Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы и этапы формирования




по­казаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых

 (обвиняе­мых)

 

Одним из самых распространенных и одновременно сложных следственных действий является допрос.20 С криминалистической точки зрения допрос представляет собой процессуальный способ собирания и проверки доказательственной и ориентирующей ин­формации, которую следователь получает от допрашиваемого лица в диалоговом режиме с помощью речевых и неречевых (жестов, мимики и т. п.) коммуникаций.21 Криминалисты не про­тивопоставляя допрос иным следственным действиям, считают, что успех предварительного расследования не может быть дос­тигнут без качественного производства допросов и использова­ния их результатов в процессе доказывания.22

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, показания сви­детелей и потерпевших являются одним из источников полу­чения доказательств при проведении предварительного расследо­вания. Показания свидетелей и потерпевших являются одним из наиболее распространенных источников получения данных, имеющих значение для дела. В соответствии с УПК РФ свидетель и потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу (ст. 78, 79). Не являются доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелями и потерпевшими, если они основаны на догадке, предположении, слухе, а также, если свидетель не может указать источник своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).

Отражение в сознании человека события преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, а также последующее воспроизведение их на допросе – процесс формирования показаний.23 Процесс формирования показаний у свидетелей и потерпевших подчинен общему правилу порядка формирования показаний и имеет три стадии:

– восприятие информации;

– запоминание и сохранение информации;

– воспроизведение информации.24

На каждой стадии на свидетеля и потерпевшего воздейст­вуют объективные и субъективные факторы, влияющие на проте­кание этих стадий. Воздействие этих факторов определяет каче­ство показаний, так как каждая из них содержит возможность ут­раты и искажения информации.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира во всей совокупности их свойств и признаков, действующих на органы чувств в данный момент. Восприятие протекает следующим образом: информация, посту­пающая в мозг через органы чувств (ощущение25) преобразуется человеком путем синтеза в единый перцептивный образ. Образ восприятия возникает на основе отдельных свойств и качеств предмета, отвлечения существенных свойств и признаков пред­мета и явления с одновременным отвлечентем от несуществен­ных. Кроме ощущений в восприятии задействованы опыт чело­века, его мышление, мотивация и т. д. Восприятие объективной реальности потерпевшим и свидетелем зависит от особенностей их личности (различный тип восприятия, различный уровень раз­вития наблюдательности, индивидуальные особенности воспри­ятия времени, пространства и движения).

К объективным факторам, влияющим на полноту и качество восприятия, можно отнести:

– неожиданность и кратковременность воспринимаемого яв­ления. В короткий отрезок времени невозможно мобилизовать все органы чувств на восприятие всех деталей происходящего со­бытия. Восприняв какую-то часть события на слух и не воспри­няв его зрительно, свидетель и потерпевший, нередко бессозна­тельно восполнят возникшие пробелы восприятия субъектив­ными представлениями о том, как могло с их точки зрения проте­кать это событие;

– неблагоприятные погодные условия, препятствующие вос­приятию события преступления (дождь, туман, снег, метель и т. д.);

– особенности освещения, сильный шум;

– обстановку помещения или местности, в которой происхо­дит воспринимаемое событие (нормальному восприятию мешают какие-либо предметы; четкость восприятия речи зависит от аку­стических особенностей помещений и т. д.);

– слишком большой объем воспринимаемой информации;

– применение преступником маскирующих средств происхо­дящего.

С субъективной точки зрения имеют значение преднамерен­ность восприятия, степень чувствительности органов чувств, опыт и знания потерпевшего.26 Следовательно, полноте воспри­ятия способствуют следующие субъективные факторы:

– нормальное психофизиологическое состояние органов чувств;

– сосредоточенность и направленность внимания на опреде­ленный объект или явление (целенаправленное произвольное ор­ганизованное восприятие позволяет отразить событие наиболее полно и качественно);

– навыки по организованному восприятию, которые имеются у потерпевшего или свидетеля (формируются в результате жиз­ненного опыта и профессиональной деятельности).

К субъективным факторам, которые препятствуют качест­венному восприятию, относятся:

– дефекты органов чувств либо их болезненное состояние (дальтонизм, монохромное зрение, глухота и т. д.);

– индивидуальные особенности восприятия конкретного че­ловека, сформированные на основе общих свойств и закономер­ностей процесса восприятия:

а) предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что че­ловек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона;

б) целостность восприятия – особенность восприятия, заклю­чающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это некоторое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность восприятия проявляется так же в зритель­ных иллюзиях.27 Образ восприятия имеет высокую избыточность – некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объекта. Часто свидетели и потерпев­шие, не воспринимавшие какой-либо объект во всей совокупно­сти общих и частных признаков, достраивают его, используя обобщенный образ представления об этом объекте, сформиро­вавшийся у них;

