н. И. Порубов, А. Н. Порубов. – Минск, 2003. – 352 с.

Психология: учебник / В. М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – М., 2006. – 752 с.

Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей: учебник / А. Р. Ратинов. – М., 2001. – 352 c.

Романов В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М., 1998. – 488 c.

Сорокотягина Д. А. Судебно-психологическая экспертиза: учеб.-практ. пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин. – Екатеринбург, 1993. – 84 с.

Справочная книга криминалиста / Е.Н. Викторова [и др.]; отв. ред. Н. А. Селиванов. – М., 2000. – 727 c.

Экман П. Психология лжи: учеб. пособие / П. Экман. – СПб., 2011. – 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Профессиограмма правоохранительной деятельности

Следователя

Таблица 1 – Основные содержательные особенности профессиональной деятельности следователя

Ведущие факторы профес­сиональной пригодности и соответствующие им соци­ально-психологиче­ские ка­чества (психо­грамма) лич­ности следо­вателя Основные особен­ности пра­воохрани­тельной дея­тель­но­сти следователя   Критерии профессиональ­ной пригодности к деятель­ности следователя  
1 2 3
1. Правовая рег­ламентация (норма­тивность) профес­си­онального поведе­ния, при­нимаемых решений следо­вате­ля   I фактор профессиональной пригодности – высокий уро­вень социализации лич­но­сти (конвенциальность, норма­тивность поведения): высо­кий уровень правосоз­нания, социальной ответственности; честность, гражданское мужество, со­вестливость; принципиаль­ность, непримиримость в борьбе с нарушениями пра­вопорядка; обязательность, добросовестность, исполни­тельность, дисциплиниро­ван­ность; доминирование социально значимых моти­вов в сфере профессио­наль­ной деятельности Негативные качества лич­но­сти: низкий нравственный облик, нечестность, склон­ность к обману, употребле­нию алкоголя; безответст­венное отношение к выпол­нению служебных заданий, недисциплинированность   Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах по­ощре­ний, оценочных ха­рак­теристик: «чес­тен», «прин­ципиален», «трудо­любив», «пользуется уваже­нием со­служивцев», «дис­циплини­рованный, исполни­тель­ный, добросо­вестный работник», «от­вет­ственно относится к вы­полнению своих обязан­но­стей», «лич­ные инте­ресы подчиняет служебным» и т. п.; б) показатели психодиагно­стичес­ких методик: сред­ние, выше сред­него значе­ния факторов 16-ФЛО: С, G, H, Q2, Q3: низкие, сред­ние значе­ния факторов 16-ФЛО: О, Q4; линей­ный профиль личности по СМИЛ со средненорматив­ными вели­чинами шкал: средние, выше среднего значения шкал теста УСК Прогностически неблаго­приятные показатели: а) имеет дисциплинарные взыскания за обман, нару­шения законности, утрату документов, пьянство; оце­ночные характеристики: «недисциплинирован»,

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
    «систематически опазды­вает на работу», «требует кон­троля» и т.п.; б) показатели психодиагно­стических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3, в сочета­нии с вы­сокими значениями факто­ров О и Q4; высокие значе­ния шкал 4, 6, 8 СМИЛ в ка­честве ведущих при низ­ких значениях шкал 5, 7 (воз­можны различные вари­анты сочетаний шкал 4, 6, 8 со шкалой 9 со значе­ниями бо­лее 70 Т-баллов; высокие значения шкалы L СМИЛ: низкие значения шкал теста УСК
2. Властный, обя­зательный харак­тер профессиональ­ных полномочий следова­теля   Профессионально необхо­димые качества: развитый интеллект; гиб­кое, твор­ческое мышление, спо­собность к глубокому, все­стороннему анализу, к про­гнозированию; умение выде­лить главное; настой­чивость, прин­ципиальность в отстаивании прини­мае­мых решений; смелость брать на себя и нести пер­сональную ответ­ственность за свои действия и реше­ния; эмо­циональная уравнове­шен­ность; адекватная само­оценка; уважительное от­ношение к людям Негативные качества лич­но­сти: сниженные интеллектуаль­ные способности; недоста­точно развитые волевые ка­чества; эмоциональная не­ус­тойчивость; неадекватно за­вышенная самооценка; вла­столюбие, пренебрежи­тель­ное отношение к лю­дям Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «целеустремленный», «на­стойчивый», «умеет отста­и­вать свою точку зрения» и т.д.; б) показатели психодиагно­стических методик: высокие значения факторов 16-ФЛО: В, О3: средние, выше сред­них значения факторов 16-ФЛО: С, G, N; высокий по­казатель IQ по методике Ра­вена; линейный профиль личности по СМИЛ со сред­ненорматив­ными величи­нами шкал: ве­дущее место шкал 4, 6 СМИЛ в сочета­ниях со шкалами 5, 7 в нор­мативном профиле лично­сти; высокие значения пока­зателей теста УСК Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик:

 

