Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Список рекомендованной литературы
Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник для вузов / Т. В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р. С. Белкин. – М., 2013. – 928 с.
Антонян Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений: учеб. пособие / Ю. М. Антонян, М. И.Еникеев, В. Е. Эминов. – М., 1996. – 336 c.
Баев О. Я. Производство следственных действий: криминалистический анализ УПК России, практика, рекомендации: практ. пособие / О. Я. Баев, Д. А. Солодов. – М., 2010. – 240 c.
Белкин Р. С. Курс криминалистики: криминалистические средства, приемы и рекомендации: В 3-х т. Т. 3 / Р. С. Белкин. – М., 1997. – 480 c.
Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев. СПб., 2002. – 640 с.
Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М., 1996. – 631 c.
Еникеев М. И. Психология следственных действий: учеб.-практ. пособие / М. И. Еникеев. – М., 2008. – 424 с.
Еникеев М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. Е. Эминов, В. А. Образцов. – М., 2011. – 216 с.
Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2012. – 640 с.
Закатов А. А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учеб. пособие / А. А. Закатов. – Волгоград, 1979. – 96 с.
Зеленский В. Д. Основные положения организации расследования преступлений: учеб. пособие / В. Д. Зеленский. – Краснодар, 2012. – 160 с.
Ищенко Е. П. Криминалистика: учебник / Е. П. Ищенко, А. А. Топорков.; под ред. Е. П. Ищенко. – М., 2010. – 784 с.
Каневский Л. Л. О нетрадиционных методах расследования в криминалистике / Л. Л. Каневский, Ю. Н. Безруков.; отв. ред. В. В. Яровенко // Западно-сибирские криминалистические чтения: рефераты научных сообщений на теоретическом семинаре кафедры криминалистики, состоявшемся 1 февраля 1996 года. – Тюмень, 1997. – С. 32–37.
Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов / А. С. Кобликов. – М., 1999. – 168 c.
Общая психология: учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. М. В. Гамезо. – М., 2008. – 352 с.
Образцов В. А. Криминалистическая психология: учеб. пособие для вузов / В. А. Образцов, С. Н. Богомолова. – М., 2002. – 477 с.
Основные положения следственной тактики: монография / В. Д. Зеленский, Д. А. Влезько, М. В. Головин, С. И. Грицаев.; отв. ред. В. Д. Зеленский. – Краснодар, 2011. – 275 с.
Порубов Н. И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н. И. Порубов, А. Н. Порубов. – Минск, 2003. – 352 с.
Психология: учебник / В. М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – М., 2006. – 752 с.
Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей: учебник / А. Р. Ратинов. – М., 2001. – 352 c.
Романов В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М., 1998. – 488 c.
Сорокотягина Д. А. Судебно-психологическая экспертиза: учеб.-практ. пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин. – Екатеринбург, 1993. – 84 с.
Справочная книга криминалиста / Е.Н. Викторова [и др.]; отв. ред. Н. А. Селиванов. – М., 2000. – 727 c.
Экман П. Психология лжи: учеб. пособие / П. Экман. – СПб., 2011. – 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Профессиограмма правоохранительной деятельности
Следователя
Таблица 1 – Основные содержательные особенности профессиональной деятельности следователя
Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности следователя
| Основные особенности правоохранительной деятельности следователя
| Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя
| 1
| 2
| 3
| 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений следователя
| I фактор профессиональной пригодности – высокий уровень социализации личности (конвенциальность, нормативность поведения): высокий уровень правосознания, социальной ответственности; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности
Негативные качества личности:
низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах поощрений, оценочных характеристик: «честен», «принципиален», «трудолюбив», «пользуется уважением сослуживцев», «дисциплинированный, исполнительный, добросовестный работник», «ответственно относится к выполнению своих обязанностей», «личные интересы подчиняет служебным» и т. п.;
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше среднего значения факторов 16-ФЛО: С, G, H, Q2, Q3: низкие, средние значения факторов 16-ФЛО: О, Q4; линейный профиль личности по СМИЛ со средненормативными величинами шкал: средние, выше среднего значения шкал теста УСК
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) имеет дисциплинарные взыскания за обман, нарушения законности, утрату документов, пьянство; оценочные характеристики: «недисциплинирован»,
| Продолжение таблицы 1…
1
| 2
| 3
|
|
| «систематически опаздывает на работу», «требует контроля» и т.п.;
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3, в сочетании с высокими значениями факторов О и Q4; высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих при низких значениях шкал 5, 7 (возможны различные варианты сочетаний шкал 4, 6, 8 со шкалой 9 со значениями более 70 Т-баллов; высокие значения шкалы L СМИЛ: низкие значения шкал теста УСК
| 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий следователя