в) осмысленность восприятия (категориальность) – осмыс­лить восприятие – значит осознать предмет, который оно ото­бражает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различ­ных сторон, обобщению. Осмысление предмета завершается на­зыванием его словом-понятием, т. е. отнесением к определенной группе, классу предметов. Осмысленная информация опознается существенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, несколько бесформенных пятен сразу опознаются как фи­гура, стоит лишь ее назвать. Даже в тех случаях, когда пятно во­обще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти сходство с каким-то объектом, наде­лить его некоторой предметностью.28 Единство и взаимопроник­новение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия. Поэтому при недостатке ин­формации об объекте свидетели и потерпевшие стремятся допол­нить недостающие элементы воспринятого объекта, что обычно приводит к возникновению ложных суждений. Поэтому у свиде­телей и потерпевших следует выяснять, на чем основаны их суж­дения о различных признаках воспринятого объекта, а не только то, что они видели или слышали;

г) избирательность восприятия – из огромного числа воздей­ствий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью, чем все остальные. Эта особенность характери­зует избирательность восприятия, которая зависит, с одной сто­роны, от интересов, в значительной степени от установок лично­сти, потребностей, знаний, а с другой, обусловлена особенно­стями самого предмета восприятия, его «броскостью», контраст­ностью и пр. «...Восприятие... уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фи­гуры, а лишь те, на которые пал выбор; в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т. е. те, которым отдано предпоч­тение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными обстоятельствами»,29 – писал Ж. Пиаже;

д) константность восприятия (от лат. constants – постоянный, устойчивый) – относительная устойчивость перцептивных при­знаков предмета при изменении условий восприятия (освещенно­сти, удаленности, угла зрения, формы, величины и т. п.). Мы уда­ляемся от предметов или приближаемся к ним – в нашем воспри­ятии они не изменяются в размерах. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое время в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (исследования Лурия А. Р.);

– неудовлетворительное физиологическое состояние (состоя­ние алкогольного или наркотического опьянения, соматическое заболевание и т. д.);

– эмоциональное состояние потерпевшего и свидетеля. Со­стояние страха, испытываемое потерпевшим в момент преступ­ления, сужает сознание и снижает полноту и точность восприятия реальности.

Некоторые специфические закономерности проявляются у большинства людей при восприятии времени и пространства.

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе вос­приятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и тор­можения в больших полушариях головного мозга.

Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется:

– характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Опыт свидетельствует, что небольшие отрезки вре­мени, как правило, переоцениваются, а длительные, наоборот, преуменьшаются. Так как при расследовании преступлений обычно важны и минуты, то следует учесть, что отрезки времени менее пяти минут кажутся более длительными, чем были на са­мом деле;

– характером деятельности, которую человек в данный мо­мент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий. Если человек занят активной деятель­ностью, особенно если эта деятельность связана с удовлетворе­нием его личных потребностей, то время, затраченное на это, воспринимается более коротким, чем было на самом деле;

– возраст свидетеля и потерпевшего. Для людей пожилого возраста время течет быстрее, чем для детей.

Таким образом, представления о продолжительности времени связаны главным образом с впечатлением о последовательности отдельных частей того или иного события, явления, следующих одно за другим. Поэтому свидетель и потерпевший, отвечая на вопрос о времени, в течение которого происходило событие, должен представить его в виде своеобразной суммы, слагаемые которой – начало события, промежуточные факты, конец собы­тия. Более точно оценить время события позволяет прием, когда потерпевшему и свидетелю предлагают воспроизвести те дейст­вия, которые он осуществлял в тот момент, когда происходило событие.

Восприятие пространства – отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном восприятии уча­ствуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Важнейшим механизмом зритель­ного восприятия пространства является механизм фузии, лежа­щий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюда­теля.

Приспособление глаза к четкому видению различно удален­ных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: ак­комодации и конвергенции. При восприятии близко расположен­ных предметов происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Конкретное состоя­ние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (конвергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомода­ции и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины и объемности главную роль играет би­нокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

С определенными трудностями связано восприятие расстоя­ния до наблюдаемого объекта. Наиболее верно оценивается рас­стояние в пределах полукилометра, а вообще большие расстояния в показаниях недооце­ниваются.

При восприятии пространства у свидетелей и потерпевших могут возникать перечисленные выше иллюзии (например, хо­рошо освещенные, яркие предметы на темном фоне кажутся рас­положенными ближе).

При восприятии существенное значение для всех видов ощущений имеют адаптация и сенсибилизация. Адаптация – это изменение чувствительности, происходящее вследствие приспо­собления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижается. Адаптация суще­ствует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в ус­ловиях тишины и шума), в сфере обоняния (при действии силь­ных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса. Причем при переходе от сильных раздражителей к слабым чувст­вительность анализаторов повышается, при переходе от слабых раздражителей к сильным – понижается. Полная адаптация мо­жет привести к тому, что воздействие раздражителя перестает восприниматься (например, полная адаптация к запаху йода на­ступает через минуту). Сенсибилизация – повышение чувстви­тельности в результате взаимодействия анализаторов или упраж­нения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием сла­бых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (музыканты обладают высокой чувствительностью к звукам, при ярком свете один и тот же звук ощущается сильнее, чем в тем­ноте). Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других – десенсибилизация (трупный запах по­нижает зрительную чувствительность).