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
    «постоянно нуждается в по­мощи», «в сложных си­туа­циях теряется», «слабо­во­лен», «высокомерен», «не пользуется автори­тетом со­служивцев» и т. п.; б) показатели психологиче­ских методик: средние, низ­кие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена: низкие значе­ния факторов 16-ФЛО: С, G, N, О3; высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в каче­стве ведущих более 70 Т-баллов; высокое значение шкалы 2 СМИЛ в качестве ведущей в сочета­нии с низ­ким значением 9 шкалы: низкие значения шкал теста УСК
3. Экстремаль­ный характер право­охранительной дея­тельности следова­теля   II фактор профессиональной пригод­ности – нервно-пси­хическая (эмо­циональная) устойчивость личности; вы­носливость к длительно воз­дей­ствующим психофи­зиче­ским пере­грузкам, вы­сокая работоспособность; нервно-психическая устой­чивость к стрессу, высокий уровень самокон­троля над своими эмоциями, настро­е­нием, стенический тип реа­гирова­ния в критических, вызы­вающих фрустра­цию ситуа­циях; развитые адап­тивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, чув­ствитель­ность, актив­ность, динамич­ность, ла­бильность, пла­стичность нервных процес­сов) Негативные качества лич­но­сти: низкий порог устой­чивости к стрессу, повы­шен­ная ­ эмоциональная на­пря­женность; Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «в сложной обстанов­ке не теряется», «способен дли­тельное время переносить физические и психические перегрузки»; б) показатели психодиагно­стических методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, Q3 в сочетании с низкими, сред­ними значениями факторов О, Q4; линейный профиль личности СМИЛ со средне­нормативными величинами шкал; средненормативное расположение шкал невро­тической триады СМИЛ (шкалы 1, 2, 3) Прогностически неблаго­приятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик:

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
  избыточная аг­рессивность, импульсив­ность поступков; невроти­че­ские симптомы, быстрая ис­тощаемость нервных про­цессов; психопати­ческие свойства характера    «в условиях повышенной нагрузки теря­ется, не может сосредото­читься», «отличается низ­кой работоспособностью», «постоянно нуждается в по­мощи»; б) показатели психодиагно­стических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3 в сочетании с вы­сокими значениями факто­ров Е, О, Q4; высокие, выше нор­мативных (более 70-75 Т-баллов) показатели шкал 2, 4, 6, 8 СМИЛ при высоких значениях шкалы 9; высо­кое значение шкалы F СМИЛ; подъем профиля с высокими значениями шкал 1, 2, 7 и 8 СМИЛ
4. Нестандарт­ный, творческий характер право­охра­ни­тельной деятельности сле­дователя   III фактор профессиональ­ной пригод­ности – познавательная (когнитив­ная) активность, продуктивность мы­шления; развитый ин­тел­лект, широ­кий кругозор, эрудиция; гибкое, твор­че­ское мышление, умственная работо­способность, сообразительность; ана­литический склад ума, прогностичес­кие способности, умение выде­лить главное; активность, подвижность психических познавательных процес­сов (восприятия, мышления, внима­ния), емкая память; развитые вообра­жение, ин­туиция, способность к аб­ст­рагированию, рефлексии Негативные качества лич­но­сти: низкая умственная работо­способ­ность, сниженная познавательная ак­тивность; сниженные интеллект; ­ Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах: сведений о высоких показа­телях, достигнутых в школе, вузе; оценочных характери­стик: «проявляет аналити­че­ские способности», «умеет выделить главное», «любит читать», «способен рас­следовать дела любой слож­ности», «работоспособен» и т. п.; б) показатели психодиагно­стических методик: высокие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Ра­вена; низкие значения шкалы L СМИЛ Прогностически неблаго­приятные показатели: а) наличие в документах: данных о слабой успевае­мо­сти в школе, вузе; сведений о низкой работоспособ­но­сти, нераскрытых

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
  неразвитое вообра­жжение; слабая память   преступ­лениях, возвращенных на доследование уголов­ных дел, отсутствии познава­тельных интересов и пр.; б) показатели психодиаг­но­стических методик; низ­кие значения фактора В 16-ФЛО и IQ теста Равена; высокие значения шкалы L СМИЛ; высокие (выше норматив­ных) значе­ния 4, 8 шкал СМИЛ в качестве ве­дущих
5. Процессуаль­ная само­стоятель­ность, персональ­ная ответствен­ность следо­ва­теля   I, II, III факторы профессио­нальной пригодности: социальная зрелость лично­сти; нер­вно-психическая, эмоционально-волевая ус­тойчивость; развитый ин­теллект, гибкое творческое мыш­ление, прогностиче­ские способно­сти; сме­лость, ре­шительность, спо­обность брать на себя от­ветствен­ность, уверенность в себе, настойчи­вость при высоком уровне самокри­тичности; адекватная само­оценка, ус­тойчивая мотива­ция на дос­ти­жение успеха Негативные качества лич­но­сти: нервно-психическая, эмо­циональная неустойчи­вость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная по­знавательная активность; повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые во­левые качества; отсутствие мотивации на достижение успехов в ра­боте Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «проявляет самостоятель­ность, инициа­тиву», «отстаи­вает свою точку зре­ния», «настойчив», «умеет планировать свою работу» и пр. б) показатели психодиагно­стических методик: показа­тели теста Равена, 16-ФЛО, СМИЛ, УСК, указанные в п. 1–4. Прогностически неблаго­приятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «постоянно нуждается в помощи», «в сложной обстановке теря­ется» и т. п.; б) показатели психодиагно­стических методик: показа­тели тестов Равена, 16-ФЛО, СМИЛ. УСК, указан­ные в п. 1–4.  

 

Таблица – 2. Основные подструктуры правоохранительной

деятельности сле­дователя и соответствующие ее основным структурным элементам фак­торы (личностные качества)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...