| Профессионально необходимые качества:
развитый интеллект; гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям
Негативные качества личности:
сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «целеустремленный», «настойчивый», «умеет отстаивать свою точку зрения» и т.д.;
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения факторов 16-ФЛО: В, О3: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, G, N; высокий показатель IQ по методике Равена; линейный профиль личности по СМИЛ со средненормативными величинами шкал: ведущее место шкал 4, 6 СМИЛ в сочетаниях со шкалами 5, 7 в нормативном профиле личности; высокие значения показателей теста УСК
Прогностически неблагоприятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик:
|
Продолжение таблицы 1…
1
| 2
| 3
| | | «постоянно нуждается в помощи», «в сложных ситуациях теряется», «слабоволен», «высокомерен», «не пользуется авторитетом сослуживцев» и т. п.;
б) показатели психологических методик: средние, низкие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, N, О3; высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих более 70 Т-баллов; высокое значение шкалы 2 СМИЛ в качестве ведущей в сочетании с низким значением 9 шкалы: низкие значения шкал теста УСК
| 3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности следователя
| II фактор профессиональной пригодности – нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности; выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов)
Негативные качества личности:
низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность;
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в сложной обстановке не теряется», «способен длительное время переносить физические и психические перегрузки»;
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, Q3 в сочетании с низкими, средними значениями факторов О, Q4; линейный профиль личности СМИЛ со средненормативными величинами шкал; средненормативное расположение шкал невротической триады СМИЛ (шкалы 1, 2, 3)
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик:
| Продолжение таблицы 1…
1
| 2
| 3
|
| избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера
| «в условиях повышенной нагрузки теряется, не может сосредоточиться», «отличается низкой работоспособностью», «постоянно нуждается в помощи»;
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов Е, О, Q4; высокие, выше нормативных (более 70-75 Т-баллов) показатели шкал 2, 4, 6, 8 СМИЛ при высоких значениях шкалы 9; высокое значение шкалы F СМИЛ; подъем профиля с высокими значениями шкал 1, 2, 7 и 8 СМИЛ
| 4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности следователя
| III фактор профессиональной пригодности – познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления; развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии
Негативные качества личности:
низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность; сниженные интеллект;
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах: сведений о высоких показателях, достигнутых в школе, вузе; оценочных характеристик: «проявляет аналитические способности», «умеет выделить главное», «любит читать», «способен расследовать дела любой сложности», «работоспособен» и т. п.;
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена; низкие значения шкалы L СМИЛ
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах: данных о слабой успеваемости в школе, вузе; сведений о низкой работоспособности, нераскрытых
| Продолжение таблицы 1…
1
| 2
| 3
|
| неразвитое воображжение; слабая память
| преступлениях, возвращенных на доследование уголовных дел, отсутствии познавательных интересов и пр.;
б) показатели психодиагностических методик; низкие значения фактора В 16-ФЛО и IQ теста Равена; высокие значения шкалы L СМИЛ; высокие (выше нормативных) значения 4, 8 шкал СМИЛ в качестве ведущих
| 5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность следователя
| I, II, III факторы профессиональной пригодности:
социальная зрелость личности; нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость; развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, спообность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности; адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха
Негативные качества личности:
нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность; повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества; отсутствие мотивации на достижение успехов в работе
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «проявляет самостоятельность, инициативу», «отстаивает свою точку зрения», «настойчив», «умеет планировать свою работу» и пр.
б) показатели психодиагностических методик: показатели теста Равена, 16-ФЛО, СМИЛ, УСК, указанные в п. 1–4.
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «постоянно нуждается в помощи», «в сложной обстановке теряется» и т. п.;
б) показатели психодиагностических методик: показатели тестов Равена, 16-ФЛО, СМИЛ. УСК, указанные в п. 1–4.
|
Таблица – 2. Основные подструктуры правоохранительной
деятельности следователя и соответствующие ее основным структурным элементам факторы (личностные качества)
|