Следующий этап формирования показаний – запоминание и сохранение информации. Память – это познавательный психиче­ский процесс, посредством которого происходит восприятие, со­хранение и последующее воспроизведение человеком информа­ции, в том и числе и показаний.

В соответствии с ассоциативной теорией памяти предметы и явления окружающего мира запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, т. е. «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под воздействием объектов действительности в коре головного мозга возникают временные нервные связи, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рас­сматривались как ассоциации:30

Выделяют следующие виды ассоциаций:

1) ассоциации по смежности – являются отражением простран­ственно-временных отношений предметов и явлений;

2) ассоциации по сходству – являются отражением сходства предметов или явлений окружающей действительности;

3) ассоциации по контрасту – являются отражением противопо­ложности в окружающих человека предметах или яв­лениях;

4) ассоциации по каузальности – являются отражением при­чинно-следственных отношений предметов и явлений.31

Запоминание бывает непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Преднамеренное запоминание носит избирательный характер, т. е. запоминает человек только то, что хочет удержать в памяти для каких-то целей. Избиратель­ный характер носит и непреднамеренное запоминание, но в более узком объеме, т.е. запоминается то, что из воспринятого обратило на себя внимание, возбудило какой-то интерес (скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты): а) сила раздражи­теля (сильный звук, яркий свет); б) новизна, необычность раз­дражителя; в) подвижность предмета, а также начало или пре­кращение действия раздражителя.

Преднамеренное запоминание более устойчиво, оно особенно прочно, если человек запоминает осмысленно и использует для лучшего запоминания осмысленные повторения (воспоминания) воспринятого, которые укрепляют образовавшиеся временные нервные связи.

Для запоминания значение имеют виды памяти. Различают следующие виды памяти:

– моторная (или двигательная), т. е. память на то, что связано с движением. Например, лучше запоминается то, что написано своей рукой.

– образная (наглядно-образная) – память на наглядные пред­ставления, воспринимаемые органами чувств (зрительная память, слуховая).

– словесно-логическая, т. е. память на понятия, содержание разговоров, числа, написанное и т. д.

– эмоциональная память, т. е. память на то, что связано с пе­режитыми чувствами, эмоциями (страхом, радостью, отчаянием, волнением, восторгом и т. д.).

Любому человеку присущи все виды памяти, но наиболее развиты чаще всего лишь один или несколько. Наиболее распро­страненным типом памяти является смешанный тип – зрительно-двигательный.

На тип памяти и качество запоминания влияют следующие факторы:

– время, истекшее с момента восприятия (чем ближе воспри­ятие и запоминание к припоминанию, тем, по общему правилу, точнее и полнее воспринятое может быть воспроизведено);

– сила впечатления (чем ярче оно было, тем лучше оно за­помнится);

– состояние организма (человек, уставший, поглощенный своими мыслями, больной, хуже запоминает, чем здоровый, так как хуже может сосредоточиться на происходящем);

– темперамент человека (лучше запоминают люди медли­тельные, спокойные);

– возраст (старые люди быстро забывают происходящее с ними в настоящее время, дети же быстро забывают в силу нераз­витости мыслительных процессов).

Следующий этап формирования воспроизведение информа­ции. Вызов свидетеля и потерпевшего к следователю обычно способствует припомина­нию определенных обстоятельств еще до допроса. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему известна причина вы­зова, определить, какие конкретно факты интересуют следова­теля. На этой стадии формирования показаний так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний.32 Поэтому надо выяснить, не беседовал ли с кем-нибудь допраши­ваемый о причинах его вызова к следо­вателю, не высказывал ли о затруднениях, связанных с припоми­нанием каких-либо обстоятельств, какие слухи, мнения окру­жающих могли оказать влияние на содержание показа­ний. Вос­произведению показаний на допросе может помешать и волне­ние, вызванное необычной для допрашиваемого обстановкой и процедурой допроса. Поэтому важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу допроса и помочь свидетелю осво­иться с новой обстановкой. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может за­труднить воспроизведение вследствие появляющегося процесса торможения, вызванного переутомлением нервных клеток коры головного мозга. В этих случаях желательно перейти к выясне­нию других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания по­могает снять торможение и тогда то, что надо припомнить, как бы само всплывет в памяти.

Существенные искажения информации возможны также при передаче, приеме, переработке и ее процессуальном закреплении. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать: одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл.33 Особенно это характерно для малолетних свидетелей и потерпевших, у которых понятийный аппарат еще не сформирован. Поспешность, невнимательность следователя может помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения.

Таким образом, на стадиях восприятия, запоминания и со­хранения и воспроизведения показаний на свидетеля и потерпев­шего воздействуют объективные и субъективные факторы, кото­рые влияют на их качество, обусловливая утрату информации о событии. Данное явление получило название добросовестного за­блуждения допрашиваемого, т. е. неумышленного сообщения на допросе информации, не соответствующей действительности. Преодолению добросовестного заблуждения способствует знание следователем закономерностей процесса формирования показа­ний, учет индивидуальных особенностей личности допрашивае­мого и владение приемами по его преодолению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...